Она - и любовница, и соратница, и мать... / Женщина как русская живопись

Mar 09, 2020 13:30

Ещё женщина в живописи здесь, здесь и здесь

Красота, правда и любовь. Женщины в русской живописи
Сюжет «8 марта» / март, 2017

Еще древние мужчины поняли, что с женщинами шутки плохи. Падение Трои было предрешено, когда царевич Парис имел неосторожность оскорбить своенравных богинь. Римский герой Эней и шага не мог ступить без велений Афродиты. Греческий хитрец Одиссей никогда бы не достиг Родины, если бы не заступничество Афины… ©


Илья Репин. Портрет поэта С. М. Городецкого с женой. 1914
Особенно актуально это для России, которая издавна считалась «душой мира», Софией и соотносилась с женским началом. Со школы все знают о сильных «некрасовских женщинах»: «Есть женщины в русских селеньях…» Равно как и об утонченных девушках Тургенева.Женскими образами пронизана вообще вся русская культура: иконы Богородицы, патриотические плакаты с взывающей Родиной, мистические полотна с матерью и младенцем. Естественно, что эту тему не могло обойти и изобразительное искусство.




2. Валентин Серов. Одиссей и Навзикая. 1910
В Европе эстетика все-таки быстро вышла на первый план, оставив в тени религиозное поклонение женщине. Идеальное тело Богини медленно, с течением веков, перетекало в формы классических литературных героинь или городских кокеток. Русские же не могли до конца оторвать красоту от правды и доброты. Женщины в собственно русских работах наших художников всегда были не просто «красотками», а либо настоящими людьми, либо мистическими символами, либо чем-то средним. Даже самые верные европейским «лекалам» художники вроде Карла Брюллова или Генриха Семирадского, не способны были изменить этому правилу.



3. Карл Павлович Брюллов. Прерванное свидание (Вода уж через край бежит). 1827-1830
Мне всегда казалось, что особенно ярко это проявляется в картине Ильи Репина «Садко». Перед путешественником раскрываются все богатства морского царства. Его взгляд пытаются пленить множество заморских красавиц. Однако Садко не обращает на них никакого внимания: сквозь тьму он видит русскую красавицу Чернаву. Так сам Репин смотрит на популярное заграничное искусство импрессионистов и понимает, что оно пусто по смыслу; его взгляд не задерживается на европейских салонах.



4. Илья Репин. Садко. 1876
Женщина на русских картинах - сильна и глубока. Она в чем-то - некрасовская: мощная, боевитая, решительная. Но сила ее - не просто «физическая». Некрасовская женщина обладает русской широтой души, готовностью понять и помочь, она - и любовница, и соратница, и мать.



5. Василий Максимов. Кто там. 1879
Но есть в ней и возможность Тургенева. Русская женщина не согласна расстаться с какими-то сокровенными идеями, мечтами, надеждами на светлую жизнь и искреннюю любовь. Она ищет среди мужчин «живых», не погрязших в тоске мещанства и того, что мы сейчас назвали бы «потребительством». Не продавших мечту, не очерствевших, не состарившихся душой. Подобно Алёнушке с картины Виктора Васнецова, она ждет того, кому сможет отдать любовь.



6. Виктор Васнецов. Алёнушка. 1881
Попытка света лишить такую женщину ее мечты, разлучив с возлюбленным или насильно выдав замуж - один из самых пронзительных сюжетов русской живописи. Покушение на такую девушку - это всегда рана на сердце России, удар по будущему страны и человечества.



7. Арест. Арсений Шурыгин. 1867
Мать - вот еще один образ, обойти который невозможно. Женщина - это не только Родина, это вообще всё, что дает тебе тепло и что ты должен защищать. Она хранит огонь очага, она провожает тебя на войну, о ней ты вспоминаешь, идя в атаку, - и она же врачует твои раны.



8. Сергей Герасимов. Мать партизана. 1943
Мать держит на руках дитя - завтрашний день, будущее, которое охраняет человечество и ради которого оно льёт свою кровь. Однако взрастить его, сделать лучше, чем раньше - это снова дело женщины.



9. Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908
Конечно, женский образ изменялся с годами. На картинах Александра Дейнеки или Кузьмы Петрова-Водкина видно, что девушки уже полностью стоят наравне с мужчинами: они трудятся, строят, причащаются высокой культуре, активно участвуют в общественной жизни, побеждают в спорте. Однако в них всё равно сохраняется и красота, и некая тайна, - не в пример иным современным радетелям за равенство полов.



10. Николай Иванович Андронов. Плотогоны. 1960-196
Без женщин русское искусство не мыслит ни работу, ни быт, ни мир, ни войну, ни Родину, ни природу, ни сферу сокровенных людских отношений. В ней вновь сливается воедино красота, правда и доброта. Реальная жизнь и возвышенный идеал.



11. Константин Маковский. Туалет Венеры
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»



12. Константин Маковский. Русская красавица
Дмитрий Буянов
ИА «Regnum», 8 марта 2017

русские и славяне, живопись, нравы и мораль, менталитет, фото и картинки, родина и патриотизм, символы, женщины, культура, искусство

Previous post Next post
Up