"Что такое дороги на Севере?
Это море терпенья и сил.
Что такое дороги на Севере?
Знает тот, кто их сам возводил"
Т. Гусенкова
Когда в северных районах Западной Сибири были найдены запасы нефти и газа, возникла необходимость возведения тысяч километров дорог. Строились эти дороги через непроходимую тайгу и топкие болота. Тяжелейший труд, холод зимой, гнус летом - в таких сложных условиях возводились дороги на Севере. Об одной из таких автодорог, я хочу рассказать в этой статье.
Дороги Севера. Фотограф: Анастасия Радионова
Автодорога из Радужного в Нижневартовск, протяжённостью 165 км., является для меня, и думаю для всех жителей нашего города самой важной дорогой жизни. По ней мы ездим в Нижневартовск, по ней мы попадаем на "большую землю", по ней нам везут продукты, да практически всё везут по ней. Вот такая она у нас работяга, наша дорогая автодорога! Старожилы Радужного помнят те дни, когда практически выехать из посёлка и вернуться обратно было невозможно. Дороги с внешним миром не было. Летали рейсовые самолёты АН-2 и вертолёты, но они не справлялись с перевозками, т.к. желающих улететь всегда было больше, а при нелётной погоде в аэропорту сидели неделями. Вертолёты же, в основном, перевозили вахтовиков на месторождения. Летом грузы везли баржами по реке Аган, а зимой по зимнику. Поэтому часто были перебои с продовольствием и другими необходимыми товарами. Радужному срочно, как воздух, была нужна дорога до Нижневартовска. В 1978 году началось её строительство. Тресту "Нижневартовскдорстрой" было поручено строительство автодороги Радужный - Нижневартовск. Со стороны Радужного строительство дороги вело СУ-941, а со стороны Нижневартовска - СУ-909. Из Новоаганска был оправлен строительный участок, начальником которого был Бабанов В.С. Сначала были построены бараки - общежития для дорожников и начали завозить песок татрами на место будущей дороги, благо в наших местах его много. Возили его и днём, и ночью. Дорожники работали круглосуточно. Из Нижневартовска также начали строить дорогу в Радужный. Встретиться должны были по середине дороги. Даже соревнования устроили, кто первый дойдёт до этой точки на карте. Дорогу строили из плит. Ряд состоял из четырёх плит. На песок ложили дорнит, а на него плиты. Так строили эту долгожданную дорогу. Последнюю плиту положил крановщик из Радужного. Так, что соревнования выиграл Радужный. В честь этого события на дороге был организован настоящий праздник, дарили подарки работникам, привезли шампанское и все друг-друга поздравляли. В конце 1980 года была открыта новая, долгожданная дорога Радужный - Нижневартовск. В те годы, дорога была сильно загружена, по ней беспрерывным потоком шли: гружёные татры, кразы, уралы, камазы, а также пошли рейсовые и вахтовые автобусы. В наше время, по дороге ездят легковые автомобили разных марок, да и дорога изменилась, на плиты положили асфальтовое покрытие. В 2020 году дороге Радужный - Нижневартовск исполняется 40 лет. Вспомним с благодарностью всех, кто строил эту дорогу, и скажем спасибо тем, кто 40 лет ухаживает за ней. Пожелаем всем счастливого пути по нашей любимой дороге и другим дорогам Севера. Не зря говорят: "Дороги - это жизнь".
Список использованной литературы:
1.Здесь годы лучшие мои... Сборник стихов радужнинских поэтов./Сост. Л.Горбунова. - Нижневартовск: ООО "Пиксель групп", 2005. - 120 с., 32 илл.
2. Тюрин Р.А., Ахматгалиева Ф.А. Друзьям на память города дарить. - Екатеринбург: издательство "Сократ", 2010. -216 стр.
Изучайте историю города Радужный вместе со мной, и делитесь записью в социальных сетях: