Станция на острове Самойловский

Nov 02, 2012 17:32


Указал и прокомментировал zimaj
«Точечная застройка» в русском Заполярье

Как мы на обывательском уровне представляем себе быт полярников? Немытые мужики с бородами, заправленными в рейтузы с начёсом, сидят на пустых ящиках из-под посылок, припивая седой самогон из чумазых люминивых кружек, стряхивающие пепел от самокруток из шерсти медведя в ржавые банки от «Нескафе». А, ну и раз в месяц грязным ногтём скребут они по «приборам», чтобы снять «показания».



Остров Самойловский - в основном, ровная тундра
Оказалось, картинка в разгар XXI века может быть куда более опрятной. Вот вновь отстроенная, готовящаяся к своей первой зимовке научно-исследовательская станция на острове Самойловский в дельте реки Лены.
Новой станцией на острове Cамойловский заведует опытный полярник

Как вы увидите ниже, научно-исследовательская станция на острове Самойловский в дельте Лены готова. Однако эту зиму на ней проведут не ученые, а технический персонал, который еще раз проверит надежность комплекса. Мы предлагаем вам посмотреть, как выглядит построенная станция.



2. Так выглядит арктическая станция СО РАН с высоты птичьего полета



3. Вертолетной площадкой служит ровный участок тундры

Комиссия Сибирского отделения РАН приняла участие во вводе в эксплуатацию научно-исследовательской станции (НИС) на острове Самойловский в дельте Лены. Напомним, что совместные российско-германские экспедиции работают в дельте реки Лена, в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море еще с 1998 года, однако, возведение современного комплекса стало возможным только в 2010 году после визита Владимира Путина, который тогда был председателем правительства РФ. О ходе работ на станции рассказывает главный инженер СО РАН кандидат технических наук Виталий Петрович Михеев.



4. Научно-исследовательская станция (НИС) является структурой Института нефтегазовой геологии и геофизики им.А.А.Трофимука СО РАН



5. Участники рабочей группы СО РАН по технической приёмке станции. В центре - главный инженер СО РАН Виталий Михеев и начальник УКСа Виктор Мошкин.

- Как уже сообщалось, НИС передаётся в Российскую академию наук, непосредственно в Институт нефтегазовой геологии и геофизики им.А.А.Трофимука СО РАН, где уже создано специальное подразделение - Арктический центр во главе с доктором географических наук Михаилом Николаевичем Григорьевым. В связи с завершением строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по приглашению Спецстроя РФ на научную станцию была направлена рабочая группа специалистов СО РАН, в состав которой, кроме меня, вошли начальник Управления капитального строительства СО РАН Виктор Леонидович Мошкин, главный инженер ИНГГ Андрей Иванович Сидоренко и уже принятый на работу начальник станции Фёдор Виссанионович Селяхов.



6. Ответственный момент: приёмка сауны. Справа - начальник станции Фёдор Селяхов.

Как будущие эксплуатанты станции, мы участвовали в ее технической приёмке: убедились, что все системы жизнеобеспечения - электрогенерация, тепло- и водоснабжение, водоотведение и система спутниковой связи работают в штатном режиме. НИС полностью готова, все строительные и отделочные работы завершены. На НИС завезено достаточное до навигации будущего года количество горючего. Сейчас идёт совместная эксплуатация всех инженерных систем, наши специалисты работают рука об руку с пусконаладочным персоналом поставщиков энергооборудования, набираются опыта. Идёт завоз всего необходимого - продовольствия, посуды, снаряжения, спецодежды и прочих необходимых для длительной зимовки вещей. Параллельно с этим представители Спецстроя России завершают оформление разрешительной документации на ввод станции в эксплуатацию.



7. Выгрузка пассажирского вездехода



8. Мобильная буровая установка в трюме теплохода



9. Российский квадроцикл «Арго» - не пляжного формата
Фотографий новой станции пока немного, но есть и интерьерные снимки:



10. Лаборатория готова к работе. Но учёных она дождётся весной.
Кроме этого, есть на станции, кроме жилых и лабораторных помещений, кухня-столовая, тренажёрный зал, комната отдыха с бильярдом, сауна, душевые, прачечная (рейтузы с начёсом, привет!), а также конференц-зал на втором этаже.



11. Дизайн холла выполнен из местных находок

Внутренние помещения НИС выглядят, как хорошие современные офисы. Работает кухня-столовая, на втором этаже комфортабельный конференц-зал, тренажерный зал, комната отдыха с бильярдом, на первом этаже кроме жилых и лабораторных помещений имеются сауна, душевые, прачечная, а также складские помещения. При этом всё компактно, каждый уголок продуман, как на подводной лодке - прежде всего, из соображений энергоэффективности, топливо там на вес золота. Готовится к работе и вся спецтехника, поступившая в составе НИС: это трехосный вездеход на базе «Урала», оборудованный теплым салоном для перевозки персонала, вездеход на гусеничном ходу, лёгкий вездеход «Арго», снегоход «Ямаха», квадроцикл «Сузуки», каютный катер «Урал», имеются также надувные лодки и легкие буровые установки. Катер рассчитан на плавание в больших реках и водоемах, что позволит организовать транспортное сообщение по реке Лена между НИС и посёлком Тикси и, таким образом, существенно снизить потребность в дорогостоящих вертолетных рейсах.



12. В конференц-зале и перед станцией три флага: России, Германии и Республики Саха-Якутия



13. «Урал» - катер достаточно мореходный. Укомплектован мотором «Ямаха» и спиннингами
Конечно, не всё так просто: чтобы отгрохать это великолепие, пришлось много лет маяться и даже Путина на Самойловский остров заманить, чтобы «носом ткнуть». И только когда премьер в 2010 году ойкнул на всё Заполярье, ужаснувшись «избушке на курьих ножках», только тогда нашлись и миллионы, и желание, и термин «оперативность» вспомнился…

В целом мы высоко оценили работу генподрядной организации ФГУП «Инстрой» при Спецстрое России и акт завершения строительно-монтажных работ подписали с лёгким сердцем. Хочется сказать добрые слова в адрес руководителей, специалистов и рабочих «Спецстроя». Они старались на совесть, зачастую стремились улучшить проектные решения, чтобы легче работалось персоналу станции - в общем, вложили частичку души. Хотелось бы видеть эту мощную профессиональную организацию и на других будущих объектах СО РАН.



14. Cat - значит Caterpillar, производитель дизель-генераторов. Энергетическое сердце станции.



15. Система многоступенчатой очистки воды, включая бактериальную

Что касается научного оборудования, то частично оно находится в пути, но ряд установок и приборов уже на станции, часть смонтирована в лабораториях. Напомню, что зимой 2012-2013 гг. здесь не будет исследователей, только технический персонал. Тем не менее, «Спецстрой» проинформировал нас, что в конце октября на остров будет завезено недостающее оборудование и осуществлена его наладка. В настоящее время от СО РАН готовится группа научных работников во главе с М.Н. Григорьевым для приёмки всего научного оборудования. К концу года после завершения комплектации и осуществления государственной регистрации станция будет официально передана в Сибирское отделение РАН. На начало экспедиционного сезона 2013 года планируется окончательное открытие НИС и старт исследовательских работ.



16. На всякий пожарный. Система порошкового тушения.



17. Виталий Михеев не случайно сравнил станцию (НИС) с подводной лодкой
Конечно, за суровых мужиков, которые готовятся провести первую зиму на станции, радостно. Но по большому счёту, это капля в море. И учёные Сибирского отделения Российской академии наук справедливо сетуют: нужна целая сеть таких станций в Арктике. А пока, как бы трагикомично это ни звучало - это лишь пример «точечной застройки» в русском Заполярье.



18. В пасмурную погоду включается наружное освещение

Предстоящая зимовка будет первой и, безусловно, не простой для технического персонала станции. Вместе с тем хочется отметить, что уже сформировалась хорошая команда профессионалов. Начальник станции Федор Селяхов до этого был заместителем директора федерального заповедника «Усть-Ленский». Это опытный полярник с богатой биографией, заканчивал Рижский Краснознамённый институт гражданской авиации (РКИИГА), работал в полярной авиации. Он хорошо ориентируется в Арктике, умеет принимать решения в сложных условиях. Приведу лишь один пример: в марте-апреле прошлого года Фёдор Виссанионович перегонял гусеничный транспорт на материк с острова Малый Ляховский из системы Новосибирских островов и преодолел около 500 километров по льдам моря Лаптевых. Заместитель начальника НИС Александр Григорьевич Шеян имеет за плечами опыт руководства арктическими станциями Росгидромета, грамотный специалист и хозяйственный человек. И с остальными членами «экипажа» мы познакомились и можем сказать, что это не случайные люди в Арктике. Персонал станции будет работать вахтовым методом. Графика ещё нет, но ориентировочно каждая смена будет находиться на НИС около месяца, а затем возвращаться в Тикси.

Подготовили Андрей Соболевский (текст)
и Виталий Михеев (фото)
Находится станция вот здесь (крестик на северной кромке России):



19.

нравы и мораль, исследования и опросы, арктика и антарктика, климат, современность, техника и технологии, фото и картинки, север, жизнь и люди, наука

Previous post Next post
Up