Ещё женщины и нравы
здесь,
здесь и
здесь Грудью на амбразуру
МиксLook / Культурология женщин / Статья 2015 года
Некоторые особы не только обезоруживают чужих кавалеров, но и вооружают их дам. Именно так начиналась драма, настигшая актрису Мариинского театра Анастасию Малевскую. На светский раут её возлюбленный явился в сопровождении прекрасного эскорта.
©Ещё дуэли
здесь,
здесь и
здесь ___
Как поступила Анастасия? Без промедлений вызвала соперницу на дуэль!Еще в 1397 году происшествие не вызвало бы фурора - русские бабы азартно истребляли лютых врагинь. Да не из рафинированных пистолетов, а рогатинами и ослопами! Не гнушались конфликтовать и врукопашную. К слову, у государства воинствующие матроны нареканий не вызывали. Все законно: согласно Псковской судебной грамоте, вместо женщины в поединке мог участвовать ее супруг, брат, отец, ежели биться предстояло с мужчиной.
Впрочем, не только отечественные амазонки покушались на мужскую привилегию кровопролития. Если верить Аммиану Марцеллину, античному историку, неистовые галльские женщины занимались тем же - дискутировали с окружающими, используя кулаки.
Что уж говорить о древних гречанках, искавших лазейки на Олимпийские игры! Оным категорически воспрещалось посещать спортивные мероприятия. «Собираются в толпы и свирепо дерутся на палках», - констатировал Геродот.
Вероятно, спустя века банальный мордобой европейцам категорически наскучил. Тут-то эпоха Ренессанса и подарила миру подлинную женскую дуэль.
___
Именно так официально обозвали прецедент, потрясший миланский женский монастырь Св. Бенедикты 27 мая 1571 года. Однажды в обитель явились две знатные дамы, дабы наедине совершить молитву. Комнату гостьи, разумеется, получили. Стоило настоятельнице притворить дверь, как дамы выхватили кинжалы с очевидным намерением согрешить. Позже встревоженные шумом монахини обнаружат бездыханное тело, а рядом истекающую кровью убийцу. Что послужило причиной бойни - увы, не известно.
Ко всеобщей радости, подноготная следующей дуэли предельно ясна. Сцена, поразившая Неаполь, опередила монастырское ЧП практически на 20 лет. И куда уж без знатных барышень: Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла одинаково бойко претендовали на Фабио де Зересола - прекрасного итальянского мужчину. Как того требовал закон, в распоряжении девиц оказался и секундант, он же испанский наместник маркиз де Васта. Впрочем, к чему вдаваться в детали, когда весь экшен благополучно запечатлел караваджист Хосе де Рибера! Ознакомиться с полотном «Женская дуэль» можно в мадридской галерее «Прадо».
«Женская дуэль». Хосе де Рибера, 1636
И если сестры-славянки в XVII веке вели себя смирно, француженки решительно оттачивали мастерство. Отныне дамы не только бились до конца, но еще и смазывали шпаги раздражающими составами - для пущего веселья. Приемы становились подлее, интереснее: если не заколют, так подарят уродливый шрам.
По стечению обстоятельств тогда же свершилась легендарная дуэль графини де Полиньяк и маркизы де Несль! Мамзели бились за право быть любимой и единственной. Да, звучит попсово, довольно тривиальная мотивация. Обнадеживает одно: избранником аристократок значился сам кардинал Ришелье. Дуэль состоялась в осеннем Булонском лесу, однако обагрить землю во имя красного герцога так и не удалось. Известно лишь, что де Полиньяк слегка ранила конкурентку, а после пригрозила: «Я научу тебя, как красть любовника у такой женщины, как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания и разбила его мозги!» Собственно, эпизод обрел известность благодаря запискам виновника события. По всей видимости, самоотверженность и страсть любовниц покорили парижского министра.
Диптих «Дуэль и примирение» (The Duel; And The Reconciliation), худ. Émile Antoine Bayard
Что и говорить, прекрасная половина отменно фехтовала, разве что продемонстрировать таланты удавалось не всегда - где отыскать столько дамских угодников? Отныне предлогами служили не только уязвленное чувство гордости, но и неловко оброненное слово. К примеру, истории знакома обворожительная скандалистка мадам Мопен, популярная оперная певица времен Людовика XIV, которая обожала вызывать на дуэль мужчин. Однажды нашу героиню оскорбил актер Дюмени, а на требование извиниться - расхохотался в лицо. Негодованию Мопен не было предела, женщина выхватила бутафорскую шпагу и начала сечь ею лицо нахала. Посчитав себя недостаточно отомщенной, дама отобрала у коллеги часы и табакерку. Сущим хулиганством казалась эта выходка на фоне следующего происшествия. Будучи на балу, певица вела себя несколько вольно, и вскоре гости попросили ее уйти. Темпераментная Мопен заявила, что желает видеть в парке всех, кого не устроило ее поведение. Вызов брошен - трое дворян последовали за взвинченной артисткой. Мопен заколола одного за другим, а после торжественно вернулась в залу. К слову, случай грозил красавице эшафотом, спасло одно - благосклонность самого короля, не желавшего лишаться одной из лучших оперных певиц. Однако не только Людовика покорила самоуверенная особа: все вышесказанное гораздо колоритней описано Теофилем Готье, посвятившим целый роман удивительной француженке.
«Оруженосица (Фехтовальщица на диване)», Жан Беро, 18
Сколько кровавых историй, и все дело рук европеек. А что до России? Категоричный запрет на дуэли по политическим соображениям - не хватало людей для трудов ратных. Так распорядился Петр I. Впрочем, стоило на престол взойти женщине, как баба русская вспомнила о рогатине! Вспомнила и оставила в загашнике, ибо в моде утонченное членовредительство. Сама Екатерина II не только допускала дуэли, но и могла поделиться опытом. Так, в возрасте пятнадцати лет немецкая принцесса Софья Фредерика Августа сразилась с троюродной сестрой принцессой Анной Людвиги Анхальт. К счастью, обошлось без крови. Может, поэтому императрица оказалась противницей смертельных исходов? Бились до первого ранения. Только в 1765 году секундантка Екатерина удостоила чести восемь дуэлей.
___
Гораздо вкуснее перипетии интернациональных конфликтов. В 1770-м княгине Дашковой случилось гостить в Лондоне, да не где-нибудь, а в доме графов Пушкиных. Там образованная русская дама познакомилась с герцогиней Фоксон, тоже слывшей образованной дамой, правда, английской. Завязавшаяся беседа планомерно перешла в хорошую перепалку. Фоксон оскорбила Дашкову, Дашкова заехала обидчице по лицу. Вскоре графиня Пушкина нехотя несла женщинам шпаги. Потребовалось несколько томительных минут, чтобы реанимировать попранную честь. В результате дуэль разрешилась в пользу англичанки - русской княгине рассекли плечо. Оно и не удивительно: заморские сударыни практиковались веками. Тем не менее именно в Петербурге популяризовались дамские салоны, где пылко состязались потомки древних гречанок и матрон. Одним из таких стал салон мадам Вострухиной, только в 1823 году элитный «бойцовский клуб» пережил семнадцать дуэлей. Сохранились и записки местных завсегдатаев - уроженок других стран. Маркиза де Мортене писала:
«Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы.»
Куда нам до утонченных мадемуазелей, чьи манеры обязывали обнажить грудь, прежде чем взяться за шпагу. Во избежание опасных инфекций щегольство откладывали до лучших времен. Нагота носила сугубо практический характер, хотя, с точки зрения пресловутой маркизы, придавало немало пикантности. Разумеется, можно грозно окрестить викторианские разборки «первыми эмансипированными дуэлями», а можно молча рассмотреть фотографические почтовые карточки. Появившиеся в XIX веке стереоскопические серии оголенных воительниц - еще одна попытка воздать дань удивительному явлению.
___
Женские дуэли очаровательны и коварны, они веками преследовали женщину и добрались до наших современниц. Возможно, мы так и будем сражаться, насыщая художников мелодраматичными сюжетами. Ан гард!
Инна Рейхард
«CABLOOK», 10 апреля 2015