Дътгизъ... / Выставки в «Ленинке»

Feb 20, 2019 13:52

Ещё музеи и выставки Москвы, в т.ч. другие выставки в «Ленинке» и ещё об РГБ

Квест в старинном интерьере
В Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке) проходит выставка «Книги старого дома: мир детства XIX - начала XX века» / Фоторепортаж

Это удивительная выставка-игра, выставка-квест одинаково интересна и взрослым, и детям. На ней представлены дореволюционная детская книга, периодика на русском и основных европейских языках из собрания РГБ, а также произведения живописи XVIII-начала XX вв. из коллекции Новгородского музея-заповедника. ©Ещё детская литература, в т.ч. РИ, в т.ч. ещё азбуки, в т.ч. Азбука Бенуа



___
Издания и картины дополняются предметами, которые формировали когда-то детское мировосприятие, а сегодня способны рассказать об интересах, обучении, развлечениях, семейных ценностях и традициях ушедшей эпохи.Проект «Книги старого дома» переносит на 100 лет назад, в старый усадебный дом, похожий на тот, что Александр Бенуа изобразил на листке с буквой «Д» в «Азбуке в картинах», придуманной художником для маленького сына Коли в 1904 году. Куда исчезли его обитатели, можно только гадать. Но в доме осталась память, сохранившаяся в книгах, портретах, игрушках. Книги, живущие в комнатах, рассказывают скорее не об истории детской дореволюционной литературы, а о том, что читали, любили и хранили представители трёх поколений большой семьи. Книги смогли сберечь то, о чем мечтали их хозяева, что вдохновляло их, что было важным и ценным для каждого в отдельности и для всех вместе.




2. Портреты императорской семьи. Романовы



3. К.С. Петров-Водкин. Фектя. 1916 г.
Переходя из комнаты в комнату, посетители выставки знакомятся с лучшими изданиями для детей XIX-начала XX вв. и видят, как менялось отношение к детской литературе, как развивалось противостояние между назидательной реалистической прозой, ограждавшей юных читателей от порока и опасностей, и книгами, погружавшими в мир сказки и мечты, приключений, юмора.



4. "Жан-Лоран Монье. Портрет графа Муравьева-Апостола с дочерью Елизаветой, 1799 г.



5. К.Е. Маковский. Портрет мальчика Мордвинова, 1900 г.



6. К.Е. Маковский. Маленький антиквар, 1884 г.
Александр Бенуа, создавший «Азбуку в картинах», стал прообразом папы в воображаемом семействе воссозданного дома, а его книга - проводником по выставке. Домик в лесу из азбуки Бенуа обрел в РГБ воображаемый интерьер: это череда залов, украшенных портретами, увешанных детскими рисунками XIX века и уставленных книжными шкафами. В глубине - Тайная комната. И если книги и артефакты, разбросанные в пространстве экспозиции, датируются разными годами с конца XVIII века (старше всех первая энциклопедия «Детская тека», 1794), то у Тайной комнаты датировка чёткая - 1918-й.



7. В.А. Серов. Портрет Милуши Мамонтовой. 1884 г.



8. В.А. Серов. Портрет Милуши Мамонтовой. 1884 г.
В память о расстрелянной семье Романовых здесь собраны издания, подаренные царским детям на их последнее Рождество, и те, что давно были в доме, где читали по-русски, по-немецки и по-английски. Зал поделен надвое: мирная жизнь в Александровском дворце под Петербургом противопоставлена скитаниям по стране, из которых вернулись лишь книги-мемории да архивные фото...



9.



10.



11.
В экспозицию вошли также книги из личной библиотеки прабабушки Николая II, императрицы Александры Фёдоровны. Это первый детский «ужастик» «Стёпка-Растрёпка» Генриха Гофмана, роскошные издания эпохи модерна и рукописный «Наш журнал», созданный детьми и изданный их родителями-художниками, книга-гротеск «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета», написанная Владимиром Далем под псевдонимом Казак Луганский, детские журналы «Светлячок», «Тропинка», «Подснежник», «Задушевное слово», «Галчёнок» и другие.



12.



13.



14.
Зритель, завороженно бродит по домику Бенуа среди множества изданий. Яркие и строгие обложки, затейливые рисунки на страницах, созданных как иностранными, так и русскими авторами - от первого иллюстратора Гоголя А. Агина и знаменитого И. Билибина до полузабытой Н. Живаго -напоминают о становлении книжной графики.



15.



16.



17.
В дополнение к изящным картинкам из книг - живописные портреты читателей, привезенные из Новгородского музея-заповедника. Среди образов детей и аристократы, и отпрыски просвещенных купцов, и крестьяне.



18.



19.



20.
На втором этаже «расположились» няни и гувернантки с их отличным от хозяйского кругом чтения. И тогда печатались специальные издания, помогавшие воспитывать детей различного склада характера, вспыхивали дискуссии, как именно стоит учить - например, способствует ли образованию игровое начало.



21.



22.



23.
Здесь же, на верхнем этаже, нашлось место и для учебного класса. Поражает обилие пособий, позволявших, например, выработать красивый почерк или научиться готовить, а также занимательных изданий, посвященных ботанике, анатомии, географии. Любопытно сравнить старинные познавательные издания с нынешними - еще не факт, что сегодня они яснее и красочнее. Фантазия авторов не знала границ. Дети были вольны раскрашивать картинки, вырезать из бумаги кукольные наряды, строить панорамы или разыгрывать спектакли театра теней, показывать фокусы, которым «обучали» шоколадные обертки (кондитеры состязались в изобретательности, борясь за покупателя). А подростки проверяли познания через настольные игры и искали ответы на сложные вопросы в десятитомной иллюстрированной энциклопедии издательства Сытина.



24.



25.



26.
Сейчас многие тексты оцифрованы и предложены новым читателям на бесчисленных гаджетах, органично уживающихся в Ивановском зале РГБ со «старомодными» бумажными книгами. Ближе познакомиться с экспонатами, «полистать» книги можно при помощи мультимедиа и специального бесплатного приложения для смартфонов «Артефакт».



27.



28.



29.
Словом, на этой выставке встречаются история и современность. В рамках образовательной программы для детей проходятся мастер-классы, а лекции и экскурсии позволяют понять, что книга не только в прошлом, но и в настоящем - неотъемлемая часть тёплого семейного уюта.
_______

По материалам СМИ
Подготовила Мария Максимова
«Столетия», 15 февраля 2019

20-й век, правители, живопись, книги и библиотеки, архивы_источники_документы, символы, культ личности, культура, романовы, общество и население, литература, нравы и мораль, образование и воспитание, детство, современность, история, эпохи, агитпроп и пиар, музеи и выставки, российская империя, фото и картинки, традиции, писатели и поэты, россия, москва

Previous post Next post
Up