Застава Антониони Мартыныча, не вписавшегося в Оттепель... / Памяти Марлена Хуциева

Mar 21, 2019 21:51

Ещё известные люди кино и театра здесь, здесь и здесь

«Сомнение - самое важное в жизни режиссера» / Настоящий «шестидесятник». Чем запомнился режиссер Марлен Хуциев
На 94-м году жизни скончался советский и российский режиссер, народный артист СССР Марлен Хуциев

Марлен Хуциев был госпитализирован в самом конце 2018-го, вместе с женой, Ириной Соловьевой. Она скончалась в начале января; он пролежал в больнице до февраля, был выписан, но через некоторое время врачи снова положили его на обследование - подозревали инфаркт, но позже эти сведения были опровергнуты. ©Ещё с Хуциевым и ещё ушедшие известные люди



Марлен Хуциев
И вот во вторник, 19 марта, в Союзе кинематографистов РФ сообщили, что Хуциев скончался. Причины смерти пока не называются. Представитель СК рассказал ТАСС, что прощание с режиссером пройдет 21 марта в Доме кино. Церемония начнется в 11:00.21 марта в московском Доме кино прошла церемония прощания с режиссером и сценаристом Марленом Хуциевым, скончавшимся 19 марта. Как прошла гражданская панихида и вехи творческого пути режиссера и сценариста - в фотогалереях /здесь и здесь/ “Ъ”.




2.Марлен Хуциев родился 4 октября 1925 года в грузинском Тифлисе (ныне - Тбилиси). Отец режиссера был коммунистом, заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР, мать - актрисой из дворянской семьи. Марлен учился в школе в Москве, но после того как его отец был репрессирован в 1937 году, вернулся в Тбилиси

Марлен Хуциев - один из самых известных режиссеров СССР и России и один из тех, кто стал символом хрущевской «оттепели». Он родился в 1925 году в Тбилиси; его отец был комиссаром в Гражданскую войну, потом работал заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР и был репрессирован в 1937-м по страшной 58-й статье - за «контрреволюцию». Его семья уцелела, но школу Марлен заканчивал уже в Тбилиси, куда уехал с матерью из Москвы.



3.В середине 1940-х годов Марлен Хуциев (на фото слева) работал ассистентом художника на Тбилисской киностудии, а в 1952 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Савченко. Его дипломной работой стал короткометражный фильм «Градостроители» (совместно с Феликсом Миронером) / Фото: Валентин Мастюков

После школы он пытался поступить в Тбилисскую академию художеств, но не прошел конкурс, работал на Тбилисской киностудии, а в 1945-м поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Его однокурсниками были Александр Алов и Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Юрий Озеров, актер Алексей Коренев. В 1950-м Хуциев окончил институт (мастерская режиссера Игоря Савченко), работал на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, потом перешел на Одесскую киностудию, в конце 50-х снова вернулся на киностудию имени Горького.

Весна на Заречной улице (1956) Цветная полная версия

image Click to view


___История любви юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика - одна из самых популярных отечественных мелодрам

Именно к этому времени и относятся две знаковые работы Марлена Хуциева, сделавшие ему имя. Начинал он, правда, в период сталинского малокартинья и был на студии Горького всего лишь ассистентом по дубляжу, да и его дебют в кино сложно назвать авторским - в 1955-м Борис Барнет взял его ассистентом в кинокомедию «Ляна». А потом случилась «Весна на Заречной улице».



4.С 1953 года Марлен Хуциев работал ассистентом по дубляжу, вторым режиссером, затем режиссером на Одесской киностудии, с 1959 года - на киностудии им. Горького, с 1965 года являлся режиссером киностудии «Мосфильм»

Эту мелодраму о непростых отношениях учительницы вечерней школы и сталевара крупного металлургического комбината Хуциев делал в Одессе вместе со своим однокурсником Феликсом Миронером, оператором был Петр Тодоровский, а главные роли в картине сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников. Картина стала самой популярной отечественной лентой в советском прокате 1956 года, его посмотрело более 30 млн человек, а в следующем году она была отмечена медалью Московского фестиваля молодёжи и студентов.



5.В 1956 году вышел полнометражный режиссерский дебют Марлена Хуциева - фильм «Весна на Заречной улице» (кадр на фото), снятый в соавторстве с Феликом Миронером. В 1958 году первой самостоятельной картиной режиссера стала мелодрама «Два Федора»

После успеха «Весны...» Хуциев уже самостоятельно снимает мелодраму «Два Федора» с Василием Шукшиным в роли фронтовика, который после возвращения с войны усыновил беспризорника. А в начале 60-х он делает программную киноповесть «Застава Ильича».



6.В 1965 году вышел фильм режиссера «Мне двадцать лет» («Застава Ильича», кадр на фото), ставший одним из символов «оттепели». Марлен Хуциев также написал для него сценарий совместно с Геннадием Шпаликовым. За два года до выхода фильма с его резкой критикой выступил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, после чего в картину пришлось внести значительные поправки. Впоследствии во многих своих работах режиссер выступал также как автор сценария

Картина была вдохновлена XX съездом КПСС и развенчанием культа Сталина, она стала одним из символов «оттепели» и одной из немногих работ сценариста Геннадия Шпаликова. Но работу Хуциева ждала трудная судьба. Причем поначалу все было хорошо - в судьбе фильма принимала участие министр культуры Фурцева, его приняли на киностудии. А потом последовала разгромная критика Хрущева - и фильм отправился на переделку, которая заняла два года.



7.Всего Марлен Хуциев снял более десятка фильмов, среди наиболее известных - «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970), «И все-таки я верю» (1974)

«Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены», - рассказывал режиссер.



8.Режиссер также снялся в нескольких фильмах («Гори, гори, моя звезда», «В день праздника») и поставил спектакль «Случай в Виши» в театре «Современник» (1967)

Фильм все-таки вышел - в 1965 году, под названием «Мне двадцать лет». И даже в таком виде стал заметным культурным явлением, хотя хитом проката и не стал (его посмотрело «всего» 9 млн зрителей). Но премию «Золотая пластина» на Римском кинофестивале картина получила, а сцена поэтического вечера в Политехническом музее, на котором выступали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина и пел Булат Окуджава сразу стала знаменитой.



9.С 1968 по 1971 годы Марлен Хуциев являлся художественным руководителем творческого объединения «Экран» на Центральном телевидении, а с 1965 по 1986 годы занимал должность секретаря правления Союза кинематографистов СССР / Фото: Федор Савинцев

Позже, уже в перестройку, Хуциев соберет первую версию фильма и перевыпустит «Заставу Ильича» так, как задумывал в начале 1960-х.



10.С 1978 года Марлен Хуциев преподавал во ВГИКе, а с 1987 года руководил там кафедрой режиссуры художественного фильма / Фото: Виталий Парубов

Вообще у Хуциева очень небольшая фильмография - ему не запрещали снимать, но он не словно не торопился. Выпустил «Июльский дождь» и «Был месяц май», доделал с Элемом Климовым последнюю работу Михаила Ромма, документальный фильм «И всё-таки я верю...».



11.В 1998 году режиссер возглавил Комитет по игровому кино Союза кинематографистов России. В декабре 2008 года был избран председателем Союза кинематографистов России, однако в 2009 году суд отменил решение съезда Союза

Его словно поглощала организационная работа. Более двадцати лет он был секретарем правления СК СССР, в конце 80-х был выбран президентом Гильдии кинорежиссёров России. В 2008-м стал главным героем скандала в Союзе кинематографистов России, когда съезд пытался сместить Никиту Михалкова - попытка не удалась, но лишь благодаря вмешательству надзорных органов. Сами кинематографисты, судя по всему, были не против того, что ими руководил бы Хуциев.



12.Марлен Хуциев (справа) и актер Сергей Шакуров во время съемок полнометражного фильма о А.С. Пушкине. Пробы на главную роль. 1981 г. / Фото: Виталий Арутюнов

«Не очень люблю это определение - „шестидесятники“. При том, что дух времени мне дорог. Но под этим словом подразумевается социальная активность. Я не интересовался „злобой дня“, хотя кому-то так казалось. <...> Конечно, ощущаю себя человеком поколения. Созревание мое - не только возрастное, но мировоззренческое - пришлось на военные годы. В войне принять участие не пришлось. Но на всю жизнь осталось чувство долга перед павшими», - признавался Хуциев в одном интервью.
_______



13.Режиссёр Марлен Хуциев / Фото: Дмитрий Духанин

Хрупкая сила
Умер Марлен Хуциев / Создателю «Весны на Заречной улице» было 93 года

На 94-м году жизни скончался Марлен Хуциев - классик советского и российского кино, один из главных режиссеров эпохи оттепели.



14.В 1986 году Марлен Хуциев получил звание Народного артиста СССР. Также был удостоен орденов Почета и Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней / Фото: Дмитрий Духанин

Известие о том, что скончался Марлен Хуциев, больно отозвалось в сердце, хотя внутренне мы были к нему подготовлены сообщениями о болезнях и больницах. Но только в самый последний период. С тех пор как Хуциеву исполнилось девяносто и он стал старейшим отечественным режиссером, все понимали, что его физическое время подходит к концу. Однако этого совершенно не было заметно по поведению Марлена Мартыновича: он был, как всегда, невозмутим и при этом азартен, с головой погружен в работу. Его последний (теперь уже можно произнести это слово) кинопроект назывался «Невечерняя» и был построен на диалоге Чехова и Толстого, но, в сущности, Хуциев был его третьим участником: он беседовал о сущностном со своими предшественниками через века.



15.За фильм «Застава Ильича» Марлен Хуциев получил призы Венецианского кинофестиваля и фестиваля европейского кино в Риме. В 1999 году ему вручили специальный приз «Кинотавра» за выдающийся вклад в развитие российского кино, в 2002 году - «Лавровую ветвь». Также был удостоен премий «Триумф» (2004), «Ника» (2005), «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно (2015) / Фото: Юрий Мартьянов

Режиссер, известный своим перфекционизмом, не успел довести до самого конца «Невечернюю», но эскиз фильма был представлен еще шесть лет назад в юбилейном проекте Венецианского фестиваля «Будущее: перезагрузка». Семьдесят мэтров и актуальных режиссеров со всего мира сняли по короткометражке, длящейся всего одну-полторы минуты, на тему будущего в широком смысле слова. Так вот, короткометражка Хуциева «In Perpetuum Infinitum» - единственная из семидесяти вызвала аплодисменты в журналистском зале. На экране - Толстой и Чехов, их снимает на свой допотопный аппарат кинооператор, а потом мы видим стоп-кадр, где между двумя гигантами русской литературы поместился маленький Хуциев, и титр: «Поздравляем Венецианский кинофестиваль!».

Время в хуциевском кинематографе всегда было субъективным, а пространство живых и пространство мертвых не разделены непроходимой чертой.
Свои высшие художественные открытия Хуциев совершил в 1960-х, сняв фильмы «Застава Ильича» и «Июльский дождь», с огромной гипнотизирующей силой передающие дух того турбулентного времени.



16.Последней работой режиссера стала драма «Невечерняя», чей выход запланирован на 2019 год / Фото: Алексей Куденко

Первая из этих картин была подвергнута цензуре и вызвала недовольство Никиты Хрущева. Достаточно вспомнить вызвавший гнев советских идеологов эпизод из «Заставы Ильича», в котором юный герой встречается со своим ровесником - погибшим на войне отцом - и делится с ним своими сомнениями. В том поистине эпохальном фильме запечатлены незабываемые молодые лица актеров и неактеров… Валентин Попов (в главной роли), Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская, Лев Прыгунов, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Наталья Рязанцева, Павел Финн, Светлана Светличная, Петр Щербаков, Ольга Гобзева, Виталий Соломин… Ну и, разумеется, изъятые цензорами документально заснятые сцены выступлений Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы в Политехническом музее. Каждый кадр дышал полным надежд воздухом времени, воздухом перемен.



17.Марлен Хуциев скончался 19 марта 2019 года в Боткинской больнице на 94-м году жизни / Фото: Илья Питалев

Перемены вскоре пришли, но совсем не те, которых ждали. «Застава Ильича», сквозь оттепельный оптимизм которой уже проглядывали рефлексии нового поколения советских интеллектуалов, подверглась нападкам, вышла в прокат в урезанном виде под названием «Мне двадцать лет», а в авторском варианте публично показана только во времена перестройки. «Июльский дождь» появился на пару лет позднее, в 1966-м, когда оснований для оптимизма поуменьшилось, а оттепель уступила место заморозкам. В этом же году Хуциев подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генсеку Леониду Брежневу против реабилитации Сталина. Герои-интеллигенты из «Июльского дождя» уже сполна ощущали отчужденность от исторического процесса, а человеческие отношения несли на себе печать новой мировой болезни - «некоммуникабельности». Именно после этого фильма на Западе Хуциева окрестили «советским Антониони» или даже «грузинским Антониони». На родине же официоз кисло встретил картину с порочной «дедраматизированной» структурой: тираж был резко ограничен, а в газете «Советская культура» появился разнос в виде «открытого письма кинорежиссеру М. Хуциеву» критика Ростислава Юренева.

И тогда, притесненный цензурными гонениями, Хуциев ушел в телевизионное кино, сняв одну из лучших своих картин «Был месяц май».
Вместе с Элемом Климовым доделал документальную дилогию их учителя Михаила Ромма «И все-таки я верю...». Много говорилось в свое время про хуциевский проект фильма о Пушкине, роль которого режиссер собирался доверить современному поэту Петру Вегину, потом, кажется, Алексею Парщикову. Не случилось. Потом были «Послесловие» и «Бесконечность»... Работал он долго, медленно, кропотливо и справедливо считался перфекционистом в профессии.



18.Режиссёр Марлен Хуциев / Фото: Василий Шапошников

Родившийся в Тбилиси, он окончил в Москве режиссерский факультет ВГИКа, а работу в кино начал на Одесской киностудии. И для широкой публики Хуциев остался в первую очередь создателем ранних, предельно демократичных картин «Весна на Заречной улице» (поставлена вместе с Феликсом Миронером) и «Два Федора». Его дебютный «Весна на Заречной улице» рассказывал о любви учительницы и сталевара, которого играл Николай Рыбников. Картину сразу окутала зрительская любовь, а песня «Когда весна придет, не знаю…» стала народным шлягером. В следующем фильме Хуциева «Два Федора» первую большую роль сыграл Василий Шукшин. Уже в этих лентах проявились характерные для творческой манеры Хуциева лиризм, юмор, внимание и природная цепкость к деталям жизни - то, что делало его наследником итальянского неореализма и резко контрастировало с монументальным пафосом советского кинематографа сталинской эры.

Он сам был живым воплощением антипафоса, антигероя - если под героем понимать груду мускулов без мозгов и без души. Его маленький рост и хрупкое телосложение были обманчивы, они вмещали романтизм самой высокой пробы.
В одну из наших встреч он рассказал о своем впечатлении от фильма Луи Маля «Ущерб». Сказал, что с ним в жизни произошла точно такая история. Я удивился: ведь в «Ущербе» речь идет о роковой страсти мужчины средних лет к молодой красавице, подруге его сына. Марлен Мартынович сказал: да, точно так и было, мы случайно встретились с этой женщиной на приеме и издалека обменялись взглядами. Я спросил: «А потом? Вы встретились? Созвонились?» - «Нет»,- ответил он. Все остальное было проиграно в воображении, в драматургии еще одного неснятого фильма.



19.Кинорежиссёр и сценарист Марлен Хуциев / Фото: Василий Шапошников

Марлена (коллеги, даже намного моложе, почти всегда называли его по имени) ценили, уважали и любили в киносообществе. Именно поэтому его избрали в 2008 году председателем Союза кинематографистов в качестве альтернативы Никите Михалкову. Не без привлечения аппаратных усилий итоги VII съезда СК были признаны незаконными в судебном порядке, а косвенным следствием этого стало исключение старейшего педагога из ученого совета ВГИКа (позже он был восстановлен). Хуциев стойко пережил эти удары; его кажущаяся мягкость и маскировала настоящий бойцовский характер. Режиссерский и человеческий. И еще - была в нем какая-то детская наивность, открытость и непосредственность восприятия жизни: она, полагаю, помогла ему дожить до столь солидного возраста и создать кинопроизведения, которые надолго переживут его самого.
_______



20.
Оттенки оттепели
Михаил Трофименков о главных фильмах Марлена Хуциева

«Весна на Заречной улице» (1956)

Загадка фильма - в его вопиющей простоте. Можно сколь угодно говорить о «правде чувств обыкновенных людей», прорвавшейся в дебюте Хуциева и Феликса Миронера. О смелом бытописании «мещанских» - по-хорошему - нравов одноэтажной Заречной. Никакие умные слова не объяснят, почему «Весна» - манифест оттепели. Сюжет? Эка невидаль: недоговоренная любовь рабочего класса в лице сталевара Саши (Николай Рыбников) к трудовой интеллигенции в платьице педагога вечерней школы Тани (Нина Иванова). Ну пьют запорожские сталевары пиво в свободное от трудовых подвигов время. Так еще Маяковский отметил одобрительно: «Класс - он тоже выпить не дурак». Дело в неуловимом. С первых же кадров (оператор - Петр Тодоровский) - прибытие поезда под дождем, прохожие, ускоряя шаг, кутающиеся в плащи,- на экран пришла новая, неведомая экранная «живопись». Снятые с движения заводские корпуса, нежный снег, укутывающий Заречную, ветер, разметавший бумажки в комнате Тани. Эту «живопись» нарекут метафорой оттепели: «Когда весна придет, не знаю». Никакая это не метафора - на экран «просто» вернулась любовь к жизни, забытая в горниле сражений.



21.«Застава Ильича» / «Мне двадцать лет» (1964)

В конце 1980-х Хуциев восстановил фильм, истрепанный лично дорогим Никитой Сергеевичем, в исконном виде под названием «Застава Ильича». Как ни крамольно это прозвучит, зря восстановил: оригинал безбрежен и почти бесформен, пытается вместить неохватное. Так же безбрежны и бесформенны чувства поколения и эстетика советской «новой волны». Три товарища (Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин) ищут сами не знают чего. Всего и сразу, чего-то, «о чем вообще можно говорить всерьез». Повинуются в поисках любви подмигиваниям светофоров на ночных улицах. Дают отпор призракам 1937 года и циникам-стилягам. Просят совета у отцов, погибших в 1941-м: но те отцы ныне моложе сыновей и не могут ничего им сказать. Магия фильма - в чувстве всеобщего сообщничества. Авторов и героев. Поэтов, выкрикивающих стихи на вечере в Политехническом, и толпы, в которой люди растворяются, но не теряются. Москвы и любующейся ею камеры Маргариты Пилихиной. Неуловимый идеал является на вечеринке золотой молодежи в облике Светланы Светличной. Ее манекенщица способна, пройдясь, как по подиуму, по сдвинутым столикам, затянуть с бабьей тоской «Летят гуси». Но где же таких найдешь в жизни. Только в грезах полпредов поколения - Хуциева и Геннадия Шпаликова.



22.«Июльский дождь» (1968)

Все вроде бы так же, как в «Заставе». Такие же свободные, остроумные, ну чуть повзрослевшие герои. Теплые дожди, девичьи телефоны, записанные на спичечных коробках, уличная карусель. Все так, да не так. Величайший фильм нашей «новой волны» - манифест капитуляции. Не перед властью, боже упаси. Перед самой жизнью, оказавшейся не светлым будущим, а именно что жизнью: компромиссы, рутина, обыкновенные смерти. Шутки профессиональных остряков уже не смешат. Взгляд в камеру, брошенный девушкой, убегающей из кадра, кажется призывом о помощи. Толпа поглощает людей безоговорочно: то самое «одиночество в толпе», о котором писали западные социологи, ощущают даже ветераны, встречающиеся в пронзительном финале у Большого театра. Никто не вслушается в страшный рассказ совсем молодого ветерана (Юрий Визбор), и он привычно возвращается к амплуа «Алика с гитарой». «Мне страшно, Володя»,- проговаривается в финале Лена (Евгения Уралова), расставаясь со своим Володей (Александр Белявский). Как, почему, с чего вдруг? Расставание мужчины и женщины - дело бытовое. Расставание с молодостью, с эпохой - бытийное.



23.«Был месяц май» (1970)

В лучшем шестидесятническом фильме о войне войны как раз и нет. Залпы сменила оглушительная тишина немецкого хутора, где квартируют бойцы лейтенанта Николаева (Александр Аржиловский) и неотразимого старлея Яковенко (Петр Тодоровский). Пей, гуляй, отходи душой, обсуждай стати фермерской жены: разве не об этом они мечтали четыре проклятых года. Это выжившие отцы героев «Заставы», мальчишки, ведущие себя на посиделках как их сыновья и дочери из «новой волны».

Но то, с чем им пришлось встретиться, столь велико и ужасно, что покоя нет и не будет. В кульминационной сцене герои забредают ночью в концлагерь, где истлевают робы узников, ржавеют на бетонном полу ложки, таят кошмарную тайну контейнеры из-под газа. Это почти галлюцинация, ночной кошмар, от которого не отмыться. Прошлое, которое не вернется потому, что никуда не ушло: о нем в 1960-х осмеливались говорить только великий Ален Рене во Франции и великий Хуциев в СССР.
_______



24.Церемония прощания с режиссером Марленом Хуциевым в московском Доме кино / Фото: Эмин Джафаров

Чем известен Марлен Хуциев
Умер режиссер Марлен Хуциев

19 марта в Боткинской больнице на 94-м году жизни скончался Марлен Хуциев. Подробности биографии режиссера и сценариста - в справке “Ъ”.



25.Марлен Хуциев скончался 19 марта в Боткинской больнице на 94-м году жизни / Фото: Эмин Джафаров

Хуциев Марлен Мартынович родился 4 октября 1925 года в грузинском Тифлисе (ныне - Тбилиси) в семье коммуниста, заместителя наркома внутренней и внешней торговли СССР и актрисы из дворянской семьи. Учился в школе в Москве, но после того как его отец был репрессирован, в 1937 году вернулся в Тбилиси.



26.Актер и режиссер Александр Панкратов-Черный во время церемонии / Фото: Эмин Джафаров

В середине 1940-х годов Марлен Хуциев работал ассистентом художника на Тбилисской киностудии, а в 1952 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Савченко. Его дипломной работой стал короткометражный фильм «Градостроители» (совместно с Феликсом Миронером).



27.Самыми знаменитыми работами режиссера и сценариста Марлена Хуциева являются «Весна на Заречной улице», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), «Июльский дождь», «Был месяц май» и другие / Фото: Эмин Джафаров

С 1953 года работал ассистентом по дубляжу, вторым режиссером, затем режиссером на Одесской киностудии, с 1959 года - на киностудии имени Горького, с 1965 года являлся режиссером киностудии «Мосфильм».



28.Режиссер Владимир Наумов во время церемонии / Фото: Эмин Джафаров

В 1956 году вышел полнометражный режиссерский дебют Марлена Хуциева - фильм «Весна на Заречной улице», снятый в соавторстве с Феликом Миронером. В 1958 году первой самостоятельной картиной режиссера стала мелодрама «Два Федора».



29.Церемония прощания с кинорежиссером Марленом Хуциевым в московском Доме кино / Фото: Эмин Джафаров

В 1965 году вышел фильм режиссера «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), ставший одним из символов «оттепели». Марлен Хуциев также написал для него сценарий совместно с Геннадием Шпаликовым. За два года до выхода фильма с его резкой критикой выступил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, после чего в картину пришлось внести значительные поправки. Впоследствии во многих своих работах режиссер выступал также как автор сценария.



30.На прощание пришли сотни человек, в том числе актеры Борис Щербаков, Авангард Леонтьев, Аркадий Инин, режиссеры Александр Прошкин, Павел Чухрай, Андрей Хржановский (на фото) / Фото: Эмин Джафаров

Всего Марлен Хуциев снял более десятка фильмов, среди наиболее известных - «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970), «И все-таки я верю» (1974). Режиссер также снялся в нескольких фильмах («Гори, гори, моя звезда», «В день праздника») и поставил спектакль «Случай в Виши» в театре «Современник» (1967).



31.Церемония прощания с кинорежиссером Марленом Хуциевым / Фото: Эмин Джафаров

С 1968 по 1971 год Марлен Хуциев являлся художественным руководителем творческого объединения «Экран» на Центральном телевидении. С 1978 года преподавал во ВГИКе, а с 1987 года руководил там кафедрой режиссуры художественного фильма. С 1965 по 1986 год занимал должность секретаря правления Союза кинематографистов СССР. В 1998 году он возглавил Комитет по игровому кино Союза кинематографистов России.



32.Церемония прощания с кинорежиссером Марленом Хуциевым / Фото: Эмин Джафаров

В 1986 году Марлен Хуциев получил звание народного артиста СССР. Также был удостоен орденов Почета и Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней. За фильм «Застава Ильича» получил призы Венецианского кинофестиваля и фестиваля европейского кино в Риме. В 1999 году ему вручили специальный приз «Кинотавра» за выдающийся вклад в развитие российского кино, в 2002 году - «Лавровую ветвь». Также был удостоен премий «Триумф» (2004), «Ника» (2005), «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно (2015).



33.Похороны режиссера пройдут на Троекуровском кладбище / Фото: Эмин Джафаров

19 декабря 2008 года Марлен Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России, однако в 2009 году суд отменил решение съезда союза. Последней работой режиссера стала драма «Невечерняя», чей выход запланирован на 2019 год.



34.Режиссера проводили в последний путь длительными аплодисментами / Фото: Эмин Джафаров

Был женат на Ирине Соловьевой, скончавшейся в январе 2019 года в Москве. Их сын Игорь Хуциев также является режиссером.



35.Портрет Марлена Хуциева на церемонии прощания / Фото: Эмин Джафаров
Игорь Карев / Андрей Плахов / Михаил Трофименков
«АиФ» / «Коммерсантъ», 19-20 марта 2019

режиссёры, перестройка, хрущев, наследие, символы, кавказ, известные люди, искусство, культура, старость, современность, 60-е, социализм и коммунизм, интеллигенция, траур, россия, 20-й век, правители, смерти и жертвы, фильмы, память, репрессии и цензура, ссср, грузия, кино и театр, легенды, видео, антисталинизм, семья, эпохи, даты и праздники, фото и картинки, идеология и власть, биографии и личности

Previous post Next post
Up