Ещё
достопримечательности Москвы Грифоны, раковины, меандр…
«Вольным каменщикам» нравилось барокко / Спецпроекты ЛГ / Уникальные особняки Москвы
Пожалуй, не найдёшь в Москве старинного особняка, который в той или иной мере не был бы овеян слухами и легендами. Не исключение и небольшое одноэтажное здание в Гагаринском переулке (неподалёку от Гоголевского бульвара).
©Ещё масоны и культура
здесь,
здесь и
здесь ___Символы над входом в это здание - вовсе не намёк на «масонское прошлое» прежнего хозяина, а лишь обозначение его профессии / Дом Фалеева. Современный вид. Фото: Александр Иванов
Говорят, что здесь проходили когда-то тайные собрания «вольных каменщиков»…В советское время переулок этот назывался улицей Рылеева - в честь знаменитого поэта-декабриста. Ну а историческое наименование связано с располагавшейся тут в первой половине XVIII века обширной усадьбой князей Гагариных.
В 1895-м гражданский инженер Николай Фалеев приобретает стоявший в начале переулка деревянный дом, который был построен вскоре после Великого пожара двенадцатого года и позднее несколько расширен.
Фалеев, надо сказать, личностью был достаточно одарённой: окончил Московское реальное училище, затем Институт гражданских инженеров в Петербурге с золотой медалью. Работать вернулся в Москву, где служил младшим архитектором Губернского правления. По проектам его соорудили ряд общественных и жилых зданий на Пречистенской набережной, в Варсонофьевском и Милютинском переулках, и большинство этих зданий решено в стиле эклектики.
Переделывая купленный дом под себя, Фалеев сохранил лишь прежние деревянные перегородки, а в новых объёмах возвёл кирпичные стены. Тогда же обрёл нынешний облик главный фасад.
Посмотрите внимательно - каких только декоративных элементов здесь нет! Маленькие раковины над центральным и боковыми входами - явный отсыл к барокко. По углам примостились фигурки крылатых грифонов, «родом» из ампира. Над окнами же тянется лепной пояс из меандра, среди которых можно разглядеть (не ужасайтесь!) стилизованную свастику.
А вот ещё одна композиция, из-за которой этот особняк, собственно, и прослыл «масонским»: скрещенные между собой треугольник, топор, кирка, лопатка, циркуль и канат. Однако это всего лишь указание на профессию владельца. Такое переплетение инструментов являлось официальной эмблемой российских гражданских инженеров. И, кстати, ещё несколько личных особняков архитекторов в Москве украшали прежде такие символы, но сохранились они только вот тут.
Сохранилась и оригинальная решётка с оградой.
После Октября 1917-го фалеевский особняк перешёл в ведение Народного комиссариата внутренних дел и стал предоставляться в качестве гостевого дома зарубежным дипломатам и знаменитым иностранцам. Официально здание называлось «10-м Домом Наркоминдела». А из наиболее известных здешних постояльцев - американский журналист Джон Рид, основатель Коммунистической партии США, работавший в Коминтерне и создавший книгу «Десять дней, которые потрясли мир» - собственный взгляд на события Октябрьской революции в России. В этом же доме Рид умер в 1920 году, и прах его покоится у Кремлёвской стены.
___Интерьер особняка действительно располагает к дипломатическим приёмам
Шли годы, десятилетия. Закончилась Великая Отечественная война. И вскоре Мосгорисполком на основании распоряжения Совета министров СССР принимает решение о передаче почти пятидесяти столичных особняков на баланс Бюро по обслуживанию иностранцев при МИД СССР для размещения посольств и миссий (ныне ГлавУпДК при МИД России).
В доме по Гагаринскому переулку тогда надолго поселилась чета Стивенсов: журналист (а, возможно, и разведчик) Эдмунд - высокий, голливудского типа красавец со щёточкой усов, и Нина Андреевна, вполне русская по происхождению.
Она, надо сказать, довольно быстро стала походить на американскую даму: управляла появившейся прислугой, щебетала по-английски, водила на поводке собачку чау-чау, была дорого и со вкусом одета.
Быстро вошла она и во вкус дипломатических приёмов. Дом Стивенсов стал наполняться визитёрами самого высокого ранга - ведь приезжавшие в Москву политики, конгрессмены, бизнесмены, директора музеев, крупные коллекционеры тоже были людьми, им тоже хотелось общения, хотелось что-что увидеть, что-то понять в этой загадочной стране. К тому же большинство относилось к СССР с интересом и уважением.
Конечно, бывший фалеевский особняк на протяжении своей истории периодически подвергался небольшому ремонту, но этого было явно недостаточно. К 2000-м годам фасад из-за протечек пришёл в неудовлетворительное состояние, декор стал местами осыпаться. Поэтому в течение 2010-2011 годов ГлавУПДК при МИД России в доме проводилась комплексная реставрация с целью максимально возможного воссоздания его исторического облика.
Помимо, так сказать, черновых работ - укрепления фундамента, внутренней кирпичной кладки, перекрытий, кровли и т.д. - реставраторы тщательно прошлись по фасадам и интерьерам.
Сохранившиеся части лепнины, оконных наличников, кованого ограждения на кровле были зафиксированы, а утраченные - воссозданы.
Любопытно, что ещё до начала реставрационных работ обследовали потолки помещений парадной зоны - вдруг здесь уцелели закрашенные росписи. Но, увы…
Как отмечают специалисты реставрация объекта культурного наследия «Ансамбль городской усадьбы XIX века» была проведена на высоком профессиональном уровне.
С завершением ремонта ограды и благоустройством территории здешний участок Гагаринского переулка обрёл архитектурную целостность.
А в дом, как и предполагалось, въехало посольство - Республики Абхазия.
_______
Прямая речь
Георгий Орлов, главный архитектор ГлавУпДК:
- Планировка дома, к счастью, полностью сохранилась, равно как многие детали интерьеров - та же лепнина, изразцовые и калориферные печи, камин с чугунным литьём, штучный дубовый паркет, мозаичный пол во входном тамбуре и холле первого этажа. И здесь также, где возможно, проводилась реставрация, недостающие же фрагменты воссоздали по оригинальным образцам.
Александр Алиев
«Литературная газета», №17(6641), 25 апреля 2018