Рассказы о художниках. Сергей Алимов - график, иллюстратор, мультипликатор
Сергей Александрович Алимов - один из самых известных отечественных художников анимационного кино, график, иллюстратор.
©~~~~~~~~~~~
Родился 25 апреля 1938 года в Москве. Учился в Московской средней художественной школе, в 1963 году закончил факультет ВГИКа. Учился на художественно-постановочном факультете у Ю.И.Пименова, Б.Н.Яковлева, И.Иванова-Вано. Стажировался на студии «Загреб-фильм». В начале 60-х работал на киностудии «Союзмульфильм» художником-постановщиком, сотрудничал с Ф. Хитруком, В. Караваемым. Автор иллюстраций более чем к 100 книгам, среди которых такие выдающиеся работы, как «Мёртвые души», «Нос» Гоголя, «История одного города», «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Крошка Цахес» Гофмана, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Приключения барона Мюнхгаузена» Распе. Народный художник РФ, действительный член Академии художеств, член Российской академии кинематографических искусств, лауреат Государственной премии, главный художник театра кукол им. С.В. Образцова, профессор.
1.
Известность и славу Алимов сначала снискал в анимации. В 1962 году режиссёр Фёдор Хитрук предложил тогда ещё студенту работу над фильмом «История одного преступления». Художник Алимов и режиссёр Хитрук произвели тогда в рисованном кино настоящую революцию. В их «Истории...» «всё было новым: и сатирическое решение темы, и форма повествования, и изобразительное решение: смелое совмещение рисованной мультипликации с фотоколлажем и плоской перекладкой, использование полиэкрана».
В 1963 году мультфильм «История одного преступления», который был ещё и дипломной работой Алимова, получил приз «Золотые ворота» Международного кинофестиваля в Сан-Франциско (США) и премию Международного кинофестиваля в Оберхаузене (ФРГ).
2.
3.
После ВГИКа Сергей Алимов продолжил работать на студии «Союзмультфильм». В 1965 году ещё один его мультфильм - «Топтыжка» (1964) - получает «Бронзового льва» Международного кинофестиваля в Венеции.
Мультфильм Каникулы Бонифация в 65-м вышел на экраны и в 1966-м получил в СССР и за границей престижные награды - первую премию Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, премию «Золотой Пеликан» Первого Международного кинофестиваля мультфильмов в Мамае (Румыния), почетный диплом X Международного кинофестиваля в Корке (Ирландия). «Бонифаций - это человеческий характер, - писал Алимов, - он живёт для других. Это христианская идея. Нельзя растить детей на идеологии Скруджа».
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Последний совместный опус Хитрука и Алимова «Человек в рамке» - положили на полку: на дворе стоял 1967-й, оттепельная эйфория прошла. Этот мультфильм «должен был получить премию во Франции. И сказали в жюри, что первая премия вам гарантирована, но комитет по кинематографии запретил эту картину и сказал, что этот человек неблагонадёжен, потому что он как бы символизировал власть, хотя мы имели в виду бюрократию».
Click to view
Именно в этот момент Сергея Алимова потянуло выйти из «союзмультфильмовских» рамок: самому заняться режиссурой в анимации, перейти к экранизациям русской классики, правда, такой, за какую благоразумные люди в застойные годы не берутся. Так началась полоса эскизов к мультфильмам, которые в большинстве своем не дошли до экрана, в лучшем случае превратившись в книжные иллюстрации. Так что с середины 1970-х особенно после чёрно-белых эскизов к «Мастеру и Маргарите», увенчанных первой премией МОСХа и осевших в недрах Третьяковки, но так и не ставших ни фильмом, ни книгой, у Сергея Алимова сложилась репутация чуть ли не диссидента.
Эскизы к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Я всегда тяготел к некоему гротеску. Я иллюстрировал Гоголя, Гофмана, Салтыкова-Щедрина. И Булгаков оказался в ряду этих любимых моих писателей, которых я читал ещё в детстве», - признаётся художник.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Гоголевская тема - одна из основных в творчестве Сергея Алимова. Первые рисунки по Гоголю были сделаны к повестям «Нос» и «Портрет» еще в 1960-70-х годах. Они создавались как разработки к анимационным фильмам, но не были разрешены тогда к постановке. Затем последовали иллюстрации к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Ревизору», «Женитьбе», «Игрокам».
/В 2003 году на книжной выставке во Франкфурте одну из работ даже выкрал один из фанатов советских мультфильмов. «Когда мне позвонил мой товарищ и сказал, что у него две новости для меня, одна хорошая, другая плохая. Я говорю: „Начни с плохой“. Он говорит: „У тебя украли на выставке работу к Носу“. Я сказал: „Ну хорошо, а говори о хорошей новости“. Он говорит: „Еще раз могу тебе сказать - у тебя у единственного украли работу с Франкфуртской книжной выставки“»./
«Нос»
21.
22.
Роман «Мертвые души» с иллюстрациями С.А.Алимова впервые вышел в 1972 году, и с тех пор он продолжал развивать и усовершенствовать эту тему в станковых листах, с успехом экспонировавшихся на выставках. В 2011 году художник закончил серию иллюстраций к «Мертвым душам» для издательства «Вита Нова», специализирующемуся на уникальных книжных изданиях.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
В 1979 году вместе с режиссёром В.А. Караваевым Сергей Алимов выпускает мультфильм «Премудрый пискарь» по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже вошёл в классику анимации, и в 1980 году за эскизы декораций Алимов получил «Серебряный приз» Международного кинофестиваля в Варне (Болгария).
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
В 1986 г. он получает серебряную медаль АХ СССР за эскизы к мультфильму «История одного города» (1985).
43.
44.
Всего Сергей Александрович оформил более ста книг, и мы, к сожалению, в рамках публикации, не можем показать всё. Ну разве что ещё чуть-чуть:
Приключения барона Мюнхаузена (Издательство: М.: Дом, 1992)
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Click to view
Источники для статьи
1,
2 и др.