Советская репортажная фотография Макса Пенсона

Mar 28, 2012 22:07

Фотографии Макса Пенсона - это первые опыты советского репортажного фото. И если эталонные кадры, по образу которых до сих пор снимают Олимпиады, дала Лени Рифеншталь, то нашу документальную фотографию вовсе не в одиночку, как думают, придумал влюбленный в конструктивизм Родченко.


1. Макс Пенсон с другом
Макса Пенсона знают плохо и считают фигурой второго ряда. Он не был новатором, но отлично работал в стилистике своего времени.[Читать и смотреть /+ 60 фото/ дальше ...]Макс Захарович Пенсон родился в 1893 году в белорусском местечке Велиж, где в то же самое время рос другой талантливый мальчик по имени Марк Шагал. Оба они едва унесли ноги, когда антисемитские погромы захлестнули тот регион. Шагал выбрал местом убежища западную Европу, а Пенсон - экзотические дебри Средней Азии. До отъезда из родных мест Пенсон изучал искусство и сразу по прибытии в Узбекистан устроился на работу в качестве преподавателя искусств. В 1921 году, в 28-летнем возрасте, был награжден фотографическим аппаратом за вклад в развитие образования и тут же все свое время стал проводить на улицах, делая снимки. Вскоре он сменил преподавательскую деятельность на работу в качестве фотографа для одного из первых советских фотографических агентств под названием «Руссфото», а затем стал фотокорреспондентом самой крупной среднеазиатской газеты «Правда Востока».



2. Две девушки за рулём колёсного трактора
Каждый день "вездесущий Пенсон", как называл его Сергей Эйзенштейн, торопился "на этюды". Он выполнял редакционные поручения, но не переставал искать сюжеты "для себя". И тут все не всегда получалось предсказуемо. Конечно, особо приветствовались репортажи вроде "Приема в колхоз последнего единоличника", ведь нужно было задокументировать тот факт, что единоличников не осталось. А весь восточный колорит ценился в неизменном советском обрамлении.



3. Мать кормит грудью ребёнка
Однако по-настоящему прославил Макса Пенсона кадр, который по тем временам считался довольно рискованным: молодая улыбающаяся узбечка кормит грудью младенца. Эту фотографию из скромной "Матери" переименовали в символичную "Узбекскую мадонну" и в 1938 году премировали на Парижской всемирной выставке.



4. Спортсмен метает диск
Он успевал повсюду, сначала с громоздким ящиком и хрупкими стеклянными пластинами, потом - с "Лейкой". Производственный процесс поэтизировал. Восточные сюжеты Макса Пенсона, как и положено, "дышат негой". Уже из необычайного успеха местной "мадонны" следует, что самые выигрышные темы - "раскрепощенные", но все еще таинственные женщины Востока. Рядом - детишки с лукавыми улыбками и крупные планы умудренных аксакалов: фотохудожник не забывал никого. Живя в Узбекистане, он воспевал местную красоту и в то же время умел поиронизировать над штампами восприятия Востока Западом. Многие из его образов литературны: здесь можно найти ироничные картинки в духе Ильфа и Петрова и строгие портреты платоновских "одухотворенных людей". О том, что пенсоновский документальный репортаж "превращается в искусство", писали еще в журнале "Советское фото" образца 1930-х годов. Удивительно, но с тех пор эта истина не изменилась.



5. На уроке. Русский учитель с учащимися 'ликбеза' перед импровизированной доской. 1929 год
Его фотографии запечатлели весь процесс широких социальных реформ. Женские лица на некоторых из них спрятаны за сплетенными из конского волоса вуалями, столь тяжелыми и абсолютно все скрадывающими, что одетые в эти одежды женщины подобны бесформенным палаткам, в то время как на других фотографиях они одеты в рабочие брюки и выполняют неслыханные для той поры задачи, такие как управление тракторами и сложными механизмами. Мужчины показаны зачастую за рытьем оросительных каналов, за занятиями в классах по борьбе с неграмотностью и наблюдающими спортивные или театральные события. Основное количество самых выдающихся работ Пенсон сфотографировал в промежутке между 1925 и 1940 годами. Впоследствии, будучи обвиненным в уступках влиянию западной эстетики, он впал в немилость и когда началось очередное преследование евреев в 1948 году, был просто уволен из «Правды Востока» после 25-летней трудовой деятельности. Макс Пенсон умер в бедности, в глубоко угнетенном состоянии.



6. Две русские девушки учатся стрелять из винтовки. В парке Ташкента. 30-е гг



7. Женщина-киномеханик. 30-е гг



8. Шеренга спортсменок с флажками. Ташкент. 30-е гг



9. Медсестра с маленьким ребёнком в яслях



10. Группа школьников в автобусе.



11. Группа людей читают траурный выпуск газеты 'Кызыл Узбекистан' с известием о смерти А. М. Горького. Ташкент. 1936 г



12. Обед в поле. Полевая кухня



13. Телефонная станция. Монтёр у щитков телефонной станции



14. Работница у текстильной машины



15. Кровельщики настилают деревянную крышу цеха



16. Работницы за ножными швейными машинами в швейной мастерской



17. Юные балерины. конец 30-х гг



18. Отдых в чайхане у арыка. 30-е гг



19. Демонстрация на Красной площади в Ташкенте. Группа женщин у плаката с изображением И. Сталина



20. Река Чирчик. Мост через реку Чирчик в Ходжикенте. Ташкентские окрестности



21. Узбекская семья за домашним чаепитием у самовара



22. На хлопковом поле. Оператор первых хлопкоуборочных машин



23. Молодая девушка угощает гостей-орденоносцев гранатами



24. Встреча. Артисты (справа) беседуют со строителями



25. Собрал! Хлопкороб лёжа на собранном хлопке



26. Три красноармейца



27. Алим Пачаев на гимнастическом турнике. Фото для пропагадисткого фотоальбома 'Алим Пачаев' (ГИЗ Уз ССР. 1934г)



28. Электрофикация. Двое мужчин проводят электропроводку в дом



29. Электрофикация. Мужчина-узбек в халате с электрической лампочкой и плафоном



30. Голосуем! Группа голосующих колхозников



31. Угощение. Девушка - узбечка с национальным хлебом (лепёшками) на подносе



32. Урок физкультуры в школьном дворе. На заднем плане - женщина в парандже



33. Карнай. Игрок на карнае (сигнальная труба)



34. Бродячий цирк



35. Вышка для прыжков на Комсомольском озере в Ташкенте



36. Салют над ташкентскими курантами



37. Молодые художники. Студенты художественного училища на этюдах у мавзолея Зайнуддин-бобо в старом Ташкенте



38. Четверо узбеков читают газету 'Кызыл Узбекистон'



39. Траурный митинг (убийство Кирова 1 декабря 1934 года). Ташкент. 1934 г



40. За работой. Мастер по изготовлению валенок



41. 'Живой значок'. Мальчик на щите изображает знак ГТО - как элемент оформления демонстрации на Красной площади в Ташкенте. 30-е гг



42. Двое. Мужчина и женщина на качелях



43. Ремонт. Рабочие на экскаваторе



44. Дом пионеров. Ташкент. Дворец великого князя Николая Константиновича, превращённый в 1934 году в дом пионеров



45. Водоподъёмное колесо (чигирь). Большое водоподъёмное колесо (чарпалак) у Чирчика в окрестностях Ташкента



46. Кассир. Кассир выплачивает деньги через окошко кассы



47. На строительстве Ферганского канала. 1939 г



48. Девушка узбечка в национальном платье



49. Речь аксакала



50. В старом Ташкенте. Группа женщин-узбечек в паранджах на улице старого Ташкента



51. Биллиард в поле. Три подростка у импровизированного биллиарда в поле у арыка



52. Девушка-монтажница у ферм электропередач на ГЭСе



53. За работой. Колхозники на поле среди колосьев пшеницы. Памятник Владимиру Ленину на заднем плане



54. Фоторепортёры за работой



55. Водовод. Подготовка эстакады для водовода (кяриз)



56. Узбекская семья



57. Торжественное открытие Фархадской ГЭС



58. Велосипедисты. Группа узбеков на велосипедах



59. Гимнастка в положении 'на старт' для пловцов. Комсомольское озеро в старом Ташкенте



60. Семейное чаепитие в саду



61. Победительницы Спартакиады. Победительницы-спортсменки с букетами цветов у транспаранта, приветствующего международную Спартакиаду учащейся молодёжи.
Веб-сайт Макса Пенсона
 с его фотографиями и биографическими публикациями

30-е, средняя азия, история, агитпроп и пиар, фото и картинки, идеология и власть, жизнь и люди, цивилизации, журналистика, ссср

Previous post Next post
Up