Оригинал взят у
mamlas в
История Саранска в троллейбусах Спасибо
za_oknom_zima за
наводку!Нужны ли Саранску троллейбусы?
Валенки на толстой подошве, фуфайка и варежки - такой была зимняя форма одежды водителя троллейбуса 40 лет назад, а проезд на этом виде транспорта стоил 5 копеек. 29 января 1966 года в Саранске впервые было открыто троллейбусное движение. Почему в столице Мордовии не появились трамваи? Где покупали водку водители на маршруте? Сколько ежемесячно платят собственники «рогатых» за электроэнергию? Об истории саранских троллейбусов и его настоящем - в
материале ДЕНИСА ТЮРКИНА.
Былое
Точкой отсчета «троллейбусной жизни» в Саранске можно считать 1965 год, когда были сданы в эксплуатацию тяговые подстанции, питающие линию протяженностью 16 км, и депо на 50 машиномест. Тогда же пришла первая партия из десяти ЗиУ-5. 90 работников нового предприятия - водители, слесари по ремонту подвижного состава, электромонтеры контактно-кабельной сети и тяговых подстанций - прошли обучение в Горьком (ныне Нижний Новгород). В ту самую «пилотную группу» входила Неля Раевская, которой в 1965 году исполнилось 19 лет. На предприятии она проработала 43 года: первые пять лет - водителем, затем перешла на административные должности. Занимала посты главного ревизора, начальника службы движения. На пенсию в 2008 году ушла заместителем начальника депо по эксплуатации. «Кандидатов в водители было 70 человек, - вспоминает она. - Отсеялось 40. Я пошла в профессию, посмотрев фильм «Первый троллейбус», гремевший в кинотеатрах страны в 60-е годы. Девушек и парней среди нас было примерно поровну. Некоторым довелось в Горьком поездить на чешских троллейбусах марки «Татра». После обучения нас по трое посадили на саратовские ЗиУ-5. Очень холодные машины, особенно для водителей. Печка ставилась за спину, поэтому ноги жутко мерзли. В отверстия рядом с педалями можно было увидеть улицу! На работу мы выходили в валенках с пришитой толстой подошвой, фуфайке и варежках. Пассажирам тоже приходилось несладко: электрические печки, предусмотренные заводом-изготовителем, в депо сразу снимали. Очень часто били током! Сейчас, кстати, тоже не советую пассажирам прикасаться к корпусу троллейбуса в сырое время. Первый рейс из юго-западного депо в центр (маршрут № 1 и сейчас не изменился) вызвал огромный ажиотаж среди жителей Саранска. Было это 29 января 1966 года. Несмотря на мороз, пришли пожилые люди, мамы с маленькими детьми...»
Проезд тогда стоил 5 копеек, а штраф составлял 1 рубль. Если соотносить эти цифры с современными, то сейчас штраф должен быть никак не меньше 200 рублей. Билеты пассажирам сначала продавал кондуктор. Затем в салоны поставили кассы. Через некоторое время талоны стали распространять водители, а пассажиры были обязаны их прокомпостировать. За первый год десять троллейбусов перевезли 6 миллионов 700 тысяч человек! Получается, что ежедневно их услугами пользовались 18 тысяч человек. Сейчас «Горэлектротранс» каждый день переправляет около 70 тысяч человек.
В 1966 году был открыт маршрут № 2 депо - улица Гагарина - улица Коммунистическая - проспект Ленина - ж/д вокзал и обратно. Через два года появились маршруты № 3 и 4, соединившие северо-западный район с центром города. Именно по такому пути едет троллейбус с бортовым номером 101, запечатленный на черно-белой фотографии тех лет.
В 1969 году троллейбусным движением с центром Саранска был связан жилой район «Заречный» на Химмаше (маршрут № 5 существует и поныне). Кстати, в то время «рогатым» мог управлять даже нетрезвый водитель! Конечно, незаконно. Сейчас тест на алкоголь транспортники проходят дважды в сутки, тогда - лишь перед выездом в рейс. Поэтому некоторые останавливались на перекрестке Гагарина - проспект 50 лет Октября и бежали за чекушкой в «Чайку».
«Когда решался вопрос об открытии троллейбусного движения в Саранске, другой вид электрического транспорта - трамвай - даже не рассматривался, - говорит Неля Раевская. - В городе сложный и не подходящий для них рельеф, с возвышенностями. А троллейбусы за счет электрического двигателя подходят для езды в такой местности. Но как сложно было ездить нам в 60-х годах, когда зимой из рук вон плохо чистились дороги! В подъем на улице Гагарина нас сзади толкал грейдер. Несколько раз приходилось ночевать в салоне троллейбуса на Светотехстрое из-за того, что нельзя было проехать. Технику же не бросишь! Сложности возникали с запчастями, особенно с шинами. Поломка была довольно частым делом. Сейчас троллейбусы оснащены гидроусилителями руля, тогда устанавливались пневматические системы, часто замерзавшие при отрицательной температуре. Помню, придешь утром на работу, засунешь факел под эту систему для прогрева... Кабина и ты вместе с ней - черные после этого!»
Жителям Саранска интересно будет узнать, что троллейбус ЗиУ-5, ходивший когда-то по городским улицам и списанный в 70-х годах, стоит теперь в качестве памятника в городе Энгельсе Саратовской области. Там находится крупнейший российский производитель электрической техники. В 2001 году, когда завод отмечал 60-летие, по всем городам страны был брошен клич: разыскать ЗиУ-5. Вот и найденная в Саранске в троллейбусном депо такая техника находилась в плачевном состоянии: побитые стекла, дырявый кузов... К заводскому юбилею ее восстановили. Но как! Специалисты из Энгельса даже не смогли воссоздать аутентичный троллейбус, хотя именно эта модель производилась на заводе в 50-60-е годы! На памятнике установлены иные дворники, зеркала, накладки на колесные арки, фары, шины... В салоне - только один руль с панелью. Нет оборудования, иная раскраска. Оригинальный саранский троллейбус был бело-серым, а на заводе его сделали синим... Поэтому надпись на здании, рядом с которым стоит саранский ЗиУ, «Россия - троллейбусная держава», звучит как издевка.
Экономия
Многие горожане смотрят на электрическую пассажирскую технику как на анахронизм. Мол, прошло ее время, хватит цепляться за провода. Но во многих городах Европы этот вид транспорта пользуется неизменным успехом, хотя и не столь развит, как в нашем государстве. Конечно, их машины - не чета нашим. Футуристичный дизайн, сверхсовременное бесшумное оборудование, удобный салон...
Чем еще они отличаются от автобусов помимо контактной сети, которая часто становится преградой при объезде аварии или неправильно припаркованной машины? Себестоимость троллейбусных перевозок ниже, чем автобусных. В этом уверен замдиректора «Горэлектротранса» Андрей Кулагин. «Электрический транспорт проще в обслуживании, у него меньше деталей, которые необходимо менять или ремонтировать, - говорит он. - На троллейбусе установлен тяговый электрический двигатель, практически не требующий обслуживания. Автобусному дизелю нужны масла, тосол зимой и вода летом, солярка, в конце концов».
Посчитаем, сколько электроэнергии потребляет троллейбус. Один киловатт/час стоит для предприятия 3 рубля 14 копеек. За месяц 97 троллейбусов, выполняющих рейсы, тратят 1300 мегаватт/час. Эта электроэнергия обходится «Горэлектротрансу» более чем в 4 миллиона рублей. Как подсчитывают, сколько тока потребило предприятие? На каждой тяговой подстанции, питающей контактные сети, стоят счетчики. Есть они и на новых троллейбусах, взятых в лизинг в минувшем году. Эта техника должна принести предприятию существенную экономию. Установленные генераторы могут копить электроэнергию, затем подпитывая ею электродвигатели. У старой техники такой функции нет. Транспортники надеются, что обновление парка произойдет и в этом году.
90 автобусов «съедают» в месяц около 270 тонн солярки. Получается, что в месяц предприятие тратит только на топливо более 6 миллионов рублей. Разница между троллейбусами - более чем двухмиллионная! Дизтопливо закупается на нефтебазах. Цены оптовые, но от розничных отличаются всего на пару рублей. Обслуживание автобусов и троллейбусов, по словам специалистов предприятия, стоит практически одинаково. Да, у электрического транспорта есть еще контактные сети, которые часто рвутся и требуют ремонта, но запчасти на саму технику дешевле, чем на автобусы.
«Будущее за электротранспортом, - уверен директор «Горэлектротранса» Петр Дергунов. - Просто Саранск пока еще не испытывает проблем с экологией, нет такого смога из-за автомобилей, как в крупных городах. А троллейбусы не загрязняют атмосферу. Это огромный плюс! 46 лет назад на саранские улицы выехал первый троллейбус. Надеюсь, что они еще долго будут перевозить пассажиров в нашей столице!»