Оригинал взят у
cheger в
Армянская церковь в Нижнем Новгороде Сегодня хотел бы продолжить свой рассказ про жизнь религий нашего города, и на этот раз рассказать про армянскую церковь, совсем недавно появившуюся у нас в Нижнем.
Вообще, в подробности истории самих зданий и тонкостей религии вдаваться не буду, так как это все уже очень шикарно сделал
milutkin, его материалы можно найти по этому
тегу. Однако лично мне в его репортажах не хватает самого главного - людей, и именно этим мои репортажи будут отличаться от его - я буду показывать и рассказывать не просто про культовые здания и историю религии, а больше показывать людей и особенности того, как они себя ведут в подобных местах - именно это, как мне кажется, а не внешний вид здания, характеризует ту или иную религию.
И ещё, у армян самое красивое церковное пение, красивее я ещё нигде не слышал! Никогда не забуду пение в
Гегарде! Кстати, под катом есть видео на пару минут с пением в нашей армянской церкви - вам стоит его послушать, чтоб понять, о чем я говорю.
Армянская церковь с Нижнем была и раньше, построена она была в 1828 году и просуществовала сто лет, но в годы советской власти её успешно взорвали, как и многие другие церкви. Однако, как видно на фото (если вы были в Армении), она мало напоминает армянскую церковь, больше православную. Находилась она на Армянской улице, которой сейчас в Нижнем тоже нет.
2.
Однако сейчас есть улица Ереванская, в районе которой и был построен новый храм, уже в лучших традициях армянской храмовой архитектуры. Строили его долго, проекты согласовывали с "высшим руководством" в Эчмиадзине - резиденцией Католикоса Всех Армян. В итоге вся площадь храма получилась просто восхитительной, аккуратной и очень вписывающейся в пейзаж. Кстати, совсем недалеко от неё находятся православная церковь и церковь адвентистов седьмого дня. Так что получился какой-то пятачок веротерпимости. Однако, ходят слухи, что РПЦ все же настояла на том, чтоб колокольня православной церкви была самой высокой постройкой из всех этих зданий.
Около церкви располагаются хачкары, про которые я рассказывал во время своего путешествия по Армении - это своего рода архитектурный памятник, на котором изображен объемный крест. Интересно, что двух одинаковых хачкаров не бывает.
3.
Вообще, мало кто знает, что армяне не относятся ни к православию, ни к католицизму и церковь у них своя - Армянская Апостольская церковь. Относится она к древневосточным православным церквям со своими обрядами, аналогов которых просто нет. А ещё она мне очень симпатична тем, что она крайне демократична. По православным меркам - до неприличия! Поэтому, как вы понимаете, фотографировать службу не составило никакого труда, причем не только у нас в Нижнем, но и во всей Армении - люди были только рады.
4.
В армянских храмах мало икон и нет иконостаса, однако это является лишь следствием местной древней традиции, исторических условий и общего аскетизма убранства (то есть с точки зрения византийской традиции иконопочитания, когда иконами покрыты все стены храма, это можно воспринять как «отсутствие» икон или даже «иконоборчество»).
5-6.
Верующие армяне обычно не держат дома икон. В домашней молитве чаще использовался Крест. Это связано с тем, что икона в армянской церкви должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром, а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.
7.
8.
Заметьте, что Бог-Отец изображен с треугольным нимбом.
9.
Что же касается самой службы, то она сильно отличается от всех служб, которые я видел до этого. Ведется она, конечно же, на армянском языке, и понять мне что-то было просто нереально (поэтому я купил в церковной лавке красивую книгу-энциклопедию про армянскую церковь. Как будет время обязательно прочту). В самом начале службы все прихожане подходят как можно ближе к священнику и становятся около него на колени, священник произносит, вероятно, краткую проповедь. Крест всегда удерживается при помощи специального платка.
10.
После этого начинается служба, в процессе которой, как и водится в христиан, священник читает какие-то тексты, часто их напевая, причем поет он отлично и видно, что ему самому это очень нравится.
11.
Церковное пение, которое, конечно, нельзя передать на видео - это надо видеть и слышать именно в церкви, акустика которой специально для этого предназначена
Служба
Через какое-то время священник целует двух мальчиков, которые все время стоят около него, и они разносят этот поцелуй дальше, ещё двум прихожанам, те, в свою очередь, ещё двум, и таким образом этот поцелуй и объятия расходятся по всем прихожанам, независимо от того, знакомы они или нет. Видимо, это символизирует единство и братство всех армян.
12.
13.
Обратите внимание на юбку. И никто злостно не станет шипишь по углам, что вот "явилась тут". Хотя, конечно, абсолютное большинство женщин находятся на службе в длинных юбках.
14.
Свечи ставятся в песок
15.
В Армянской апостольской церкви крестное знамение трёхперстное (аналогично греческому) и совершается слева направо (как у латинян). Иные варианты Крестного знамения, практикуемые в других церквях, армянская церковь не считает «неправильными», но воспринимает как естественную поместную традицию. Что ещё раз доказывает её крайнюю демократичность.
Хлеб в Армянской апостольской церкви при совершении евхаристии по традиции используется пресный. Выбору евхаристического хлеба (пресный или квасной) не придается догматического значения. Вино при совершении таинства евхаристии используется цельное, не разбавленное водой. Освящённый евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освящённым вином (Кровью) и, преломлённый пальцами на части, подаётся причащающимся. В нижегородской церкви чаша невероятно красивая, кованая.
16.
Сначала причащаются те двое мальчиков, которые "помогали" вести службу
17.
Потом этот обряд проходят все прихожане церкви.
18.
19.
20.
Священник до такой степени искренен и как-то близок в прихожанам, что не верится, что такое может вообще быть в церкви. И это ещё одна из причин, почему мне крайне симпатична.
21.
22.
Одной из обрядовых особенностей Армянской апостольской церкви является матах (буквально «поднести соль») или благотворительная трапеза, некоторыми ошибочно воспринимаемая как жертвоприношение животного. Главный смысл матаха не в жертвоприношении, а в принесении дара Богу в виде оказания милости бедным. То есть если это и можно назвать жертвоприношением, то только в смысле пожертвования. Это жертва милости, а не кровное жертвоприношение, подобное ветхозаветному или языческому.
Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжёлой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако матах принято делать и в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви. Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется матах.
Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома. Для матаха закалывают быка, барана или домашнюю птицу (что и воспринимается как жертвоприношение). Мясо варится в воде с добавлением освящённой соли. Его раздают бедным или устраивают трапезу у себя, причём мясо не должно оставаться на следующий день. Так мясо бычка раздают в 40 домов, барана - в 7 домов, петуха - в 3 дома. Традиционен и символический матах, когда используется голубь - его выпускают на волю.
23.
Уже после службы в священнику подходит молодая пара, ребенка которой, видимо,он крестил.
24.
И на последок хочу сказать, что на армянскую службу можно просто так иногда приходить, действительно, приятное место.
25.
***Из этой же серии:
Курбан-байрам в Нижнем Новгороде Православное Рождество Старообрядческая Пасха Старообрядческая служба в Малиновском скиту Ураза-байрам в Нижнем Новгороде Новый 5774 год в нижегородской синагоге Мое пятидневное путешествие по Армении