Линейный ледокол Ф.Литке

Apr 10, 2021 10:28

Ледокол Ф.Литке: линейный ледокол русского и советского арктического флота. Построен в 1909 году в Великобритании под названием «Ерл Грей» (Earl Grey). В 1914 году был куплен Российской империей и переименован в "Канаду". Судно работало на Белом море, в Архангельске, занималось проводкой кораблей.




В январе 1917 года "Канада" наткнулась на не обозначенную на карте подводную скалу и затонула на рейде Йоканги. В июне ее подняли и отправили в ремонт.
В октябре 1917 года вооружили и зачислили во флотилию Северного Ледовитого океана. Но во время гражданской войны ее захватили английские интервенты и передали белым частям.
В 1920 году английские интервенты и белые части покинули страну, а "Канада" осталась и стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии, а через месяц получила третье название "III Интернационал".
В июне 1921 г. "III Интернационал" вернули Мортрансу, а в июля вновь переименовали в честь мореплавателя и исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке. После этого судно трудилось в Арктике, потом на Балтике и Черном море, а в 1929 г. возвратилось в Заполярье.
Был совершен рискованный поход к острову Врангеля , за это ледокол был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Зимой 1931 г. был проведен караван в Охотское море.
В 1932 - 1933 гг. «Литке» превратился в экспедиционное судно, на нем обосновались ученые, работавшие по программе 2-го Международного года Арктики.
В 1934 году совершил первое сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад за одну навигацию, обеспечивая движение судов с грузами.
В 1936 г. вместе с ледокольным пароходом "Анадырь" провел вдоль побережья Сибири эсминцы «Сталин» и «Войков», отправленные с Балтики на усиление Тихоокеанского флота.
В январе 1940 г. «Литке» стал сторожевым кораблём Северного флота.
В конце лета 1941 года ледокол был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию.
Зимой 1941 и в 1942 годах он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.
В феврале 1944 г. «Литке» передали в оперативное подчинение Главному управлению администрации Северного морского пути
В 1946 г и в 1948 годах. на нем в высокоширотный рейс уходили экспедиции: изыскивались возможности пускать транспортные суда по так называемой «Великой северной полынье».
В 1955 г., участвуя в очередном научно-исследовательском предприятии, организованном Арктическим институтом,"Литке" поднялся до 83° 21' северной широты, установив рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане, не дойдя всего 440 миль (810 км) до Северного полюса. Это достижение спустя годы превзошли лишь огромные ледоколы, оснащенные ядерными силовыми установками.
Находился в эксплуатации до 1959 года и сдан на слом в 1960 году.
Марка 1976 года, почта СССР
Previous post Next post
Up