Ещё патриархи РПЦ
здесь,
здесь и
здесь, в т.ч.
Патриархи Руси. От Иова до Кирилла, а также ещё о
Третьем Риме «Не убоялся говорить о правде»
К 430-летию со дня интронизации первого Патриарха Московского и всея Руси Иова / Территория истории
В нынешнем году Русская православная церковь отмечает две даты, связанных с её первым Предстоятелем: 430 лет со дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Иова (1525-1607) и учреждения Патриаршества в нашей Церкви, и 30 лет со дня общецерковного прославления святителя Иова в лике святых.
©Ещё Русь и Польша
здесь,
здесь и
здесь, в т.ч. Смута
здесь,
здесь и
здесь Иов, патриарх Московский и всея Руси, святитель, икона
Память святителя совершается 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.По Промыслу Божиему накануне потрясений Смутного времени Русская православная церковь получила Патриаршее возглавление, ставшее важной вехой в истории Церкви и государства. Это историческое событие подняло авторитет Русской православной церкви на качественно новый уровень. Отныне Россия превратилась в самостоятельное государство как в политическом, так и в церковном отношении.
Об этом сейчас много говорят и пишут в связи с церковным расколом на Украине. Вот, например, комментарий известного публициста, писателя, настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерея Владимира Вигилянского.
«Прошу прощения у читателей, что мне приходится говорить об элементарных вещах, напоминать никем не оспариваемые исторические факты, ссылаться на документы, введенные в научный оборот сотни лет назад, напоминать принятые полнотой православия на Вселенских соборах каноны (законы) Церкви. Если вкратце:
1. Томос - это указ (или грамота) Поместной православной церкви о предоставлении её географической части права автономии в управлении (иногда это называют автокефалией).
2. Русская православная церковь получила автокефалию от Константинопольского патриархата в 1589-1593 годах, учредив на своей территории Патриаршество. Этот акт был подтверждён другими патриархатами.
3. Окончательное политическое воссоединение украинских земель с Россией произошло в 1654 году. Ранее, начиная с XIII века, земли западной Руси были захвачены инородцами и иноверцами и разделены между собой (Турцией, Польшей, Литвой, Венгрией, Молдавией). В результате многочисленных войн Константинопольский патриархат не мог никаким образом управлять в религиозном смысле этой территорией.
4. Политическое воссоединение подтолкнуло к решению церковных проблем. В 1686 году Русская Церковь получила от Константинопольского Патриарха законную грамоту об управлении Киевской епархией (не временном, а вечном управлении). Все 11 документов об этом, хранящиеся в наших архивах в подлинниках, были опубликованы ещё в 1826 году. Никаких опровержений этих грамот, посланий и писем никогда не было.
5. Истинный томос - Грамоту об автономном самоуправлении Украинская православная церковь получила от Патриарха Алексия II в 1990 году. Эта автономия распространяется на организационные, имущественные, кадровые, юридические, судебные, финансовые вопросы. При этом Предстоятель Украинской Церкви является постоянным членом Синода Московского патриархата, но никакой архиерей Русской православной церкви даже не присутствует на заседаниях Синода Украинской Церкви.
6. Решение Константинопольского патриархата об отзыве права управлять Украинской Церковью Московским патриархатом (что в реальности после даровании автономии Украинской Церкви не происходит) является уникальным в истории актом, нарушающим десятки канонов Вселенских соборов. То же самое можно сказать о единоличном решении о снятии анафемы с раскольников.
Под удар поставлены многие Поместные церкви, которые получили автокефалию от Фанара за последние 100 лет. Это же касается и раскольников, которые есть в каждой Поместной церкви, в том числе и в Турции.
7. Последние решения Константинопольского патриархата выводят его из церковного круга проблем всемирного Православия и превращает эту структуру в политический институт».
Таким образом, Украинская православная церковь Московского патриархата, как некогда святой Иов, несёт подвиг исповедничества. На Украине новое Смутное время - время самозванцев в политике, подмена веры сектанством.
В марте на Украине президентские выборы, в преддверии которых несколько месяцев, собственно говоря, и готовился церковный раскол. Однако шоу «Томос Лимитед», как ожидали западные кукловоды, прошло без аншлага. Вспоминается последняя ремарка Пушкина в финале его трагедии «Борис Годунов»: «Народ безмолвствует». Или уроки истории всё же чему-то учат?!
* * *
Будущий первый Патриарх Русской православной церкви, как мы знаем из его жития, в миру носил имя Иоанн. Он происходил из посадских людей города Старица Тверской губернии. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, где Иоанн получил первоначальное образование. Благодаря монастырскому воспитанию у юноши возникло желание служить Богу в иноческом образе.
В 1553 году, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, его духовник архимандрит Герман постриг его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприятии святый ангельский образ ... И наречен бысть во иноцех Иов».
Иов провёл в Старицкой обители более 15 лет, где под руководством опытного духовника воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Вместе с тем молодой инок отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Когда Иов стал настоятелем Старицкой обители, он словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.
В 1569 году, когда Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный, Иов привлёк к себе его благосклонное внимание. Вскоре он был возведён в сан архимандрита. Спустя два года, в 1571 году, архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, где с прежним усердием исполнял возложенное на него послушание.
В 1572-м и в последующие годы как настоятель одного из важнейших монастырей того времени Иов участвует в соборах Русской православной церкви, а нередко и в делах государства.
В 1575 году архимандрит Иов возглавил другую древнюю московскую обитель - Ново-Спасский монастырь. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году - митрополитом Московским.
* * *
Шесть столетий - с момента Крещения Руси в X веке - шла Русская православная церковь к своей полной независимости. До учреждения Патриаршества наша Церковь, которая до середины XV в. была митрополией Константинопольского патриархата, возглавлялась митрополитами.
После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость от Константинополя. Значение России как могущественной христианской державы неуклонно росло.
«Православная Россия, под управлением своих православных могущественных государей, - пишет митрополит Макарий в «Истории русской церкви», - сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире: так понимали её сами русские; так же смотрели на неё и все православные востока и юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений».
…Первым из русских правителей, кто начал активно бороться за право Русской православной церкви на автокефалию, стал сын Иоанна Грозного, царь Фёдор Иоаннович.
В 1586 году он принимал в Москве Патриарха Антиохийского Иоакима, и тот поддержал его идею. Более того, Иоаким согласился стать своего рода посредником в переговорах по этому вопросу с Константинополем и главами других поместных церквей. А в 1588 году, следом за Антиохийским Патриархом Иоакимом, в Россию приезжает уже сам Вселенский Патриарх Иеремия II. Он соглашается предоставить долгожданную независимость - учредить Московский Патриарший престол.
2 февраля (23 января) 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе - традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского Патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на Патриаршество.
Затем все участвовавшие в выборах прибыли во дворец, где Иеремия II представил царю Фёдору Иоанновичу трёх кандидатов: митрополита Московского и всея Руси Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Окончательный выбор государя пал на Иова. Здесь же, в царских палатах, было произведено его наречение в Патриархи.
Торжественная церемония интронизации первого Патриарха Московского и всея Руси при многочисленном стечении народа состоялась спустя три дня. 5 февраля (26 января) 1589 года Константинопольский Патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию Святейшего Иова.
«После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия, - описывает это историческое событие архимандрит Иосиф в книге «Краткие сведения о всероссийских патриархах», - вручил новопоставленному патриарху посох, а царь возложил на него панагию и драгоценный клобук».
Перед отъездом из Москвы Патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения Патриаршества в России. Грамота эта также закрепляла формулу «Третьего Рима» и, в частности, гласила:
«Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью; вторый же Рим, сие есть Константинополь, Агарянскими внуцы, от безбожных турок, обладаем; твое же, о благочестивый Царь, великое Российское Царствие, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое едино собрася, и ты един под небесем христианский Царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнися. И по благодати Святаго и Животворящего Духа, и изволением благочестиваго великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Иоанновича... Пресвятейший Еремей, Божиею милостию, архиепископ Константинополя, Новаго Рима, и Вселенский Патриарх, по правилам Божественных Апостол и святых отец... избрал и поставил в Патриархи... Иова Преосвященнаго Митрополита всея Русии».
Далее последовала своего рода волна признания. Судьбоносное для Русской православной церкви решение патриархи всех церквей восточного обряда подтвердили на Константинопольских соборах 1590 и 1593 годов. Решениями соборов было установлено, что Патриаршие права в России закрепляются за Патриархом Иовом и за всеми его преемниками «на вся веки».
Кроме того, Предстоятель Русской православной церкви получал пятое место после глав Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского престолов. Это связано со сравнительной молодостью нашей Церкви. Однако по величине, влиянию и мировому значению она уже тогда первенствовала в православном мире, что, в частности, выражалось в покровительстве с её стороны восточным патриархам.
* * *
Главная цель всей деятельности Патриарха Иова - возрастание духовной мощи Русской православной церкви, укрепление в России православия, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иоанне Грозном, и в Сибири, присоединённой в годы правления Бориса Годунова, близким сподвижником которого святитель стал с середины 1580-х годов. И в дальнейшем Патриарх Иов всегда поддерживал политику Бориса.
По инициативе Патриарха Иова были проведены преобразования - в Mocковский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая, учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.
Из важных церковных событий его Патриаршества - канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, блаженного Иоанна Московского, святителей Казанских Гурия и Варсонофия, благоверного князя Романа Угличского, преподобных Антония Римлянина и Корнилия, Игнатия Вологодского и Мартирия Зеленецкого.
В 1591 году были перенесены мощи святителя Филиппа Московского из тверского Отроча монастыря на Соловки, и ему установлено празднование.
Святитель неустанно занимался духовным просвящением народа. Богослужебных книг повсеместно не хватало. Особенно в Казани, Астрахани, Сибири. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу - распространение Священного Писания и святоотеческих книг.
* * *
В 1598 году умер царь Феодор Иоаннович - пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. Начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.
В этот трагический период Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ Патриарх Иов, который фактически первым возглавил противостояние польско-литовским захватчикам, coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество.
И в устных проповедях, и в особых Патриарших посланиях с призывом к защите веры и Отечества, которые он рассылал по всем епархиям, Патриарх Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внёсших нестроения и в Церковь Божию, обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Григория Отрепьева.
Он приводил свидетельства подлинности смерти царевича Димитрия, указывал на то, что король Сигизмунд использует самозванца для попрания на Руси православной веры. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.
Грамоты Патриарха Иова отрезвили многих здравомыслящих людей. Однако силы для борьбы были неравными. Лжедмитрий, который успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, вступил в пределы нашей страны с немалым войском и быстро продвигался к Москве.
13 апреля 1605 года после внезапной «кончины», как гласила официальная версия, царя Бориса Гoдyнова (на самом деле убийства - по свидетельству ряда современников!) в Москве вспыхнул бунт. Русская столица была сдана самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен.
Лжедмитрий поставил на «русское» Патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия, грека по национальности.
Измученный, претерпевший множество поношений, святитель Иов в простой чёрной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где некогда начинал свой иноческий подвиг. Он утратил зрение, но всё время проводил в молитве.
17 мая 1606 года боярская партия Василия Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит. Его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжён. Пепел самозванца зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришёл.
25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царём. Он просил вернуться на Первосвятительский престол законного патриарха Иова. Но Иов из-за немощи не мог более нести тяжёлый крест такого служения. На своё место он благословил митрополита Казанского Ермогена (Гермогена).
…19 июня 1607 года Патриарх Иов мирно скончался. Он был погребён у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.
В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа. От мощей святителя Иова происходило множество исцелений.* * *
Какие бы события не происходили в дальнейшем в нашей стране Русская Православная Церковь всегда помнила и молилась о своём первом Патриархе.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года.
Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском соборе Русской православной церкви 7-14 октября 1989 года.
Неоднократно говорил и писал о своём великом предшественнике Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Так, 2 июля 2012 года, в день памяти святителя Иова, он совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью:
«Именно на месте, на котором я стою, мой блаженнопочивший святой предшественник святитель Иов собственными руками снял с себя панагию и положил перед Владимирским образом Божией Матери - в знак того, что он уходит, но не принимает условий врага, не даёт благословения иноземной власти, незаконной и ложной. И святитель был отправлен в Старицкий монастырь, в Тверскую землю, откуда и был родом, в монастырь, с которого началось его Патриаршество. А когда после низвержения Лжедмитрия был избран законный Патриарх Ермоген, мощи которого также почивают здесь, святитель Иов не пожелал вернуться в Москву, будучи человеком больным и практически потерявшим зрение.
Этот великий пример святителя Иова помогает нам понять, через какие тяжкие исторические обстоятельства проходили Отечество наше и Церковь наша - плоть от плоти и кровь от крови народа своего, душа и совесть народа, которая в самые судьбоносные моменты призвана свидетельствовать о правде Божией, даже если эта правда не нравится сильным мира сего. И не убоялся святитель Иов говорить о правде, хотя большинство бояр, вся сила русского общества были против него. Он твёрдо стоял на правде и, будучи даже низвергнутым, вошёл в историю как святой угодник Божий.
Святитель Иов, даже когда изменилась политическая ситуация в стране, когда он мог вернуться к своему служению в Москве и, опираясь на свой Патриарший авторитет, наказать своих обидчиков, он этого не сделал. Он остаётся в Старицком монастыре, он предоставляет место гневу Божиему.
И мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принёс смуту в русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти.
Гнев Божий пролился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени ещё сильнее. И мы знаем, что в результате этой победы над смутой, над нестроениями человеческими народом нашим был обретён внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего - и Сибирь, и позже Дальний Восток были присоединены именно как результат Божиего Промысла и победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время».
Николай Головкин
специально для «Столетия», 5 февраля 2018