Паровоз "Феликс Дзержинский"

Dec 04, 2020 10:08

30 ноября 1931 года, в Луганске (Ворошиловград ) был выпущен первый тяжёлый грузовой паровоз серии «Феликс Дзержинский».
В Музее Железных дорог России находится паровоз ФД20-1103 ОдК. Ж.Д.
Паровозы серии ФД строились специально реконструированным для этого одним из крупнейших в мире Ворошиловградским заводом имени Октябрьской революции в 1932-1941 годах. Всего было построено около 3200 штук. В конструкции этого паровоза прослеживаются американские корни. В 30-х годах 20 века перед советским транспортом встала задача коренной реконструкции:




требовались мощные локомотивы, большегрузные вагоны, а также серьезная модернизация и усиление путевого хозяйства.
В качестве ориентира была выбрана северо-американская модель развития железнодорожного транспорта. В США были заказаны 10 паровозов серии Та и Тб. С учетом их особенностей был спроектирован отечественный паровоз ФД, названный в честь Феликса Дзержинского.

Паровой локомотив серии «ФД» - самый мощный отечественный грузовой паровоз серийной постройки. Его мощность в два раза превышает аналогичный показатель для машин серии «Э». Он имеет огромный шестиосный тендер, механический углеподатчик, который облегчает труд помощника машиниста. Углеподатчик приводится в действие небольшой паровой машиной, находящейся на тендере. Она вращает шнек - специальный винт, который при вращении перемещает уголь из угольной ямы тендера в топку. Там он разбрасывается по всей площади колосниковой решетки струями пара. Кроме того, на паровозе серии «ФД» имелись и другие новшества: брусковая рама, пневматический привод реверса, качающиеся колосники и ряд других современных приспособлений, которые не только облегчали труд паровозной бригады, но и повышали эффективность паровоза.
Паровозы серии ФД буквально преобразили весь отечественный железнодорожный транспорт: имея мощность свыше трех тысяч лошадиных сил, они могли водить тяжелые составы. Это потребовало коренной реконструкции буквально всего железнодорожного хозяйства на главных направлениях, в первую очередь - пути и деповских устройств, способствовало внедрению автосцепки и новых автотормозов, резко повысило скорость следования товарных поездов. В годы войны ФД взяли на себя все тяготы грузовых перевозок тыла. Работая на паровозах ФД, прославились такие легендарные машинисты, как Николай Лунин, Иван Блинов, Дмитрий Коробков. На равнинных участках Шумиха - Курган, Шумиха - Чистая одним паровозом ФД были проведены поезда весом 10-11 тыс. тонн.
Из архива, по материалам экскурсии в Музей Железных Дорог России.
Previous post Next post
Up