В рубрике «Промысел Божий» я хочу расширить Ваши представления о традиционных народных промыслах.
Многие склонны считать, что промысел - нечто возвышенное, утонченное. На самом деле все не совсем так: промысел - средство выживания, ответ на вызов, который бросает данному обществу Судьба. Другое дело, что люди принимают вызов с достоинством и научаются в рутинной работе выискивать красоту. Либо не научаются - тупо повторяют наработанные приемы и штампуют, штампуют, штампуют...
Об этом стоит рассказать, ибо при любом раскладе перипетии жизни весьма своеобычны.
Фото и текст
© Геннадия
genamikheev Михеева
В оглавлениеПро специфическую обувь зоны (Черноземной)
Репортаж с Брянщины
Двойное название села пошло от того, что лет четыреста назад первый поселенец Василий Корж поставил свою хату на берегу речки Голубовки. Очень быстро благодатные места весьма плотно заселились. Даже сейчас, в эпоху падения российской деревни, население Коржовки-Голубовки составляет 2300 человек.
Народ здесь расчетливый, хитрый и сметливый. Вот, развалился местный совхоз "Имени Щорса", а люди не торопятся продавать сторонним дядькам, охочим до крестьянской земли, свои земельные паи. Сами эту землю по мере сил обрабатывают, а все свободное от типичных сельских дел время отдают уникальному своему промыслу.
2.
Прелюбопытное сообщение с новостной ленты: "Губернатор дал указание соответствующим службам "разрешить насущную проблему" села Коржовка-Голубовка. Департамент промышленности, транспорта и связи области организовал доставку партии отработанных автомобильных камер с автопредприятий и обеспечил сырьем мастеров до конца осени".
Странно, не правда ли! Для чего жителям отдаленного села старые автомобильные камеры, место которым на свалке? От себя замечу: губернатор, конечно, может давать любые полезные указания. Но не все, видимо, исполняются его хитроумными подчиненными. Жители Коржовки-Голубовки все так же, по старинке собирают камеры по помойкам… И творят из них подлинные, на знающие сноса шедевры технической мысли!
3.
Так что же такое вышеозначенные "бахилы"? Конечно, жителям глубинки это объяснять не надо. Горожанин, как всегда, нуждается в наставлении и наущении. Бахилы - обувь из резины. Они чуть повыше калош, и делаются так, чтобы не соскакивали с ноги. Надеваются они обычно не на голую ногу, а для бахил шьется толстый такой чулок из плотной ткани, называемый "буркой". Для бурок используются старые польта, юбки, покрывала… Внешне такая обувка смотрится, мягко говоря, "не от кутюр". Но, что странно, спросом пользуется отменным - потому что легка на подъем и как бы "обволакивает" ногу. Ходить за скотиной или в огород в ней - чистое удовольствие! В общем, как говорится, "танки грязи не боятся"! И, пока страны СНГ не покрылись сетью асфальтированных дорожек, бахилы останутся главной повседневной обувью селянина. К тому же "танки" коржовско-голубовского покроя очень даже нежны и приятны ноге.
Автомобильные камеры, 95-й бензин, каучук, деревянные колодки нескольких размеров - вот и все, что нужно для производства. Калоши делают на фабриках, с использованием дорогого и сложного оборудования. И они разваливаются! Бахилы, изготавливаемые в ручную, практически на коленях, могут служить годами! "Натянуть", "вырезать", "пошуровать"… Эти слова коржовцы-голубовцы впитывают с молоком матери. "Бахильщик" - синоним "житель Коржовки-Голубовки". "Бурочник" - то же самое. Дело это семейное: одни семьи специализируются на бахилах, другие - на бурках. Но чаще творят и то, и другое.
4.
Об этом мне рассказала супружеская чета из Коржовки-Голубовки, Елена Кирилловна и Василий Борисович Шавша. Они занимаются в равной мере бахилами и бурками, а потому для журналиста представляют неоценимую ценность, ибо несут всю информацию об уникальном промысле. Сколько лет промыслу, некто уже не помнит. Одни говорят, что Коржовка-Голубовка "схватилась" за бахилы после войны, чтобы спастись при помощи ремесла от голода. Да-а-а-а… тогда отменные были камеры, оставшиеся от фашистов, снятые с трофейной немецкой техники! Есть "знатоки", утверждающие, что "бахильный" промысел существует издревле, то есть с момента изобретения автомобильных шин. Впрочем, спорят здесь мало - все больше работают.
Заметно, что главная проблема кустарного «резинотехнического производства» - запах. Бензиновые пары, простите, проникают во все дыры и, мягко говоря, забивают чакры… Для здоровья это не очень благостно. По счастью, в теплое время года коржовцы-голубовцы трудятся во дворе, на воздухе. Ну, да: в воздухе над селом витает этот надоедливый дух ценного энергоносителя… Но надо уметь радоваться мелочам! Ведь для качественной работы нужен и качественный бензин. 92-й или, не приведи Господь, 76-й не годятся для клейки бахил! К тому же местный народ не обманешь: если приобретается топливо с высокооктановым числом, но "паленое" (то есть, поддельное), результат тоже будет печален: бахилы к черту расклеятся! Поэтому в селе работают подлинные эксперты по качеству бензина.
5.
Василий Борисович Шавша - врач-ветеринар, окончивший сельхозакадемию. Родом он с Украины, но в Коржовке-Голубовке проживает с 1972 года. Те времена были интересные: мало того, что здесь был сильный совхоз, после работы ВСЕ жители села шли домой и приступали ко второй работе, как говорится, преображались из крестьян в "бахильщиков" и "бурочников". Факт, что в те времена трудились "подпольно", типа тайком. Все, конечно, знали, что Коржовка-Голубовка - "бахильное" село, но как-то власти старались закрывать на это глаза. Уж лучше (так, наверное, думали партийные начальники) путь с резинками мутыжатся, чем вино пьют, или "Голос Америки" слушают… Впрочем, изредка возникали вспышки "административного восторга" - когда бахильщиков пытались "строить": заставляли покупать лицензии на кустарное производство, платить налоги…
В нынешние времена государственные власти совершенно оставили бахильщиков в покое. В этом Василий Борисович находит глубокий смысл. Здесь что получается: власть в редчайшем случае проявила мудрость, ибо бахильщик, продав плод рук своих, будет иметь наличные деньги. Путь он не заплатил налог - зато он понесет деньги в магазин - и купит продукты. И в любом случае деньги от бахил попадут в экономику. Мое наблюдение: в Коржовке-Голубовке просто неимоверное количество магазинов.
Есть еще один тонкий момент. Коржовка-Голубовка расположена удачно, всего в семи километрах от районного центра. А там есть заводы, рабочие места. И молодежь устраивается на работу туда. Бахилы и бурки стали прерогативой тех, кому за 40, ну а "костяком" бахильно-бурочного дела стали пенсионеры.
Василий Борисович тоже пенсионер. Работают они вместе с женой и сыном. Хозяин сейчас как "архитектор": в основном руководит. И занимается "обрезанием", самой тонкой и ответственной работой. К "руководящей должности" Шавша пришел после перенесенной болезни. Ну а делать бахилы он научился почти с первого дня, как только поселился в Коржовке-Голубовке. С волками жить - по вол… простите, не ту поговорку припомнил… в общем, сосед тогда показал Шавше, как бахилы делать и пробурчал: "Я вижу ты, академик, смышленый. Обычно с восьмой пары научаются хорошо робить. У тебя с шестой получится!" Так оно и вышло…
6.
Главный потребитель бахил, как ни странно - Украина. Благо "самотно господарство" совсем недалеко. Проблема только одна: таможня. На ней (точнее, на них, ибо таможен две), нужно, как и принято в "дружественных странах", отстегивать, то есть давать взятки. Приходится мириться… Зато на три дня смотаешься "за кордон" - и вот тебе приработок! Невеликий, но масло на хлеб намазать позволит…
Василий Борисович с Еленой Кирилловной показали, как эти самые бахилы творятся. После разрезки автомобильной камеры на колодке заготовка "зашуровывается", дерется "драчкой", специальной такой грубой щеткой, превращающей гладкую поверхность в шершавую. Это делается для того, чтобы клей лучше ложился. "Зашуровывание" - женская работа, ибо она для терпеливых и старательных. Мужики режут и клеют - им достается самое вонючее мероприятие. За день в зависимости от умения можно сделать от 4 до 8 пар; это при условии что работают вдвоем. Да, работа без сомнения тяжелая, грязная и вреднючая. Но, когда все заводы и фабрики в городе закрылись, (это случилось в середине 90-х годов прошлого века), Коржовка-Голубовка за счет бахил, можно сказать, процветала (по крайней мере по сравнению с соседними селами). Теперь жизнь вроде бы полегче стала, ведь в городе появились рабочие места, а потому повального "бахильства" в селе не наблюдается.
7.
Трудно доставать натуральный каучук, основу клея. За ним приходится ехать аж в Набережные челны. Резину проще стало добывать, ведь автомобилизация страны набирает обороты, а следовательно все больше и больше рваных камер выкидывается на свалки. При советской власти выискивать "сырье" коржовцы-голубовцы отправлялись аж в Прибалтику.
Местные бахильщики - они на всю страну востребованы, ибо конкурентов у Коржовки-Голубовки так и не появилось. Есть одно село на Украине, Горностаевка Черниговской области, но тамошние бахильщики сильно проигрывают в качестве. Они, украинцы "язычки" (края бахил прошивают нитками, что явно не добавляет прочности их продукции. В Коржовке-Голубовке давно научились "язычки" проклеивать, а потому наша, российская продукция пока еще не превзойдена. Даже китайцы, которые, кажется, научились имитировать все - вплоть до космических технологий - так и не смогли наладить производство качественных бахил!
8.
Как я уже говорил, основным рынком потребления бахил и бурок остается Украина. Там, на местной мове бахилы называют "чунями", "армяшками" или "коблами" (в зависимости от региона). Торгуют не на базарах, а разъезжают по селам, заходят в дома и вопрошают: "Хозяйка, чуни треба?"
Интересно, что в селе несколько лет назад построили новый храм. И "поднят" он был на пожертвования местного населения, считай, на "бахильные" доходы. Коржовцы-голубовцы любят родное село и всячески стараются "держать марку" самого трудолюбивого селения области.
А вот свежее сообщение с новостной ленты: "Уроженец Коржовки-Голубовки Д. Коноваленко, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя в Тверской области, намерен организовать пошивочный цех в помещении бывшего медпункта. Кроме того, для организации производства, изготовления новых изделий методом горячей штамповки достигнута договоренность с главой местного поселения о предоставлении предпринимателю Коноваленко одного из пустующих зданий".
9.
Итак, бахилы выходят на промышленный уровень! Но, может, в том-то и секрет выживаемости здешнего промысла, что он семейный, негромкий? Мелкий бизнес обладает свойством гибкости, мимикрии (приспосабливаемости) к капризам экономики. И, что главное, семейное дело подспудно подталкивает к повышению качества, ведь нельзя дома делать что-либо не на совесть! Впрочем, время покажет, к чему приведет капитализация уникального промысла.
Геннадий Михеев