Где жил и что изобрёл Иван Петрович Кулибин

Feb 08, 2012 20:04


По теме: Дом рождения Кулибина | Первый русский механик

Оригинал взят у mysoulgarden в ГДЕ ЖИЛ И ЧТО ИЗОБРЁЛ ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН

11 августа 1818 года остановилось сердце 83-летнего российского изобретателя и механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Он умер в полнейшей нищете, родственники, организовавшие похороны побежали по знакомым, чтобы занимать деньги. Когда всё, что удалось собрать, подсчитали, кто-то тяжело вздохнул: «Придётся, братцы, продавать еще и настенные часы, принадлежавшие Ивану Петровичу». Так, с помощью часов и вышли из положения, правда похороны оказались более чем скромными…

А начиналось всё более чем пристойно
Иван Петрович Кулибин появился на свет 21 апреля 1735 года в семье нижегородского мелкого торговца Петра Кулибина и рано начал интересоваться тем, «как всё устроено внутри». В своей комнате он устроил небольшую мастерскую, где у него были собраны все имеющиеся к тому времени приспособления для слесарных, токарных и прочих работ.

Отец гордился сыном

Кроме того, отец, поощрявший это увлечение сына, старался привезти ему все книги по физике, химии и прочим естественным наукам, которые он только мог найти. И постепенно Ваня понимал, откуда у того или иного предмета обихода «растут уши». Но было ещё одно обстоятельство, которое заставляло отца «потакать» увлечению сына: мальчишка в считанные минуты чинил механизмы любой сложности (чаще всего часы), но и когда дело доходило до мельничных жерновов или каких-то заводских машин, он тоже не подводил. А славу с сыном разделял Кулибин-старший: «Что за сынок у вас Петр, мастер на все руки…».

Вскоре слава о молодом чудо-механике разнеслась по всему Нижнему Новгороду. А если учесть, что нижегородские купцы разъезжались по всей России, а иногда заглядывали в Европу и даже Азию, очень скоро о талантливом самородке прослышали и в других городах и весях. Единственное, что не хватало Ване - так это толковых учебников, но мы помним, что первый российский университет открылся в Санкт-Петербурге только за 11 лет до рождения Кулибина.

Но ему удалось еще большее - обратить на себя внимание самых высокопоставленных особ. Случилось это только в 1764 году, когда Иван придумал, как можно разместить часовой механизм в оболочке по размерам, удивительно напоминавшем утиное яйцо. Каждый час в них распахивалась дверца, и появлялись крошечные человечки из золота и серебра, разыгрывающие под музыку целое представление. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 году Екатерине II, которая, пораженная талантом мастера, назначила его заведующим механической мастерской Петербургской Академии Наук. Прежний управляющий-иностранец и половину от того, что умел Кулибин, делать не мог…

"Мама" оказалась скупа

При этом императрица еще умудрилась выгадать, положив жалованья своему русскому таланту на 2000 рублей меньше. Но Кулибин был рад и этому: в его понимании деньги были последнее дело, главное - престиж государства.

В первые годы своего пребывания в Санкт-Петербурге Иван Петрович занимался настоящим творчеством, тем более что под его руководством трудились такие же, как он, блистательные мастера: инструментальщик Петр Косарев, оптики - семья Беляевых. Как из рога изобилия посыпались изобретения: новые приборы и «всякие машины, которые... полезны в гражданской и военной архитектуре и в прочем».

Вот только далеко не полный перечень того, чему удивлялись современники: точные весы, морские компасы, сложные ахроматические телескопы, заменившие простые григорианские, и даже ахроматический микроскоп. Иностранцы были просто в шоке, когда видели эти приборы. В те времена в просвещенной Европе не имели инструментов и приспособлений, к примеру, для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров.

Впрочем, работать-то толком Ивану Петровичу не дали, так как заказы, со стороны императрицы и придворных всех мастей, порой опережали друг друга. Для Екатерины второй Кулибин изобрел специальный лифт, поднимавший грузную царицу, для Потёмкина - любителя шумных и красочных фейерверков - такие чудеса пиротехники, что ими могли гордиться и родоначальники этого вида забавы - китайцы.

Но не надо думать, что Кулибин занимался только безделушками. Например, именно он помог решить весьма важную проблему тех времен: мосты. В середине XVIII века они были мало приспособлены для проходов судов. И эту проблему механик-самоучка решил не только в Санкт-Петербурге, но еще и в Лондоне. И как великодушный русский человек от гонорара за «Лондон-бридж» отказался: достаточно и того, что все это сделал наш, российский талант.

Не всё так гладко было во взаимоотношениях Ивана Петровича с царедворцами. Тот же Потёмкин долгие годы спал и видел, что стянет с Кулибина кафтан, заставит побрить бороду, и будет показывать в Европе, греясь в лучах его славы. Но нашла коса на камень - талантливый механик наотрез отказался расставаться с подлинным атрибутом русского мужика, да и в шелка облачаться не спешил. Потёмкин ответил по-свойски: начал пакостить на каждом шагу, принуждая оценивать труд Кулибина в сущие копейки…
Но ещё хуже относился к мастеру пришедший к власти после смерти Екатерины Павел I. Он постарался вытравить из памяти современников всё то, что было связано с именем его матери. И одним из первых это осознал Кулибин. Он не стал цепляться за Академию Наук, в которой провёл безо всякого перерыва 32 года, а собрал вещички и вернулся на родину, в Нижний Новгород.

Что имеем, не храним...

Это был уже не молодой, но сохранивший ясность ума, точный глаз и твердую руку 61-летний механик. Он по-прежнему что-то изобретал, правда, размах воплощений его новых проектов в жизнь сузился. Кулибин от щедрот своих дарил изобретения людям, а ушлые иностранцы потом устроят настоящую охоту за чертежами мастера и присвоят себе самые громкие его изобретения.

Хотите примеры? Пожалуйста! Оптический телеграф, изобретённый Кулибиным, будет через 35 лет после описываемого события закуплен царским правительством у французов. Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца. Созданная им «механическая нога» для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, ляжет в основу нынешних протезов. То же самое относится к изобретенному им методу верёвочного многоугольника, без которого не было бы таких ажурных и очень прочных современных мостов. И даже больше - в основу строительства знаменитого пекинского стадиона «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в XIX веке Кулибиным.

Можно ли стать изобретателем сегодня? А почему бы и нет? Главное, чтобы душа к этому делу лежала, руки росли из правильного места, и трудолюбием Бог не обидел. Думаю, в каждом из нас есть частичка от Кулибина - главное её вовремя разглядеть и развить…

Юрий Москаленко

российская империя, легенды, биографии и личности, изобретения и открытия, ученые, история

Previous post Next post
Up