Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово

Dec 28, 2020 20:06

Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Владимирской Божией Матери» из Киева. Но возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы.




Вскоре (1158) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы.



Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи».



Вот так выглядит монастырь с заливного луга, на котором стоит храм Покрова на Нерли.

Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца».

Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.



Хоть специальной вечерней подсветки у монастыря нет, но он неплохо освещается уличными фонарями.

До настоящего времени от белокаменного города дошли только часть лестничной башни, переход из нее в собор и северная часть древнего храма.

После смерти князя Андрея его замок в Боголюбове был разграблен заговорщиками, которые забрали золото, драгоценные камни, жемчуг и любимые князем вещи. Преемники отдали княжескую резиденцию под монастырь, но через три года Боголюбово было второй раз разграблено во время распри Всеволода III с рязанскими князьями, когда Глеб Ростиславович привел с собой половцев. Тогда уцелели только монастырские кельи, княжеская молельня и церковь. Через полвека монастырь был почти полностью разрушен татарами, и только образ Боголюбской Божией Матери чудесным образом сохранился в огне невредимым.



Со временем рухнули княжеский дворец и надвратная церковь с древними воротами.
Собор, хоть и сильно обветшавший, стоял до середины XVI века. И стоял крепко, т.к. дошедшее до нашего времени основание лестничной башни, рассчитанное на легкое ажурное навершие, держало взгроможденную на него в середине XVIII века массивную колокольню.

В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать щелевидные окна церкви, чтобы в новые окна вставить стекла, и выломать хоры. От таких перестроек Рождественская церковь в 1722 году рухнула, и, по преданию, все Боголюбово в тот день было покрыто известковой пылью.



В 1756-1765 годы, при игумене Иннокентии, к северной (уцелевшей) части храма в стиле барокко была пристроена новая (нынешняя). Мастера старались сохранить все, что только можно было сохранить: основание старого собора с фигурным цоколем, до половины сложенные на прежнем фундаменте стены, несколько резных масок на западной стене и пр.

В 1683 году возле южной стены монастыря - на месте деревянной церкви мученика Леонтия, возведенной еще при Андрее Боголюбском, была возведена Благовещенская трапезная церковь. Но в 1804 году ее весьма значительно перестроили, отчего она утратила свой первоначальный вид.



Так как обитель стояла на оживленной дороге, которая вела в Нижний Новгород и Казань, то цари, князья и другие именитые лица часто посещали монастырь. Так, в 1690 году (по пути во Флорищеву пустынь) в Боголюбском монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой наперстный крест, украшенный драгоценными камнями. Приезжал в монастырь и Петр I, приславший потом в дар часы с боем, изготовленные шведским мастером. А император Павел I, посетивший обитель в 1789 году вместе с сыновьями по пути в Казань, подарил монастырю мукомольную мельницу.



Император Николай II, посетив все святые места обители, под конец с благоговением взирал на нишу под лестницей, где в известковые камни пола темными пятнами на века впиталась кровь великого русского князя. А потом император на некоторое время задержался у святого шатра, на месте которого прежде стоял интересный памятник XVII века - восьмиколонный киворий. Под сенью его помещалась кандея - старинной формы белокаменная чаша с высеченным на дне крестом.



Во время раскопок, проводившихся под руководством Н.Н. Воронина, археологи обнаружили в земле ее трехступенчатое круглое подножие. По одной из версий, в этой чаше ежегодно - в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня) - освящали воду в память того дня, когда Пресвятая Богородица в лучезарном сиянии явилась благочестивому князю Андрею. Правда сохранилось и предание, что из кандеи князь Андрей Боголюбский раздавал деньги строителям Боголюбовской обители и бедным людям. (В настоящее время остатки этой чаши хранятся в Рождественской церкви).



В Рождественской церкви в настоящее время расположен музей, в котором представлены обнаруженные во время археологических раскопок обломки резных капителей, белокаменных деталей, каменные женские маски, каменная голова дракона. У южной стены собора археологи оставили раскоп, обнаживший основание древнего здания.

В свое время князь Андрей Боголюбский возвел еще надвратную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в конце XVIII века она была разобрана, и на этом месте в 1842 году возвели колокольню, высота которой равнялась 58 метрам. В первом ярусе колокольни помещались Святые врата, во втором - храм Успения Божией Матери, в третьем - звонница с колоколами; самый тяжелый весил почти 500 пудов.



В центре монастыря высится громада собора, освященного в 1866 году в честь Боголюбивой иконы Божией Матери. Закладка же этого храма состоялась в 1855 году - ровно через 700 лет с того дня, когда благочестивому князю явилась Пресвятая Богородица. Этот огромный пятиглавый собор строился по проекту знаменитого архитектора К.А.Тона под наблюдением губернского архитектора Я.М.Никифорова. А средства на его возведение пожертвовала московская купчиха А.Г.Алексеева и ее сыновья - Симеон и Дмитрий Петровичи.

После Октябрьской революции в Боголюбовском монастыре разместились колония для несовершеннолетних, музей, школа-интернат, отделение милиции, а в храмах были устроены склады и хранилища. В соборном храме устроили тир…



В январе 1997 года в стенах древней обители поселились насельницы Задонского женского монастыря (60 человек) вместе с духовным архимандритом Петром - участником Великой Отечественной войны. И старинная Боголюбская обитель вновь зажила полнокровной жизнью.

https://alex-des.livejournal.com/27140.html

храмы и монастыри

Previous post Next post
Up