Как Ушаков «победил»... Нахимова, или Общество долго недооценивало праведного Адмирала...

Apr 13, 2020 13:41

Ещё биографии флота здесь, здесь и здесь

Победа адмирала
220 лет назад русские моряки под командованием Фёдора Ушакова овладели крепостью Корфу / Материалы об актуальном прошлом / март, 2019

Род Ушаковых прослеживали от Романа - сына легендарного Редеди, великого князя Касожской орды, погибшего в 1022 году в бою с князем Владимиром Мстиславовичем. ©Ещё с Ушаковым



Остров Корфу
В шестом поколении один из представителей рода получил прозвище Ушак, от которого и пошла фамилия флотоводца.Великую роль сыграл Фёдор Ушаков в кампаниях 1798 и 1799 годов, действуя у берегов Италии против революционной Франции. Для генерала Наполеона Бонапарта Ионические острова были стратегически важнейшим оплотом республики.

13 августа 1798 года эскадра адмирала Ушакова вышла из Севастополя и двинулась к Средиземному морю. Эскадра состояла из шести кораблей, семи фрегатов и трёх посыльных судов. На кораблях находилось 1700 солдат морской пехоты. После прибытия эскадры в Дарданеллы в подчинение Ушакову поступила турецкая эскадра: четыре корабля, шесть фрегатов и 14 канонерских лодок. Бывшие противники стали союзниками, как и англичане, которых на этом морском фронте представлял адмирал Горацио Нельсон. С 28 сентября по 5 ноября Ушаков изгнал французов с островов Цериго, Занте, Кефалония и Санта Мавра и начал осаду острова Корфу, который считался ключом к Адриатике. Там находился сильный французский гарнизон. Для решительных действий Ушаков получил подкрепление из России и от турок. Почти четыре месяца шла осада Корфу - сильнейшей и, как считалось, неприступной морской крепости. И, наконец, штурм, сметавший по-суворовски все каноны военного искусства. Для сравнения вспомним, что в то самое время адмирал Нельсон осаждал Мальту с крепостью Ла-Валетта, которая была укреплена значительно слабее, чем Корфу. Осада шла больше года. Сам Нельсон взятия Мальты так и не дождался.

Получив весть о победе Фёдора Ушакова на острове Корфу, Александр Суворов воскликнул: «Великий Петр наш жив!.. Что он по разбитии в 1714 году шведского флота при Аландских островах произнес, а именно: "Природа произвела Россию только одну: она соперницы не имеет", - то и теперь мы видим. Ура! Русскому Флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?»

В конце мая 1799 года Ушаков утвердил «План о учреждении правления на освобождённых от французов бывших венецианских островах и о установлении в оных порядка». Так возникла Республика Семи Островов, объединившая острова Корфу (Керкира), Паксос, Лефкас, Кефалиния, Итака, Закинф и Китира. Это было первое за долгий период независимое греческое государство. Правительство республики в 1803 году возглавил Иоанн Каподистрия - будущий министр иностранных дел России, а в дальнейшем - глава получившей независимость Греции.

Несгибаемый в дыму сражений, Ушаков в жизни оставался скромным, смиренным человеком. И общество долго его недооценивало. У величайшего флотоводца не было первых степеней орденов Святого Георгия и Святого Владимира. Его не произвели ни в князья, ни в графы, ни в бароны… Для Ушакова не нашлось места ни на петербургском памятнике императрице Екатерине и великим деятелям её эпохи, ни на новгородском монументе, посвящённом тысячелетию России. Подвиги Ушакова не интересовали художников, поэтов. Да и военные историки не слишком усердствовали: упомяну лишь книгу Ростислава Скаловского, вышедшую в 1856 году. Ушаков незаслуженно пребывал в тени славы других героев русской истории - до поры до времени.

…В нач. 1944 года Наркомат Военно-морского флота СССР обратился к Иосифу Сталину с предложением учредить ордена и медали Ушакова и Нахимова. Встал вопрос: кого поставить выше? В те годы и в армии, и в народе гораздо популярнее был Павел Нахимов. Севастопольская эпопея и подвиг Нахимова по дореволюционной традиции считались (и вполне обоснованно!) апофеозом героизма. Но адмирал Николай Кузнецов понимал, что рядом с Ушаковым в истории русского флота просто некого поставить. Доводы Кузнецова убедили Сталина, и вождь СССР открыл дорогу учёным, художникам, писателям, кинематографистам для исследования и воспевания подвигов Ушакова. Даже в годы войны Верховный уделял время вопросу воссоздания портрета адмирала Ушакова. Михаил Герасимов, изучив череп адмирала, представил свою версию портрета.



М.М. Герасимов. Бюст Ф.Ф. Ушакова. 1947
Подключили к работе и экспертов из Академии художеств. Книги, картины, скульптуры… О внешности адмирала Фёдора Ушакова мы главным образом судим по портрету, созданному через много лет после смерти великого флотоводца по не самым достоверным образцам.



Парадный портрет адмирала Ушакова. Петр Бажанов, 1912
Из многих изданий, посвящённых флотоводцу и вышедших после 1944-го, выделим великолепный трёхтомник под редакцией Р.Н. Мордвинова, в котором жизнь и деятельность Ушакова показана подробно, на основе документов, и популярный исторический роман Леонтия Раковского, который во всех библиотеках СССР был вдрызг зачитан мальчишками. И вершина славы - кинодилогия Михаила Ромма: «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Ушаков - Иван Переверзев! Этот актёр всю мощь своего таланта посвятил флоту: он играл главную роль в фильмах «Иван Никулин - русский матрос», а ещё были моряки в фильмах «Домой», «Повесть о "Неистовом"», «Мичман Панин», «Сокровище республики», «День ангела»… Всегда элегантный, мужественно обаятельный Переверзев не отказывался и от характерных ролей, среди которых тоже запомнились моряки. Так, в многосерийном фильме «Человек в проходном дворе» он сыграл роль моряка Войтина - совсем не элегантного, несчастного, запутавшегося человека, который всё же сохранил в себе чувство чести.

Но коронной и, по признанию актёра, любимой ролью стал для Переверзева Ушаков - русский морской медведь, непобедимый и кроткий, сильный и милосердный. А ведь он играл именно «праведного воина»! Обратите внимание на глаза Переверзева в роли Ушакова, на внимательный, сострадательный взгляд. После переверзевского «Отменно!» Ушаков навсегда занял заслуженное место в сонме сокровенных героев Отечества, известных всей России. И на Ионических островах русского героя не забыли. Помнят его и в Греции, в Болгарии, в Сербии - везде, где боролись с турецким владычеством.

Арсений Замостьянов
журнал «Историк», 2 марта 2019

оккупация и интервенция, живопись, 18-19-ее века, внешняя политика и мид, войны и конфликты, сражения, символы, награды, флот, вов и вмв, известные люди, искусство, культура, италия, сталин и сталинизм, история, армия, российская империя, турция и византия, россия, независимость и суверенитет, правители, франция, память, европа, скульптура, балканы, ссср, победа, кино и театр, великобритания, военные, нравы и мораль, союзники, геополитика и территории, реки и водоёмы, колониализм, агитпроп и пиар, святые, страны и столицы, идеология и власть, биографии и личности

Previous post Next post
Up