Промысел Божий: Поют Кукарские коклюшки ...

Oct 12, 2012 21:57


В рубрике «Промысел Божий» я хочу расширить Ваши представления о традиционных народных промыслах.

Многие склонны считать, что промысел - нечто возвышенное, утонченное. На самом деле все не совсем так: промысел - средство выживания, ответ на вызов, который бросает данному обществу Судьба. Другое дело, что люди принимают вызов с достоинством и научаются в рутинной работе выискивать красоту. Либо не научаются - тупо повторяют наработанные приемы и штампуют, штампуют, штампуют...

Об этом стоит рассказать, ибо при любом раскладе перипетии жизни весьма своеобычны.

Фото и текст © Геннадия Михеева
В оглавлениеПлоды кукарских мастериц
Репортаж с Вятки

Слободу Кукарку переименовали в город Советск в 1918 году, как говорят, по всеобщему решению народа. Трудно сказать, так ли это было на самом деле - времени-то с тех пор утекло немало - но исторические хроники донесли до нас сообщение о том, что выходец из местных кустарей-валенщиков Михаил Изергин, член ВКП(б), ставший главным человеком в слободе, под звон набата с пожарной каланчи собрал обывателей по типу Новгородского вече (есть сведения, что в древности берега Вятки колонизировали новгородские ушкуйники).



Народ выдвинул ряд альтернативных вариантов названия, звучащих поблагозвучнее Кукарки, но, когда из толпы донеслось: “Советск пусть будет!”, - споры в одночасье прекратились и обыватели, перекрестившись, признали: “Ну, Советск - так Советск... Даешь Советск!” так и повелось: если «Советск» - значит, тоска зеленая, и ничего в этом захудалом городишке не словишь. А словить, между тем, есть, чего. Причем, в хорошем смысле.



2.
Старая Кукарка славилась изящными мастерами. Еще Максим Горький упоминал об одном редкостном кукарском мастере, творящем из дерева чудные фигурки. Все старинные кукарские промыслы связаны были с каким-нибудь изяществом; даже валенки в Кукарке валяли “стильные”. Фабрика валяной обуви работает, кстати, и сейчас. Один из кукарских промыслов - “опочный камень”. Резчики по камню производили великолепные могильные памятники, которые и по сей день красуются на старом кладбище. Кроме надгробий, опочные мастера резали затейливых слоников и львов для украшения фасадов купеческих домов. К сожалению, промысел ныне забыт. Еще в Кукарке очень любили украшать дома причудливой деревянной резьбой. С установлением советской власти в Советске традиция украшения домов забылась и замечательные образцы деревянного зодчества можно найти лишь на старинных зданиях.



3.
Но главный кукарский промысел - плетение на коклюшках. По счастью, это удивительное искусство живо.

К тому же, есть еще более веский повод написать о кукарском кружеве: в мае этого года две мастерицы из Советска заняли первые места на всероссийском конкурсе. Он проводился в городе Йошкар-Оле и на него съехались представительницы лучших школ не только кружевоплетения, но и других традиционных рукоделий. Соревновались мастерицы из Нижнего Новгорода, Владимира, Уфы, Торжка, Вологды и Казани. Первые места по кружевоплетению заняли Валентина Песикова (среди мастеров) и Лариса Брагина (среди учениц). Обе - из училища кружевниц, которое в Кукарке существует с 1893 года.

Теперь это училище называется “ПУ-28” и оно является по-своему уникальным. Но вначале неплохо было бы рассказать о том, как в Кукарке появился этот промысел.

Началось все триста лет назад. Тогда в Кукарке возник человек, называвший себя корабельным мастером, якобы сбежавшим в Вятские леса из Воронежа, с Петровских верфей, спасаясь от немилости своих хозяев. Мастер говорил, что долгое время обучался плотницкому делу в далекой стране Голландии, но мужики верили ему не очень, несмотря на то, что с ним была жена, настоящая… голландка. Имени мастера и его жены история не сохранила, зато человеческая память твердо усвоила, что именно жена того плотника впервые ознакомила кукарских женщин с традиционным европейским рукоделием: плетением на коклюшках.



4.
Это ремесло родилось в Италии в конце 15 века и очень быстро распространилось на всем пространстве Старого Света, несмотря на свою сложность. Охвачены были и бескрайние русские просторы. В лучшие времена в Кукарке и прилегающих деревнях работали до 3 тысяч кружевниц. Не самой плохой была и советская эпоха: в городе работала фабрика “8 марта”, производящая замечательные кружевные вещи. Теперь фабрика обанкротилась, мастерицы распущены на “домашние хлеба” и все производство, как и обучение, сосредоточилось в стенах училища №28.

Ну, а теперь познакомимся с лучшей кружевницей России Валентиной Владимировной Песиковой (Лариса Брагина, лучшая среди “юниоров”, - ее непосредственная ученица). Валентина отчасти еще пребывает в страсти недавно закончившейся борьбы:

- ...Я думала, что буду вторая. Нам дали задание: салфеточка и 12 часов работы. Конечно первой должна была стать женщина из Вологды, там все-таки, самое знаменитое кружево. И сделала она на 35 минут быстрее меня.

- И как же получилось, что вы выиграли?

- Знаете, мне кажется, - качеством. Вообще-то, у нас, на Вятке всегда мулине плели, но на конкурсе вдруг дали всем ниточку №10, как в Вологде. Сначала я была в шоке... но немногим погодя опомнилась - и быстренько освоилась.

- А чем вообще ваше, кукарское кружево отличается от вологодского?

- Сложностью. И еще оно за сотни лет никогда не менялось. В Вологде узор более однотипный и основной узор у них состоит из полотняного переплетения. А у нас есть и “полотнянка”, и “сетка”, и различные декоративные тесемки: “крестик с разрывом”, “восьмерка”, “крыжовник”, “с дыркой”, “с корченкой”, и еще несколько. Дальше у нас узор украшается различными видами сканей. Но есть и еще одна “изюминка”: в Вологде идет просто “сцеп”, а у нас - “сцеп с пересцепом”. То есть по одному сцепу нитей у нас идет еще несколько сцепов - это дает плотность и рисунок не раздваивается. И еще мы отличаемся количеством коклюшечек - у нас их до двенадцати пар, а всего - двадцать четыре. Нигде нет такого количества...



5.
А разговор наш происходит, между тем, в классе. Молоденькие девчонки седят за “бубнами” (специальными подушками в форме барабанов являющимися, по сути станками для плетения) и по всему помещению разносился легкий, тонкий перезвон коклюшек. Валентина показала мне особенные, кукарские “вересовые” коклюшки. Дело в том, что во всей России эти палочки делаются из березы и только здесь - из можжевельника (здесь он зовется вересом), коего по берегам Вятки произрастает немало:

- Вересовые коклюшечки звон имеют необычный, певучий. А потрогайте, какие они гладенькие! Я не могу грубо называть коклюшки: они для меня “коклюшечки”. Под их мелодию петь хочется...

Валентина, родившись в Вятской глубинке, в Подосиновском районе, не ведала даже, что есть такое кукарское кружево. Просто, однажды, вместе с подругой приехала поступать в 28-е, а, выучившись, осталась работать в училище мастером. И 15 сентября этого года исполнится 30 лет с тех пор, как она стала учить кружевному делу молоденьких девчонок. Всего через ее руки прошло больше 600 учениц.

Картинки из Кукарки:



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14.



15.

Геннадий Михеев

нравы и мораль, современность, города и сёла, творчество и промыслы, деревня и село, фото и картинки, жизнь и люди, традиции, север, провинция, биографии и личности, регионы, женщины, культура, мастер

Previous post Next post
Up