Откуда папы берутся... / К 535-летию

Aug 11, 2018 13:18

Ещё культура Ватикана здесь, здесь и здесь

Сикстинская капелла: «Страшный суд», белый дым и Habemus Papam
9 августа 1483 года была открыта Сикстинская капелла / Проект ИА REGNUM под координацией Модеста Колерова «Ничто не забыто» посвящен людям и событиям, которые оставили глубочайший след в истории, политике и искусстве России и мира. В наше время мы видим, как они определили облик современности, задали вопросы, требующие осмысления и ответов

Сикстинская капелла обладает всемирной славой сразу в двух «номинациях». ©Ещё живопись Средневековья здесь, здесь и здесь, в т.ч. Тайны шедевров живописи



Йос ван Гент. Сикст IV
Во-первых, как произведение искусства, выдающийся памятник эпохи Возрождения. Во-вторых, как место проведения конклавов, где избирают главу католической Церкви.До XV века на этом месте в центре Рима существовала так называемая «большая капелла». Кардиналы и другие члены римской курии собирались там для решения важнейших вопросов. Но во второй половине века у папы Сикста IV возникли опасения о возможном нападении на город. И «большую капеллу» решено было сделать более фундаментальной.




2. Джакопо Понтормо. Козимо Медичи. 1518-1519
Строительство было закончено к 1481 году, и тогда же началась роспись стен. Папа пригласил к работе над капеллой нескольких известных художников во главе с Боттичелли, Перуджино и Пинтуриккьо.



3. Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы
Цикл фресок на одной стене рассказывает «Историю Христа» (от Крещения Господа до тайной вечери), на другой - «Историю Моисея» (от обрезания Елиазара до смерти Моисея). Изначально существовали еще две фрески Перуджино, с которых начинались обе истории - «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея» - но их скололи, чтобы освободить пространство для знаменитого «Страшного суда».



4. Вид на Сикстинскую капеллу сверху
Самая известная ныне художественная составляющая капеллы - роспись сводов - была создана Микеланджело тридцатью годами позже, чем фрески на стенах. Центральное место занимают девять эпизодов Ветхого Завета, начиная с сотворения мира. Еще через двадцать пять лет, в 1536 году, художник приступил к созданию фрески «Страшный суд» на алтарной стене.



5. Пьетро Перуджино. Крещение
Известная легенда гласит, что потолок капеллы Микеланджело был вынужден расписывать лежа. Современные искусствоведы склоняются к тому, что это, скорее, миф, появление которого было вызвано трудностями перевода. Но тот факт, что несколько лет работы с запрокинутой головой плохо отразились на здоровье художника, сомнению не подвергается.



6. Сандро Боттичелли. Искушение Христа
Каждый год Сикстинскую капеллу посещает несколько миллионов туристов. В день - до двадцати тысяч человек. Фотографировать и делать видеозаписи запрещено, но запрет, разумеется, постоянно нарушается. Один из служителей громко и монотонно повторяет: «No photo, no video». Но на нарушения правил, кроме совсем уж явных, внимания не обращают.



7. Доменико Гирландайо. Призвание апостолов
Конклавы стали проводиться в Сикстинской капелле почти сразу после того, как художники закончили расписывать стены - с 1492 года. Традиция белого или черного дыма, идущего из трубы над капеллой - в зависимости от того, принято ли решение или еще нет - к тому времени существовала уже двести лет.



8. Козимо Росселли. Нагорная проповедь
Другая традиция, связанная с запиранием кардиналов «на ключ» (cum clave), возникла также в XIII веке - после того, как один из конклавов длился три года. Чтобы ускорить принятие важнейшего для Церкви решения, кардиналов решили запирать в помещении безо всякого личного пространства, а через несколько дней, если решение не принято, их начинали ограничивать в еде.



9. Козимо Росселли. Тайная вечеря
Впрочем, все эти правила постепенно смягчались. На двух последних конклавах кардиналы жили в специально построенном для этих целей Доме святой Марфы - в сравнительной изоляции от мира, но всё же каждый в своей комнате, и не столь неудобной для пожилых людей, как это было, пока они жили в соседних с капеллой помещениях.



10. Пьетро Перуджино. Вручение ключей
Остальные составляющие церемонии остались неизменными: две трети голосов победителя, белый дым и Habemus Papam.



11. Сандро Боттичелли. Призвание Моисея



12. Пьетро Перуджино. Обрезание сына Моисея



13. Козимо Росселли. Переход через море



14. Козимо Росселли. Дарование заповедей



15. Сандро Боттичелли. Возмущение против законов



16. Лука Синьорелли. Смерть Моисея



17. Доменико Гирландайо. Автопортрет



18. Лука Синьорелли. Автопортрет



19. Пьетро Перуджино. Автопортрет. 1497-1500



20. Сандро Боттичелли. Изображение художника



21. Схема росписи свода



22. Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы



23. Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века



24. Микеланджело. Отрывок из письма Микеланджело с его сонетом. 1510



25. Интерьер Сикстинской капеллы



26. Микеланджело. Первый день Создания. Отделение света от тьмы



27. Микеланджело. Сотворение Адама



28. Микеланджело. Деталь The Idol of Baal, чёрным цветом подчёркнуты линии, золотом моделируются формы



29. Микеланджело. Пророк Иоиль



30. Микеланджело. Дельфийская сивилла



31. Микеланджело. Ignudo. Девятая панель



32. Микеланджело. Наказание Амана



33. Микеланджело. Составное изображение «Грехопадения и изгнания Адама и Евы» Микеланджело(до реставрации и после)
Сергей Гуркин
ИА «Regnum», 9 августа 2018

правители, живопись, католики и Ко, художники, путешествия и туризм, европа, средневековье, христианство, факты и свидетели, иконы, символы, храмы и монастыри, известные люди, искусство, культура, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, мифы и мистификации, нравы и мораль, религии, ватикан и папа римский, италия, история, запад, даты и праздники, музеи и выставки, идеология и власть, традиции

Previous post Next post
Up