Русская художница Софья Юнкер-Крамская

Sep 09, 2020 22:58


https://prajt.livejournal.com/273835.htmlСофья Ивановна Юнкер-Крамская родилась 21 августа (2 сентября) 1867 года в Выползово Переславского уезда Владимирской губернии, имении друга и земляка Крамского М. Б. Тулинова, где Крамские проводили лето 1867 года.

Софья училась в обычной гимназии, но благодаря творческой атмосфере, царившей в родном доме, рано почувствовала интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал ее первым учителем.



Иван Крамской. Портрет С. И. Крамской. 1880


В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности похорошела.
Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами.



Иван Крамской. Портрет С.Н. Крамской, жены художника и С.И. Крамской, дочери художника

Будучи ровесницей дочерей П.М. Третьякова Веры (в замужестве Зилоти) и Сашеньки (в замужестве Боткиной), Соня с ними очень дружила.
Вера Зилоти позже вспоминала: «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи…
В 16-17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников».



Иван Крамской. Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Соня действительно была очень изящной - Репин, ученик Крамского, восхищался ее фигурой, Альберт Бенуа всерьез ухаживал за ней, но в свои 30 лет он казался шестнадцатилетней Соне слишком "старым".

У нее появился другой жених - Сергей Сергеевич Боткин, молодой врач, представитель известной медицинской династии. Родственники торжественно отметили помолвку молодых, Крамской на радостях написал (1882 год) великолепные парные портреты жениха и невесты...



Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи. 1884

Когда помолвка расстроилась, портрет С. С. Боткина оказался в доме Боткиных (ныне - в Третьяковской галерее), а портрет С. И. Крамской остался в мастерской Крамского на Васильевском острове (ныне - в Русском музее).

Сергей Сергеевич Боткин впоследствии станет профессором медицины и лейб-медиком, но до революции не доживет, внезапно скончавшись в 1910 году, в 50 лет от инсульта. ( Его брат Евгений Боткин, тоже лейб-медик, будет расстрелян в 1918 году вместе с царской семьей).
И тут происходит непредсказуемое -Сергей Боткин неожиданно для всех влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову. Помолвка с Софьей оказалась расторгнутой, и вскоре Саша Третьякова вышла замуж за бывшего жениха подруги.



Иван Крамской. Сергей Сергеевич Боткин.1882

Портрет же С. С. Боткина оказался в доме Боткиных (ныне - в Третьяковской галерее), а портрет С. И. Крамской остался в мастерской Крамского на Васильевском острове (ныне - в Русском музее).

Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с Александрой Боткиной (Третьяковой) приятельские отношения. Но происшедшее надолго повергло Соню в тоску. На портрете, написанном отцом после разрыва помолвки дочери, Соня выглядит совсем по-другому...



Иван Крамской. Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Ее лицо выражает лишь тоску и душевную опустошенность.
Спасла Софью живопись. Шестнадцатилетняя девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-настоящему профессиональные успехи.
«Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», - писала Зилоти.
В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправляется в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить - он был уже очень болен).



Софья Юнкер-Крамская . Портрет И.Н. Крамского. 1885

Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам . Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя, известная... ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». Живописный портрет И. Н. Крамского, исполненный в год его смерти, стал одним из её самых ранних произведений.

Крамской понимал, что умирает, а дочь еще не встала на ноги и не нашла себя. Незадолго до смерти Иван Николаевич, тревожившийся за судьбу Софьи, сказал: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию».

Софья действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж.



Софья Юнкер-Крамская . Великий князь К.К. Романов в роли Гамлета

После смерти отца Софья занималась рисованием под руководством А.Д. Литовченко, брала уроки акварельной живописи у А.П. Соколова, пользовалась советами А.И. Куинджи. В начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг И.Н. Крамского скульптор М.М. Антокольский.
С 1888 года она участвовала во многих выставках в России и за границей. Она пробовала свои силы в разных видах и жанрах искусства: в портрете (часто писала по фотографиям), в бытовом жанре (отдавала предпочтение сюжетам мелодраматического свойства), в натюрморте.



Софья Юнкер-Крамская. Спящая.Конец 1880-х - начало 1890-х.

В это время была создана одна из лучших её живописных работ - «Спящая». Софья Крамская получала довольно много заказов.

Софья была признанной портретисткой, ее просто осыпали заказами. Увы, судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, так же осталась неизвестной.



Софья Юнкер-Крамская. Портрет Актрисы Савиной.

Судя по каталогам выставок, ею была выполнена целая серия портретов великосветской знати; среди них выделяются акварельные портреты императора, императрицы, цесаревича и великих княжон.
Но почти ничего не сохранилось.
Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций. Судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, так же осталась неизвестной.



Софья Юнкер-Крамская. Портрет девочки

Только в 1901 году София Ивановна вышла замуж за Георгия Федоровича Юнкера Он был юристом, более 30 лет проработавшим присяжным поверенным в Петербургском Совете. По словам художницы, всю свою жизнь он был занят большим исследованием, посвященным истории декабристов, которое так и не было издано.



Софья Юнкер-Крамская. Разговор двух дам. 1910г.

После замужества Софья Юнкер-Крамская много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах и готовил книгу-исследование об этом периоде истории. Книга так и не была опубликована...
Муж Софьи Ивановны в 1916 году скончался. А вскоре начались и другие беды - революция, гражданская война, смерть матери в 1919 году... Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни.



Софья Юнкер-Крамская . Портрет девушки в кокошнике

С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать "Историю религии" в издательстве "Атеист". Ей, дочери Крамского, прославленного мастера религиозной живописи, автора росписей купола Храма Христа Спасителя и великих христианских полотен!



Софья Юнкер-Крамская . Старинная песня.

Предположения об аресте и ссылке художницы в 1930-е годы, подтвердились после того, как в ГТГ в ответ на запрос пришли копии личного дела Юнкер-Крамской из архива ФСБ РФ. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…»



Софья Юнкер-Крамская. Визит.

В октябре 1931 года дело было направлено для внесудебного разбирательства на тройку при ПП ОГПУ с ходатайством о применении к обвиняемой Юнкер-Крамской высшей меры социальной защиты - расстрела. 11 апреля вышло постановление выездной сессии Коллегии ОГПУ, предписывающее выслать художницу Юнкер-Крамскую в Восточно-Сибирский край сроком на три года.

27 апреля София Ивановна должна была отправиться с этапом в Иркутск, но 28 апреля попала в больницу при изоляторе тюрьмы с диагнозом - «тяжелая форма паралича». В мае 1931 года Юнкер-Крамская все же добралась до Иркутска, через три недели была переведена в Канск, через месяц - в Красноярск.



Софья Юнкер-Крамская. Модница.

15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы пишет письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь многим политзаключенным. София Ивановна описывает тяжелое течение болезни, перенесенные во время ссылки две операции. Она подчеркивает, что всегда, несмотря на состояние здоровья, она работала: в Иркутске - как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске - как фотограф и ретушер в местной газете.

В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой, то хотя бы оставить ее в Красноярске до поправки здоровья, а затем - обязательно предоставить работу, настаивала больная художница, разбитая параличом.



Портрет М.И.Ицыной. По словам владелицы портрета, он исполнен в 1930-е годы в Красноярске художницей Софьей Юнкер, отбывавшей там ссылку.

25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е.П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы . В 1933 году художница умерла.

Софья Юнкер-Крамская была реабилитирована 28 сентября 1989 года.

На протяжении нескольких десятилетий советской истории имя художницы Софии Ивановны Юнкер-Крамской было незаслуженно предано забвению. В последнее десятилетие ХХ века началось воскресение из небытия творчества Юнкер-Крамской.

https://news-life.pro/krasnoyarsk/227748056
https://maxpark.com/community/6782/content/3189524/

российская империя, художники, искусство, история

Previous post Next post
Up