Русь Кондопожская - деревянная, горящая...

Aug 24, 2018 14:23

Ещё христианские храмы и монастыри здесь, здесь и здесь

Сгоревшая Россия / Погибшие в огне
Константин Михайлов - о главных деревянных шедеврах, уничтоженных огнем в последние годы

В середине августа в карельском городе Кондопога пожар уничтожил уникальную Успенскую церковь XVIII века. Основная версия причины случившегося - поджог. Только с середины 1980-х годов пожары уничтожили в России десятки шедевров деревянного зодчества. ©


___Церковь Успения пресвятой Богородицы в Кондологе, Карелия. 10 августа 2018 года храм, первые упоминания о котором относятся к 1774 году, был полностью уничтожен пожаром. Региональный Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «уничтожение культурного наследия». В поджоге церкви следователи подозревают 15-летнего подростка. Он находится под стражей. Вместе с уникальным объектом заонежской деревянной архитектуры сгорел иконостас в стиле «барокко» с особо ценными иконами / Фото: Лада Галочкина

Самые большие потери и наиболее горькие утраты* - в материале журнала «Огонек» и фотогалерее «Ъ».Гибель Кондопоги - потеря самая тяжелая, но абсолютно не единичная и не случайная. Исчезает уникальное деревянное наследие, но мы не извлекаем из утрат никаких уроков: причины повторяются, меняются лишь адреса. Гибнут и малоизвестные постройки, и шедевры европейского масштаба, как Кондопога. Наш перечень (он составлен по датам гибели храмов) вряд ли полон - не из всех провинций доходят сведения, не все потери даже фиксируются...




Фото: Из книги "Заповедный Север", 19871985. Усть-Кожский погост
Архангельская область, близ деревни Макарьинское

В 3 километрах от села Усть-Кожа на реке Онеге, у деревни Макарьинское, на высоком берегу реки Кожи до середины 1980-х годов стоял деревянный ансамбль-«тройник». В центре - пятиглавая церковь Климента (датируется 1695 годом), рядом - шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769) и колокольня (ХVIII века). Ансамбль полностью уничтожен пожаром в 1985-м - согласно версиям краеведов, дети играли со спичками и спалили дотла два храма с колокольней.



___1989. Заостровский погост
Архангельская область, Виноградовский район, село Заостровье

Ансамбль состоял из двух шатровых церквей - Рождества Богородицы (1726-1728) и Михаила Архангела (1778), а также шатровой колокольни (1785). Храмы использовались под склады. Сгорел в 1989 году в результате удара молнии.



Фото: Из книги Б.М. Кирикова "КАШИН", 19881995. Церковь Иоакима и Анны в Кашине
Тверская область, город Кашин

Церковь Иоакима и Анны (1646 года; по некоторым данным, завершена в 1670 году), памятник архитектуры федерального значения, была последним из некогда многочисленных деревянных храмов Кашина. Клетский храм, соединявший под двускатной кровлей церковь и трапезную, венчали две парные главки. В 1830-х годах храм был обшит тесом, декорирован в классическом духе. При реставрации 1968-1971 годов поздние части и обшивка были удалены, полусгнивший сруб заменен новым, но габариты здания и даже толщина бревен остались неизменными. В советские годы в церкви помещался склад. В 1995 году здание уже было бесхозным. В ночь на 20 марта 1995-го не имевший пожарной сигнализации храм загорелся изнутри (следствие не исключало поджога) и был уничтожен пламенем.



Фото: Из книги А. Рыбакова "Устюжна. Череповец. Вытегра", 19811996. Никольская церковь из села Новинки
Вологодская область, Устюженский район, село Даниловское

Храм был очень редким по композиционным особенностям памятником. Необычная крутизна и высота четырехскатной кровли клетской сельской церкви позволяла рассматривать ее как единственный в своем роде образец шатра с четырехугольным основанием (обычно клетским храмом называют один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями). Датировался 1717 (по другим данным, 1700-м) годом.

Памятник архитектуры федерального значения, церковь в 1987-м для лучшей сохранности была перевезена из обезлюдевшего села Новинки в село Даниловское, где в бывшей усадьбе поэта Батюшкова работает мемориальный музей. После перевозки и сборки в храме начались реставрационные работы, которые вскоре были свернуты. Он простоял несколько лет заброшенным и открытым настежь. В 1996-м сгорел - в него забрались пошалить с огнем дети. Музейные работники успели спасти лишь фрагмент потолочного перекрытия. Следствие по делу о пожаре было вскоре прекращено.



___1997. Храмовый ансамбль в Верхней Мудьюге
Архангельская область, Онежский район, село Верхняя Мудьюга

Последний классический ансамбль-«тройник» (шатровая холодная церковь, кубоватая теплая церковь и колокольня), сохранявшийся в Онежском регионе. Главное сооружение -шатровая Входоиерусалимская церковь XVII века с тройным бочкообразным покрытием над двумя пятигранными алтарными апсидами. В 1753-1757 годах местный мастер Даниил Пантелеев пристроил к ней Трехсвятительский придел. Ансамбль дополняли колокольня XVIII века и кубоватая пятиглавая Тихвинская церковь (1865), вероятно, копировавшая формы старинного храма. Ансамбль сгорел 10 августа 1997-го, после праздничной службы. Тихвинскую церковь и колокольню незадолго до того отреставрировали. Огонь, замеченный жителями села, быстро перекинулся с шатрового храма на другие строения. Пожарных из-за отсутствия телефона вызывали с помощью нарочного, они приехали через два часа и застали обгорелые остатки. Эксперты считают причиной пожара неосторожное обращение с огнем: кто-то бросил на пол окурок.



Фото: Из книги П.А. Тельтевского "Зодчий Бухвостов", 19602002. Церковь Покрова из села Старые Ключищи
Город Нижний Новгород, Щелоковский хутор

Ярусная Покровская церковь 1731 года, памятник архитектуры федерального значения, была перевезена в 1973-1975 годах из села Старые Ключищи в Музей архитектуры и быта народов Поволжья в областной центр. Храм представлял собою пирамидальную композицию из трех уменьшающихся восьмериков на массивном четверике, к которому примыкали трапезная и пятистенный алтарь. Он сгорел средь бела дня 3 июля 2002 года: на высоте 1,5-2 метров от земли, по заключению пожарных служб, были видны следы «занесения открытого огня с внешней стороны». Сотрудники музея заметили огонь, вызвали пожарных, те приехали через 7 минут, но спасти здание не смогли: в 30-градусную жару огонь быстро перекинулся на верхи храма, и церковь высотой с пятиэтажный дом сгорела за 20 минут. От подлинного памятника уцелели обугленные фрагменты нижнего четверика, вынесли и часть утвари. Сохранившаяся трапезная в значительной степени представляет собой реставрационный новодел советских времен. Храм сгорел за два дня до тендера на его новую реставрацию. Восстановлен в 2005-м.



___2002. Церковь Спаса Преображения из села Спас-Вежи
Город Кострома, территория Ипатьевского монастыря

Церковь Спаса Преображения была единственным деревянным храмом на сваях, дожившим в России до наших дней. Хрестоматийный памятник, чьи фотографии украшали все издания по истории русской архитектуры, датировался 1713 годом и был построен, по преданию, ярославскими плотниками братьями Мулиевыми. Стройная, почти симметричная относительно продольной оси церковь была поднята на сваи по причине частых наводнений. С востока к храму примыкала пятигранная апсида, рубленная, в отличие от него, «в лапу» (в углах сруба бревна не выступают - «О».), с запада - трапезная. С трех сторон храм и трапезную окружала закрытая галерея с лестницей. Шатровая колокольня на сваях, связанная переходами с храмом, была утрачена в 1926 году.

В 1956-м храм перевезли в областной Музей народной архитектуры и быта и поставили в Новом городе Ипатьевского монастыря на окраине Костромы. Во второй половине 1950-х реставрация по проекту Б.В. Гнедовского вернула храму первоначальный облик, был восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас. В 1993-м Ипатьевский монастырь был возвращен верующим. В 2002 году монашеской общине, соседствовавшей с музеем, была предоставлена территория Нового города, на которой находился деревянный храм. Музей готовился переместить церковь из Спас-Вежей за пределы монастырских стен осенью - зимой 2002-го. По словам работников музея и областного Комитета по охране культурного наследия, община закрыла вход в Новый город, не пропуская туда ни экскурсантов, ни музейных работников, ни сотрудников органов охраны памятников. Вечером 4 сентября 2002 года храм из Спас-Вежей загорелся по так и не установленным причинам. Церковь не была оборудована пожарной сигнализацией, инвентаря для тушения поблизости не оказалось. Попытки музейных работников оторвать от церкви пылавшее крыльцо и не дать огню перекинуться на храм были безуспешны - вскоре столб огня достигал 50 метров в высоту. От уникального храма остались обгорелые головешки.



___2006. Калежский погост
Архангельская область, село Калья

Деревянный храмовый комплекс XVIII века - Калежский погост - издавна имел две церкви с колокольней. До XXI века дожили шатровая Димитриевская церковь (1761), частично перестроенная в XIX веке; Никольская церковь (1774) и колокольня (1748). В 2006-м в селе произошел сильнейший пожар: сгорело 14 домов и храмовый комплекс. В Калье после этого не осталось постоянного населения.



___2013. Покровско-Власьевская церковь и колокольня в Лядинах
Архангельская область, Каргопольский район, село Лядины

Шатровая церковь 1761 года и колокольня 1820-го сгорели 5 мая 2013-го в результате удара молнии в шатер храма. Молниеотвод на церкви был, но молнию не отвел. Пять пожарных машин приехали быстро, но потушить огонь на большой высоте не смогли - не хватало напора воды. Храм сгорел дотла. От разлетавшихся головешек загорелась стоявшая рядом шатровая колокольня. Вторая церковь ансамбля - 12-главая Богоявленская 1793 года - уцелела чудом. Власти принимали решение о воссоздании храма, но оно не реализовано.



___2015. Успенская церковь в Иванове
Город Иваново

Вечером 18 ноября 2015 года в Иванове за два часа была почти уничтожена пожаром Успенская деревянная церковь XVII века - старейший храм города. На объекте культурного наследия федерального значения в 2014-2015 годах проводилась реставрация. Ивановские власти как ни в чем не бывало стали извещать население, что теперь происходит «консервация» памятника. Однако с момента пожара до сего дня Росимуществом (собственник памятника) не было принято мер по «консервации» даже при наличии обязывавших это сделать судебных решений. Полуобгоревший, но сохранившийся сруб разрушали ветра и стихии. В июне 2018-го судьба церкви обсуждалась на парламентском форуме в Суздале, и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко дала Минкульту поручение в два месяца решить проблему. Храм передан старообрядческой епархии, но сведений о начале «консервации» нет.
_______

* Более полный перечень - на сайте «Хранители наследия»
Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»
«Коммерсантъ / Огонёк», 20-23 августа 2018

80-е, пожары, криминал, 90-е, поволжье, наследие, христианство, север, символы, провинция, храмы и монастыри, регионы, культура, 00-е, катастрофы и катаклизмы, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, нравы и мораль, религии, трагедии, современность, православие, россия

Previous post Next post
Up