Аптека Александра Блока

Dec 04, 2020 19:59


Не чудо ли, что знали мы его,
Был скуп на похвалы, но чужд хулы и гнева,
И Пресвятая охраняла Дева
Прекрасного Поэта своего.
Анна Ахматова. 16 августа 1921. Петербург

Немногие знают, что у знаменитой аптеки из стихотворения Александра Александровича Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» есть реальный прототип в Петербурге, где поэт жил и творил всю жизнь.



Дом №57 по бывшей Офицерской улице, где жил Александр Блок


Заведение можно увидеть, сфотографировать, отовариться там цитрамоном и оциллококцинумом, но самое главное - почувствовать атмосферу старой Северной столицы. Она не то чтобы сильно изменилась за последние сто лет - точнее с 10 октября 1912 года, когда стихотворение было написано.

Споры о расположении аптеки

За три месяца до написания известного стихотворения Блок со своей женой, Любовью Дмитриевной Менделеевой (дочерью Дмитрия Ивановича Менделеева, к которой после женитьбы быстро остыл), переехал в квартиру дома №57 по Офицерской улице (ныне - Декабристов, переименована в 1918 году).

Недалеко от этого места и поныне располагается знаменитая аптека. Возникает только вопрос, какая именно, ведь на улице Офицерской их две - в доме за нумером 27 или за нумером 51? Сам поэт отвечал на этот вопрос туманно, не делая конкретных отсылок: «В каждом доме есть аптека».

Считается, что Блок описывал в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека» именно первую из них (в 27-м доме), так как она расположена недалеко от Крюкова канала, напротив Мариинского театра:

...Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Эта версия принадлежит профессору Медицинской академии им. И.М. Сеченова В. Карташову. Многим она кажется не совсем точной, так как аптека находится не на набережной, а чуть поодаль - и «ледяной ряби канала» оттуда не видно. К тому же, этот район всегда был довольно оживленным из-за соседства с театром, о чем в произведении нет ни слова. Однако именно рядом с этой аптекой находится знаменитый фонарь. И она же ближе всего расположена к каналу, даже если его оттуда и не очень хорошо видно.

Писатель Корней Чуковский растолковал произведение Александра Блока иначе. По его мнению, речь идет о другой аптеке на бывшей Офицерской улице - той, что в 51 доме. Многие с этой теорией не соглашаются, так как в том районе нет каких-либо водоёмов и рек в непосредственной близости. Гораздо правдоподобней кажется версия о том, что поэт эту аптеку тоже обессмертил, но в другом стихотворении цикла «Пляски смерти» («Пустая улица. Один огонь в окне...»).



На бывшей Офицерской в доме №51 сейчас чего только не расположено. А вот аптеки нет

Авторитетной, но менее похожей на истину кажется третья версия расположения аптеки, принадлежащая перу академика Дмитрия Сергеевич Лихачева.
https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/literatura_realnost/12.pdf
Он полагал, что это место никаким образом не связано с улицей Офицерской, а сама фармацевтическая организация находится на Петроградской стороне, где Александр Александрович жил ранее. Аптека, которую можно увидеть там (ее даже называли учреждением самоубийц - об этом вы можете прочесть в комментарии академика), как нельзя лучше вписывается в колорит произведения: расположена в достаточно глухом и мрачном месте, куда редко заходили люди. Ее адрес: улица Большая Зеленина, 44, на пересечении улицы Большая Зеленина и набережной адмирала Лазарева, у моста на Крестовский остров. Однако, и на это сам обращает внимание Дмитрий Сергеевич, поблизости нет ни каналов (Малую Невку, у моста которой было эта аптека, назвать каналом сложно), ни фонарей.

Почему именно эта аптека?

Создание стихотворения пришлось на то время, когда Петербург охватила череда самоубийств. Поэта как-то попросили прокомментировать это явление, но все, что он ответил, свелось к его вере в непостижимое: «Самоубийств было бы меньше, если бы люди научились лучше читать небесные знаки».
Впрочем, тоска не обошла и мнительного по характеру Блока - его беспокоило собственное здоровье, а также то, что отношения с супругой ухудшились.

В начале октября 1912 года в мрачном настроении он отправился на выставку. После нее у него не получилось встретиться с матерью, и поэт пошел бродить по темным улицам в еще более недобром расположении духа. Рядом с набережной, где он проходил, находилась только что открытая помощником провизора Яковом Мандельштамом (к поэту Осипу Мандельштаму этот человек отношения не имеет) аптека Ново-Мариинская, а возле нее - светящий фонарь.

На парапете у реки Мойки повис матрос, собирающийся утопиться (из дневников поэта понятно, что причиной такого поступка стала женщина). Блок спас матроса, вытянув его с парапета и отвел к ближайшей аптеке (именно той, что в 27-м доме, прямо напротив Мариинского театра), а вскоре после этого метафорично и запечатлел произошедшее событие в своем самом известном восьмистишии. В общем - вроде бы все сходится, предлагаем принять эту версию за базовую.

image Click to view



Как выглядит место действия стихотворения в настоящее время

На 57-м доме установлена мемориальная табличка, посвященная Блоку. Его квартира на втором этаже превращена в музей, который может посетить каждый желающий (читайте наш материал о квартирах писателей в Петербурге).



На 57-м доме установлена мемориальная табличка, посвященная Блоку

С момента написания стихотворения прошло уже больше 100 лет, а место, где оно было написано, практически не изменилось - в доме №27 по улице Декабристов по-прежнему располагается аптека, а рядом с ней все так же светит по ночам фонарь.



Аптека в доме №27 по ул. Декабристов



Отличием является то, что спустя сто лет бывшая Офицерская стала намного ярче, светлее и многолюдней. Перестал быть мрачным и Мариинский театр напротив известной аптеки.

Однако его непростая своеобразная атмосфера сохранилась.
Район называется Коломна и представляет собой как бы окраину Петербурга. «Как бы» - потому что на самом деле это исторический (но далеко не туристический) центр, но в силу того, что он огражден Невой, то возникает ощущение, что здесь какой-то медвежий угол. Очень, впрочем, живописный медвежий угол. Аутентичный, так сказать. Архитектурные веяния последних лет, все эти дома из стекла и бетона, сюда почти не добрались - исключение лишь вторая сцена Мариинского театра, которая, впрочем, вид если и портит, то несильно.



Вторая сцена Мариинского театра - здание из стекла и бетона

Преимущественно здесь остались те самые дома, построенные в XIX- первой половине XX века, в которых жил простой рабочий люд, небогатые дворяне, служащие разных контор и ведомств, клерки, ну и, разумеется, «артисты больших и малых академических театров». Считается, что Коломна это и есть классический «Петербург Достоевского».

Что также важно: сюда почти не дошли большие сетевые магазины и всякая шушера в виде рекламных носителей - огромные баннеры, вывески, плакаты, загромождающие проход тумбы, аляповатые стенды и прочая дребедень, которая несуразными пятнами ложится на красивую картинку города.
Здесь мало машин, а еще меньше - дорогих.

Район, впрочем, самобытный не только в плане архитектуры и организации пространства. Людское наполнение у него тоже своеобразное. С одной стороны, здесь очень много художественных и религиозных заведений - от Мариинского театра, Консерватории, хорового училища до Синагоги и Эстонской церкви, что предполагает под собой богемный интеллектуальный контингент. С другой, народ здесь простой: в середине дня можно легко встретить одетого в потертую футболку и треники алкаша с бутылкой пива в руке, а веселые граждане на уличной веранде пивной могут задирать проходящих мимо дам веселыми шутками.



Крюков канал. "...ледяная рябь канала" относится к нему

В заключение можно отметить, что знаменитое место нашло отражение в творчестве не только Александра Блока. Вслед за ним стихотворение написала и Анна Ахматова («Он прав - опять фонарь, аптека…»). В произведении поэтесса воспевает самого Блока в окружении того же так поразившего его когда-то петербургского вида рядом с Мариинкой.

Он прав - опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит…
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.1946 г.

https://spb-gid.ru/stpetersburg-time/anekdots/proobraz-apteki-iz-znamenitogo-stixotvoreniya-aleksandra-bloka/
https://alkopona.livejournal.com/139137.html

писатели и поэты, легенды, история

Previous post Next post
Up