Праздники: Земля Бояна

Oct 06, 2012 09:20


О праздности

Скрывать не буду - о русской праздничной культуре говорить нелегко. Русский праздник, ежели возможно в данном случае нивелировать, - действо надрывное, я бы сказал даже, тяжелое. Дело не только в пьянстве - в конце концов, карнавальная культура во всем мире немыслима без опьянения. Проблема более сложная, она сопряжена с "комплексами" русской нации.

Здесь я расскажу исключительно об аутентичных праздниках, имеющих глубочайшие традиции. Почти все они имеют языческие корни. Это важно, ибо люди, считающие себя православными, на самом деле исповедуют религию, которую не знают и считают чуждой. Впрочем, лучше сами ознакомьтесь с материалом и сделайти свои выводы, которые, вероятно, не совпадут с моими.

Фото и текст © Геннадия Михеева
В оглавлениеО земле Бояна
Репортаж с Брянщины

По утверждению ряда ученых - Трубчевск, город, чья история начинается еще в первом тысячелетии - признан родиной певца Бояна. “Слово о полку Игореве” буквально испещрено славицами в честь Бояна:



“...Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекающется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы...”

В общем, Боян - тот самый гражданин, который “растекался мыслию по древу... Есть те, кто оспаривает подлинность “Слова...”, и соответственно утверждает, что Боян - вымышленный персонаж, но местный, трубчевский историк Н.Г.Тихонов провел оригинальное исследование, результатом которого стало абсолютное утверждение: Боян был!

Его роль можно было сравнить с ролью Гомера для Греции (с той только разницей, что реальность Гомера не доказана по сию пору). Про Бояна, “певца старого времени”, говорили многие, даже несмотря на то, что до наших времен дожила лишь слава о певце-сказителе, а вот ни одного его произведения не сохранилось; но реальное доказательство существования “вещего Бояна” обнаружилось относительно недавно. Ученые расчищали росписи Софийского собора в Киеве и наткнулись на древнюю надпись, согласно которой Мария Мстиславовна, супруга князя Всеволода, купила всю Боянову землю и заплатила за нее 700 гривен, причем одна десятая часть этой суммы, “церковная десятина”, внесена была собольими мехами. Землю продала вдова Бояна и вырученная сумма, надо сказать, была равна годовому доходу нескольких городов. Где именно находилась эта земля, историки так с точностью и не дознались.



2.
По мнению Тихонова Боян был “хотью” - близким другом князя Олега Гореславоваича, современники считали певца прямым наследником языческого бога Велеса. Судя по тому как старательно его воспевает безвестный автор “Слова о полку Игореве”, Боян считался своего рода авторитетом в деле стихотворчества. Сочинял он “Песни славы” русским князьям, т.н. былины - их исполнение сопровождалось игрой на гуслях (что многие оспаривают, утверждая, что в те времена были иные музыкальные приспособления). В каком-то смысле он был придворным поэтом, но так же Боян вполне мог быть и воином, и крупным феодалом (что, впрочем не противоречило истине, ведь и теперь поэты и художники, близкие к власть имущим, далеко не бедны). Умер Боян в начале XII века и предположительно похоронен в Киевских пещерах.

“Но при чем здесь городок Трубчевск?” - спросите вы. А вот, при чем. В “Слове...”, кроме князя Игоря, есть равноценный персонаж, бой-тур Всеволод, Трубчевский князь, родной брат Игоря, так же попавший в полон и претерпевший муки. Трубчевск расположился в среднем течении реки Десны и можно считать, что и земли, и родина Бояна с наибольшей вероятностью могли располагаться именно здесь. Не случайно здесь поставлен памятник “певцу старого времени” и ежегодно проводится праздник “На земле Бояна”.

Вообще в мире есть всего три памятника Бояну (второй - в Брянске, а третий - в украинском зарубежье, в древнем русском городе Новгород-Северском). То, что “землей Бояна” стал считаться Трубчевск - заслуга не только ученых. Памятник воздвигли благодаря местной интеллигенции, установившей, что город основан еще в 975 году. Год основания Трубчевска определили приблизительно: к светиле отечественной исторической науки академику Рыбакову, не раз проводившему в окрестностях Трубчевска раскопки, пришли ходоки и попросили назвать вожделенную дату (дело в том, что согласно правилам датой основания считается год первого упоминания в документах - для Трубчевска этот год - 1164-й, но по данным раскопок город был намного старше этой даты), на что светила предложил “последнюю четверть Х века”. На том и сошлись. К 1000-летию города поставили поистине замечательный памятник Бояну, и провели в честь этой знаменательной даты грандиозный праздник, который, казалось, больше не будет возможности повторить. В общем, Трубчевск после внезапного всплеска активности вновь надолго впал в “провинциальный сон”.



3.
Но нашелся другой подвижник, местный поэт и журналист с простым именем Степан Кузькин. В Трубчевске довольно много поэтов и литераторов, которых Степан Павлович собрал в литобъединение. И как-то, в 1986 году, трубчане поэтического розлива решили провести маленький праздник в честь своего предка Бояна. Планировалась всего лишь поэтическая перекличка, “встреча интеллигенции”, но местные артисты предложили разыграть сцены из “Слова о полгу Игореве”. Праздник получился красочным, и в следующем году его решили повторить - теперь уже как действо с выступлением фольклорных коллективов и всевозможными увеселениями. Через несколько лет, когда СССР уже развалился, праздник обрел уже иную форму: он стал одной из форм проявления единения трех славянских народов.

Трубчевский район граничит с Украиной, недалеко находится и Беларусь, и теперь сюда обязательно приезжают украинские и белорусские самодеятельные и профессиональные артисты. Наезжают, конечно, и депутаты Госдумы, которые по привычке бросаются политическими лозунгами, развивают свой “пиар”. Народ на них - в особенности, на животы, вываливающиеся из ремней - смотрит, в общем-то, понимающе. Как на людей, у которых душа за державу в общем-то иногда болит. Может быть, у них это даже искренне.

Степан Кузькин, трубчевский поэт и основатель традиционного праздника, как-то не стремится заявлять о своих амбициях. Он просто счастлив, что в этот день в его родной город приезжают сотни гостей, что трубчане сегодня счастливы и видно, что праздник - отдушина для людей.

Тем более что самое красивое действо праздника (кроме театрализованного представления “Мы - народ единения и веры”) - не политические излияния, а вполне поэтическое ночное шествие со свечами к памятнику Бояну. Кажется, полгорода идут в темноте, чтобы поклонится тому, кто “растекался мыслею по древу”.

Степан Кузькин не любит рассуждать о том, благо ли праздник или наоборот, он просто говорит:

- Для нас, для провинции, это - как престольный праздник...

А ведь в Трубчевске жизнь - далеко не сахар. Два крупных завода, работавших на оборонку, давно стоят, действуют лишь предприятия перерабатывающие сельхозпродукцию. Колхозы и совхозы тоже в развале, в общем, людям трудно - замучила безработица. Как всегда, народ “уцепился за землю”, спасается своими огородами. Пока спасаться удается, но что будет дальше - не знают даже депутаты.



4.
Зато здесь спокойно в смысле криминала. В “криминальной хронике” самое страшное преступления месяца, предшествующего празднику, было такое: кража из школы для слабовидящих детей баяна. Нет, не памятника, конечно, а музыкального инструмента (названного так, между прочим, в честь того самого “вещего Бояна”). Вроде бы пустяк, а неприятно: новый баян в наше время стоит чуть не тридцать тысяч рублей. Ясно, что школе такую роскошь уже не купить...

Ну, и напоследок, в подтверждение о древности города, расскажем вот про что. Трубчевск, кажется, - мировой рекордсмен по найденным на душу населения кладам. В местном краеведческом музее эти клады даже не считали, но ясно, что найденных кладов - несколько десятков. Есть здесь, в экспозиции, например, “антский клад”, датированный 5 веком. Клад нашел случайно один мужик по фамилии Иванов, копавший фундамент под личный гараж. Его лопата разбила горшок с какими-то железяками. Иванов ходил по городу и спрашивал у знакомых, что это такое. Музей одно время даже отказывался принимать клады (если это было не золото, впрочем, золотые клады растаскивали сами трубчане), не приняли и эту находку. И только после того как художник по фамилии Простаков заподозрил, что найдены древние серебряные и латунные украшения, он буквально уговорил музейщиков забрать клад. Теперь на нем делают себе имя и пишут диссертации столичные умы. Вообще, таких историй город знает десятки. Один из последних кладов был просто найден на чердаке старого дома. Это был целый мешок (!) бумажных дореволюционных денег. Выяснилось, что спрятал его в свое время трубчевский купец Глазков, который, подобно достославному Корейко, надеялся, что капитализм вернется.

Его расчет по сути оказался верным. Ошибся он только в сроках - не дожил каких-то семидесяти лет. И сколько еще Трубчевская земля хранит в себе всяческих тайн, не мог бы сказать даже вещий Боян...

Картинки из Трубчевска:



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.

Геннадий Михеев

русские и славяне, творчество и промыслы, фольклор, провинция, регионы, культура, мифы и мистификации, нравы и мораль, города и сёла, история, даты и праздники, жизнь и люди, традиции, родина и патриотизм, фото и картинки, биографии и личности

Previous post Next post
Up