Освоение русской Арктики. Как это было

Dec 13, 2012 11:59

Оригинал взят у arctic_blog в Освоение русской Арктики. Как это было
С каждым годом все больше влиятельных государств с интересом посматривают в сторону Арктики. У России же с ледяной «макушкой планеты» особая, длящаяся очень давно, тесная связь, ведь история освоения полярных областей нашими предками насчитывает более восьми столетий. Наши прадеды проявляли интерес к Арктике еще тогда, когда о ресурсном богатстве шельфа и изменении климата, естественно, никто даже не помышлял. Но уже в XVI веке образованные люди на Руси заговорили об идее промышленного освоения Севера и превращения его территорий в Северный морской путь (СМП). Расцвет для Северо-восточного прохода - именно так называли Северный морской путь - настал именно тогда, когда за его освоение взялось государство, приложив для этого огромные усилия. 



С 1877 г. арктические экспедиции русских моряков и ученых стали регулярными. Что заставляло русских моряков совершать полные риска и опасности экспедиции, из которых домой возвращались далеко не все? Несомненно, моряками руководила не жажда приключений, славы или наживы, а твердое убеждение, что для России эти суровые северные территории, расположенные за Полярным кругом, важны и необходимы. 
В 1932 г., уже при советской власти, было организовано Главное управление Северного морского пути, возглавил которое О.Шмидт. Для обеспечения регулярного судоходства в регионе были созданы пароходства, построена сеть гидрометеостанций, возведены города-порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения, заработала полярная авиация. Тысячи ученых, военных, строителей, заключенных приложили титанические усилия при возведении этой арктической инфраструктуры! Именно в 30-е годы прошлого столетия Севморпуть начал функционировать как слаженная транспортная артерия, тогда же (1937-1938 гг.) заработала первая советская научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» под руководством легендарного И. Папанина. 
Многолетний вклад колоссальных сил и средств в Северный морской путь не прошел даром и оправдал себя во время Великой Отечественной войны - за четыре трудных года арктической навигации с Востока на Запад было перевезено более четырех млн тонн различных военных грузов. 
В послевоенные годы развитие Севморпути продолжилось. Были существенно модернизированы и переоборудованы порты, расширена сеть полярных станций, появилось новое поколение арктических судов. 
К сожалению, с распадом Советского Союза для русской Арктики, как и для всей страны, начались непростые времена. В несколько раз сократился объем перевозок, народ начал покидать северные города в поисках лучших мест. Отрадно, что сейчас ситуация кардинально меняется. Так, в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» поставлены задачи «превратить ресурсный потенциал российской арктической зоны в материальную основу решения актуальных проблем социально-экономического развития страны и сделать СМП постоянно действующей национальной транспортной артерией, открытой для международного судоходства». 
В этой связи должно быть вполне естественным, что страны, стремящиеся осваивать возможности современной Арктики, должны сделать выбор в пользу сотрудничества с Россией. Ведь наша страна, владеющая самой большой по площади арктической территорией, имеет огромный, накопленный веками, опыт освоения просторов этой уникальной полярной зоны.

север, исследования и опросы, арктика и антарктика, ссср, россия, история

Previous post Next post
Up