В рубрике «Наш человек» я собираю очерки об интересных людях, населяющих наши порой так ужасающие просторы.
На поверку оказывается, что хороших людей подавляюще больше, нежели скверных. А встречаются такие личности, о которых просто грех не рассказать! Вообще говоря, русский характер есть за что хулить. Однако на чаше воображаемых весов позитивное все же значительно перевешивает.
Фото и текст
© Геннадия
genamikheev Михеева
В оглавлениеРепортаж с Костромской земли
...Много, много детишек. Деревня Горлово буквально наводнена детскими голосами. И не спешат, не торопятся люди убегать из деревни на городские хлеба...
Я вот что заметил. Общаешься с сельским предпринимателем или руководителем коллективного хозяйства, а он между делом роняет: “Дочь в такой-то город уехала, сын вообще в столице живет, внук за кордоном учится...” Вроде бы и хороший человек, а получается, будущее свое он по сути строит не здесь, а где-то на стороне. Та местность, где он родился и “клепает” прибыль, - это всего лишь отправная точка для потомков, презренное отечество... со строчной буквы. А внуки - так вообще будут стыдиться того, что корни у них в эдакой глуши.
И для сравнения взять детей Ивана Александровича и Зинаиды Анатольевны Матанцевых. Сыновья Олег и Вадим - механизаторы. Дочь Оксана - ветеринарный врач. И все работают в СПК “Луч”, председателем которого является их отец. Хозяйство особенное. Потому что оно единственное в Поназыревском районе, остальные разорились. “Луч” имеет три фермы: в деревнях Мундырь, Никитино и Горлово. Поголовье - 300 голов. Вроде и немного, но дело в том, что все общественное стадо района составляет 400 голов.
2.
Дети в деревне зовут председателя “дядей Ваней”. Иван Александрович вообще оригинал. Взял недавно, скинулся с сыновьями - и купил несколько пар роликовых коньков. Теперь ребятня по очереди катается. Прибегают: “Дядь Вань, дядь Вань! Дай покататься...” Благо есть где кататься: улица в Горлове асфальтированная. Правда, она такая одна... пока что. Но ни в одной из деревень района вообще нет асфальтовых улиц. А дорога от райцентра к Горлову сплошь асфальт. Кто не знает, говорят: “Блатной...” А дело обстояло проще. В тогда еще живых колхозах вся техника весной и осенью вся в поле, а у Матанцева один механизатор на дороге - кюветы окапывает. Свалилось на район чудо: дорожники прибыли. Куда строить дорогу? А туда, где все подготовлено, там же дешевле обойдется! Вот в Горлово дорогу асфальтом и покрыли. Это у нас называется просто: хозяйская сметка.
Дядю Ваню власти два раза хотели подвести под тюрьму. Первый раз еще при коммунистах. Это когда его, еще молодого директора совхоза, пацана, считай - в 84-м назначили председателем райисполкома. В деревне-то все просто было, а здесь какие-то хитрости, “черные кассы”... В общем поставили перед Матанцевым задачку: “Либо играешь по нашим правилам, либо... с таких высот или умирают - или в тюрягу садятся...” Завели уголовное дело, что якобы по какому-то объекту совхоз недоплатил, выгнали из партии. Был Иван Александрович некоторое время безработным, а после вернулся-таки в родной совхоз (который он к слову возглавляет с 78-го года). Дело в том, что его последователь стал все разваливать, а жалко было как-то начальству позориться: вроде выдвинули человека, потом в грязь втолкали.
3.
Ну, поднял снова Матанцев дисциплину, даже пережил наступление капитализма, а в 96-м снова скандал. Кому-то не понравилось, что дядя Ваня отменил у себя в хозяйстве хождение национальной валюты “рубль” - и ввел... карточную систему. Скандал дошел до Костромы - и снова было заведено дело. А обстоятельства сложились такие: в стране кризис неплатежей, переработчики денег на платят, дают за зерно и молоко бананы или газировку. А от положения совхоза напрямую зависит жизнь десяти деревень. И дядя Ваня организовал цепь торговых точек, в которых работники отоваривались по своеобразным справкам. Человек берет продукты, и в справку записывают, что и на сколько. Народ это прозвал “карточками”. Одни были недовольны, другие (особенно женщины) - счастливы. Дело в том, что на “карточки” можно купить все, даже велосипед или телевизор (по заказу привезут). Кроме спиртного. Мужики такие есть, которые тут же спускают заработанное, попросту пропивают. А тут - будто сухой закон. Волей-неволей закодируешься.
4.
Недовольные пошипели-пошипели, да и притихли. Потому как видят: все кругом разваливается, а СПК “Луч” (в такую форму перешел совхоз) держится. И карточная система жива до сих пор. Только люди уже право выбора имеют: хочешь - деньгами, хочешь - в карточной экономике живи. Большинство остаются на карточках, так как сельское хозяйство связано с рисками, и наличка у хозяйства бывает не всегда. Народ освоил слова “дебитор” и “кредитор”, то есть - ты должен хозяйству (бывает и такое, в этом случае ты отрабатываешь долг) или оно тебе.
Оба дела дядя Вани считает для себя полезными. Они его укрепили морально и юридически подковали. Крестьянин ведь из всего должен пользу извлечь.
А в руководители он попал случайно. Работал в райцентре, в ПТУ мастером, и о деревне даже не думал. Обожал спорт (был кандидатом в мастера по тяжелой атлетике), любил с детьми возиться и вообще мечтал стать тренером. Кстати и ребята в училище неизменно занимали первые места по штанге. Но в ПТУ не давали жилья. И пошел Матанцев в совхоз - сначала электриком, потом секретарем парткома, после инженером. К сельскому хозяйству раньше Иван не имел никакого отношения, так как вырос на лесопункте, и видел только лес, пилы да топоры. Директор в совхозе был хороший, но дружил с вином, и так получилось, что молодого инженера ради эксперимента поставили в директора. Так и продолжается по сию пору.
5.
С той только разницей, что теперь в сельском хозяйстве надо проявлять виртуозную хитрость. Научился выкручиваться дядя Ваня лет десять назад, опять же когда не платили за продукцию. Здесь, на Севере, зерна не вырастишь путного, разве только овес, поэтому жить можно только молоком и мясом. И решили свое молоко возить в город Шарью, местный, можно сказать, экономический центр. Но как торговать, если в крестьянах из глубинки засели два качества (то ли хороших то ли... не знаю уж, как квалифицировать...): гордость и боязнь города. Ну, как так: приехать в большой город - и стоять, как бабушка с банкой молока козьего... Да еще от семьи и хозяйства на целый день отрываться - с 5 утра до 10 вечера. Дядя Ваня долго уговаривал доярок, талятниц и даже медичку пойти в торгаши. Уговорил. Ездят-то по графику раз в месяц, вроде не накладно, но года три все равно ушло на привыкание.
Или взять овес. Здесь его никто не купит, не нужен он отмирающим хозяйствам. Стал дядя Ваня возить овес в Кострому, на крупозавод. Там же, в городе, он находил предприятия, которым овсяная крупа нужна была: хлебозаводы, кондитерские фабрики или просто оптовые базы. Ну, здесь без натурального обмена не обойтись; так и возникли совхозные магазины.
После дядя Ваня организовал переработку молока. При ферме в Горлове работает маленький заводик, который производит творог, сливки, сгущенное молоко, масло. В селе Хмелевка имеется цех по переработке мяса. В Горлове построили хлебопекарню. Своим, натуральным и экологическим продуктом торгуют в магазинах, а так же устраивают выездную торговлю в далеких лесных поселках. На большой рынок (то есть в большие города) не вышли, так как для этого нужны громадные деньги: необходимы логотип, фирменная упаковка, продвижение бренда. Пришлось даже Шарью оставить, зато репутация “Луча” не роняется в пределах района.
6.
Во многом спасает пилорама. Сейчас она приносит около трети дохода - и лес частенько спасал животноводство. Так же как и пекарня, которая тоже первоначально приносила ту же треть доходов. Дядя Ваня не ждет для животноводства лучших времен, так как топливо и корма дорожают, а молоко - нет. И никакого оптимизма насчет СПК у него нет, он видит, что хозяйство медленно скатывается туда, куда остальные уже скатились. Но жить-то деревне надо! Матанцев уверен, что даже при самом неблагоприятном развитии ситуации в сельском хозяйстве он что-то, да придумает.
Год назад дядя Ваня оформил предпринимательство. Не для личной выгоды (в конце концов он как жил, так и живет в половине двухквартирного дома и ничего личного строить не намерен), а просто потому что колхозам сейчас не дают кредитов. Причем, если хозяйство производит молоко (просто держит коров), у него одна налоговая база, если делает сметану - другая. И получается, у нас перерабатывать намного выгоднее, чем производить первичную продукцию. Может скоро государство надавит на сельское хозяйство еще сильнее, так что даже пошевельнуться будет нельзя (ну, например тарифы на электроэнергию поднимет до космического уровня). А, может, наоборот послабление для крестьянина выйдет (что наименее вероятно). В любом случае ситуация нестабильна, и надо ждать практически всего.
7.
Но пока Бог милует, и в условиях ожидания очередной грандиозной “реформы” (от них деревня почему-то неуклонно нищает) дядя Ваня строит... колхозную лыжную базу. Расположена она в лесу, километрах в двух от Горлова. Начали ее строить - простые деревенские мужики и в свободное от работы время - в прошлом году. Построили дом, в котором спортсмены могут остановиться, тир, баню. Горку сколотили - это по местным меркам гигантское сооружение. Расчистили и подготовили три трассы, одна из них освещается - на Севере-то зимой темнеет рано. Рядом с горкой заливается каток; дядя Ваня кроме лыж и роликовых коньков еще и обычные коньки закупил. В районе такого никогда не видывали, а потому в Горлове проводятся почти все районные соревнования. Казалось бы, для чего? Дядя Ваня говорит:
- Я и сам со спортом всю жизнь на “ты”, и сыновья у меня кандидаты в мастера по лыжному двоеборью. Театров у нас нет, цирков - тоже. Чем детворе заниматься? А взрослым людям? Если не спорт - только спиваться...
Олег, кстати, семейной командой (он, жена Татьяна и дочь Настя) заняли первое место в областных соревнованиях спортивных семей. Кстати Олег, хотя ему уже 35 лет, хочет восстановиться в ВУЗе, получить инженерное образование. В свое время он два курса отучился, но бросил из-за женитьбы и пошел в механизаторы. Не знаю уж, хорошо это или плохо, но семейный клан Матанцевых - это и часть единого трудового коллектива. Кроме Олега, Вадима и Оксаны, в “Луче” работает супруга дяди Вани Зинаида Анатольевна (она бухгалтер), снохи Татьяна и Валентина (они продавщицы). Подрастают шесть внуков дяди Вани. Он не настаивает, но надеется, что они из деревни не уедут.
8.
Дядя Ваня вообще стремиться брать к себе молодые семьи. Например шесть лет назад он принял шесть семей из Кировской области. Там колхоз развалился и они остались без работы, ну а сами эти семьи совершали не первый круг своих скитаний, так как были беженцами из Средней Азии. Все многодетные, и только одна семья - с отцом. Работали хорошо, но через пару лет, по выражению дяди Вани, стали “нарабатываться”. Или, если сказать по-иному, спиваться. Вот, к примеру семья Кинслер (они немцы). Мать и отец пьют, зато дети их - настоящие труженики. Сережа работает на пилораме, Саша - подсобный рабочий, Максим возит молоко на станцию. В свободное время мальчики идут в лес по грибы и ягоды. Фактически дети кормят своих непутевых родителей. Потому что все равно любят их. Жаль, что учеба мальчиков из-за того, что они достойно борются за свое существование, страдает, но дядя Ваня все равно преклоняется перед ними. А вообще из этих шести семей три - очень хорошие и порядочные. А дети хорошие во всех семьях. На них у дяди Вани и надежда.
Геннадий Михеев