Горюй! или Проводы Мастера... / Памяти Георгия Данелии

Apr 09, 2019 21:18

Ещё известные люди кино и театра здесь, здесь и здесь

Смех сквозь слезы
Вспоминая замечательного режиссера Георгия Данелию / Прощание с Георгием Данелией / Созидатели

Он оставил нам величайшее богатство - свои фильмы. За свою жизнь Данелия снял без малого 20 картин. Среди них - «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!», «Паспорт», «Настя», написал сценарий к «Джентльменам удачи» … ©Ещё в «Созидателях», ещё с Данелией и ещё ушедшие известные люди



Георгий Данелия
Эти и другие фильмы сопровождают нас всю жизнь. Спасибо вам, Георгий Николаевич!Если Окуджава называл себя «грузином арбатского розлива», то я - «грузин уланского розлива», говорил он. Дело в том, что будущий режиссер жил и учился в московской школе, находившейся в Уланском переулке - между Сретенкой и Мясницкой.

9 апреля в московском Доме кино простились с кинорежиссером Георгием Данелией, скончавшимся 4 апреля в возрасте 88 лет. Кадры с церемонии прощания - в фотогалерее “Ъ”.




___Церемония прощания с кинорежиссером Георгием Данелией прошла в московском Доме кино / Здесь и ниже, фото: Глеб Щелкунов

Из книги Данелии «Безбилетный пассажир»:

«- Надо отдать его во ВГИК, - сказал отец, когда я окончил школу.

- Почему во ВГИК? - спросила мама.

- А куда его, дурака, еще девать?

Отец мой, метростроевец, считал работу в кино несерьезным занятием и предложил ВГИК (Институт кинематографии) как крайний вариант».

Вообще-то Данелии, в прямом смысле, было на роду написано работать в кино. Его тетя - знаменитая актриса Верико Анджапаридзе. Дядя, муж Верико Михаил Чиаурели - режиссер, актер, сценарист, художник - тоже гремел на всю страну. Оба - народные артисты СССР, на двоих - 8 (!) Сталинских премий.
Когда Данелии было 11 лет, он снялся в мимолетной роли в фильме Чиаурели «Георгий Саакадзе». Появился и в кадре другой дядиной ленты - «Незабываемый 1919 год». Вероятно, Данелия еще мальчишкой подумывал о кино, и знаменитые родственники его, скорее всего, поддерживали.



___Президент Всемирной ассоциации русской прессы Виталий Игнатенко перед началом церемонии

Однако после школы он пошел в архитектурный институт. Не то, чтобы он очень хотел стать зодчим. Просто так вышло: приятель поступал в этот вуз, и он пошел за компанию.

После института попал в ГИПРОГОР - Институт проектирования городов - в мастерскую перспективной планировки. «Мы решали, как должны развиваться города страны в течение ближайших двадцати пяти лет. Но пока мы в Москве чертили - они на месте строили. Мы не знали, что они строят, - а им плевать было на то, что мы чертим».

Работа - размеренная, однообразная - его тяготила. И он замыслил побег. Правда, не знал, куда бежать. Все решил случай.

Гуляя с приятелем по Москве, увидел под забором пьяного. Не забулдыгу, а на вид приличного: в берете, очках, галстуке и при часах. Между прочим, в 60-е годы часы считались признаком благосостояния.

Приятели решили разбудить пьяного, чтобы того не обворовали. Он проснулся, осмотрелся. И обиделся на друзей: «Я не пьяный, а так отдыхаю». В подтверждение этих слов достал из кармана скомканную газету «Советская культура», расправил ее и стал читать. И тут взгляд Данелии упал на объявление «Принимаем на режиссерские курсы»…



___Бизнесмен Анзори Аксентьев перед началом церемонии прощания

«Если бы тогда этот тип не попался нам на глаза, может быть, моя жизнь на следующие полвека сложилась бы иначе. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы по три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они - мои внучки…»

Выходит, судьба не так уж слепа. Везде не успевает, но в особых случаях, когда решается участь незаурядного человека, оказывается поблизости. Указывает, куда идти, хлопает по плечу, давай, мол, действуй. Так и вышло с Данелией.
Первый фильм «Сережа» он снимал по своему сценарию со своим однокурсником Игорем Таланкиным. Лента добрая и грустная. В фильме сыграли звезды - Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева и Василий Меркурьев. У них был чудесный маленький партнер - пятилетний Боря Бархатов.



___Режиссер культовых фильмов «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Кин-дза-дза!» умер в возрасте 88 лет

«Получив «Хрустальный глобус» (за фильм «Сережа» - В.Б.), мы попали в разряд «наши молодые, подающие надежды режиссеры». Так нас называли в прессе лет пятнадцать. А потом, без переходного периода, сразу перевели в «наши старейшие мастера».

Потом Данелия снял «Путь к причалу» - с известными лицедеями Борисом Андреевым и Любовью Соколовой. Тоже очень хороший фильм и тоже грустный. Про картину «Я шагаю по Москве» много говорить не надо - ее все знают. Фильм вечный, не стареющий (стареют разве что только его зрители) - про молодежь начала 60-х. И я не знаю людей, которым бы картина не понравилась. Она - правдивая, реалистичная, запечатлевшая старую, давно ушедшую Москву. И смешных эпизодов в фильме хватает, и грустных - в общем, все, как в жизни. Точнее, это зеркало жизни.



___Вдова режиссера Галина Данелия (слева) во время церемонии

«Мне кажется, что все фильмы, которые я снял, я мог бы повторить - пусть с другими актерами, но что-то такое в этом же духе было бы на экране. - А вот «Я шагаю по Москве» повторить невозможно. Там поэзия Шпаликова, камера Вадима Юсова, музыка Андрея Петрова. И еще потому, что там играли Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов, Алексей Локтев - молодые. Вот и все. И сочетание, которое получилось, оно и сделало этот фильм, такой удивительный для меня».

Данелия считался комедийным режиссером. Но от этого «звания» он открещивался: «Я никогда не снимал комедии. На моих фильмах написано «комедия», потому, что под нее давали больше пленки. Поэтому мы всегда ставили в рубрике «жанр» - «комедия».
Он считал, что снял только одну настоящую комедию - «Тридцать три». Остальные фильмы - просто человеческие истории, где есть место всему, в том числе, смешному. Но в них и немало грустного, даже трагического, как например, в «Осеннем марафоне». Ведь там рушатся судьбы, почти все герои неприкаянны или вовсе несчастны. А смех, он сквозь слезы. Потому что радость и огорчение, а порой и несчастье всегда ходят вместе.



___Актер Георгий Мартиросян (справа) на церемонии прощания

Нельзя не упомянуть о поразительном чувстве юмора Данелии. Он проявился не только в его фильмах, но и в книгах. Они - кладезь удивительных историй и все - смешные, добрые. Данелия вполне мог стать писателем. Или художником - у него замечательные рисунки.

Почему-то многие, даже известные люди считали, что он снимает несерьезные, легкомысленные фильмы. Как-то режиссер шел по улице и услышал, что его окликнули из проезжающей машины. За рулем был Евгений Евтушенко. Поэт крикнул: «Данелия, я посмотрел «Не горюй!» «Ну, и что?» - спросил режиссер. «Я думаю, тебе пора уже снять какую-нибудь серьезную картину!» И умчался.

Говорить о том, что Данелия был талантлив, слишком банально. У многих талант есть, но порой они не могут его употребить. Он дремлет, покрывается плесенью, умирает. А у Данелии дарование, которое он отшлифовал, довел до совершенства. Кроме того, у него были еще зоркие, острые глаза. Он подмечал то, мимо чего прошли бы другие.

«Я, к счастью, быстро понял: если буду снимать, рассчитывая на успех, - вообще никогда ничего не сниму. Снимать надо то, что самому нравится и за что потом будет не стыдно. Поэтому каждый фильм ты делаешь, как первый…»

Работа отнимала у него много сил и здоровья. Мало того, что сама съемка - долгий, изнуряющий процесс, а тут еще советские кинематографические начальники вечно требовали отчета - покажи, что сделал, скажи, что собираешься. И начиналось: первое доснять, второе переснять, а третье вообще вырезать. Но подобный «стиль» назывался не цензурой, а редактурой. К примеру, в «Осеннем марафоне» от Данелии требовали, чтобы в финале картины Бузыкин вернулся к жене. Погулял, мол, и хватит! Но режиссер стоял насмерть и отстоял задуманное.



___В конце февраля кинорежиссера доставили в одну из московских клиник с воспалением легких, вводили в искусственную кому. 4 апреля у Георгия Данелии остановилось сердце

«Я снимал при Хрущеве, при Брежневе и при Черненко и Андропове, при Ельцине, Путине - и не мог все время менять свою позицию, ориентируясь на текущую политику. Самоцензура, конечно, существовала всегда. Мы и не снимали ничего, что можно было бы считать враждебным и не могли бы снять при всем желании, кино - не роман, его нельзя написать и спрятать в ящик. Мы приносили сценарий, его должны были утвердить, запустить, дать технику, утвердить актеров... Поэтому, когда в 80-90-х годов на экраны выпустили все запрещенные фильмы, мы недоумевали -за что эти фильмы были «закрыты»? По понятиям нормальной логики ничего там крамольного, антисоветского не было...»

Все эти «войны» отнимали силы, нервы, было время, когда он много пил.

В воспоминаниях Данелии часто встречаются отголоски его вспышек гнева, терзаний, разочарований - фразы: «болело сердце», «глотал лекарство», «злился», «разбил чашку о стену…» У Данелии великое множество наград, но никто не знает, чего они ему стоили!
«В восьмидесятом году у меня была клиническая смерть. Я вроде бы умер, но мозг еще работал. И была такая тьма, что-то очень черное, как «Черный квадрат» Малевича. И из этой черноты появилась моя мама, сделала отрицательный жест рукой и исчезла.

Она появилась такой, какой была перед смертью. Но я не хочу ее видеть такой. Я хочу увидеть маму, какой она жила в моей памяти… Но мама опять появилась такая же. И опять показывает жестом - «нет»…»



___Директор «НИИ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Александр Коновалов (справа) и фотограф Юрий Рост (слева) во время церемонии

Когда Данелия лежал в больнице, к нему приехал Вахтанг (Буба) Кикабидзе. К слову, у режиссера было два самых любимых актера - Кикабидзе и Евгений Леонов…

Вахтанг, узнав, что с Данелией плохо, тут же прилетел в Москву из Тбилиси. И кто-то ему сказал, что режиссер уже умер. Позвонить домой и спросить, умер он или нет, артист, конечно, не мог. Спросил у Юрия Кушнерева, который работал вторым режиссером на «Мимино», когда похороны. Но тот сказал: Данелия жив. И Кикабидзе поехал к нему в больницу.



___Церемония прощания с Георгием Данелией в Центральном Доме кино

«Лежу я в палате - синий, похудевший. (Леонов сказал, что по весу и по цвету я тогда напоминал цыпленка табака.) Открывается дверь, заходит Буба с цветами. В дверях остановился, посмотрел на меня, тяжко вздохнул. Потом подошел к постели, положил мне в ноги цветы. Потупил глаза и стоит в скорбной позе, как обычно стоят у гроба.

- Буба, - говорю я, - я еще живой.

- Вижу, - печально сказал Буба.

Он же настроился на похороны. И увидев меня, такого синего, не смог выйти из образа».

Друг и сосед Данелии журналист и фотохудожник Юрий Рост говорил, что до последних дней он придумывал картинки, сюжеты, с юмором обсуждая свои похороны. Голова, по-прежнему светлая, работала, а ноги отказывали. И дышать ему было тяжело…
А сегодня очень тяжело нам, зрителям фильмов Данелии. Светлая память, вам, Георгий Николаевич!



___Кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров на церемонии



___Режисеер Вадим Абдрашитов (в центре) на церемонии прощания



___Гроб стоял в зале по центру сцены, рядом - почетный караул



___Генеральный директор телекомпании «Первый канал» Константин Эрнст (слева) на церемонии



___Отпевание режиссера пройдет в храме Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря



___Георгия Данелию похоронят на Новодевичьем кладбище
Валерий Бурт
«Столетие» / «Коммерсантъ», 8-9 апреля 2019

режиссёры, 80-е, смерти и жертвы, афоризмы и цитаты, фильмы, наследие, память, воспоминания, символы, кавказ, известные люди, искусство, ссср, культура, грузия, кино и театр, легенды, нравы и мораль, современность, 60-е, гении, эпохи, даты и праздники, юмор и сатира, идеология и власть, интеллигенция, мудрость и философия, траур, биографии и личности, россия

Previous post Next post
Up