Оригинал взят у
macos в
Волгоградский трамвай на земле и под землёй Волгоградский скоростной трамвай можно считать настоящим чудом России: этот транспорт настолько уникален для нашей страны, что давно стал одним из символом города, таким же важным, как и Родина-Мать.
Для гостей города знакомство с самым популярным транспортом Волгограда почти всегда начинается с шока: они спускаются на типичную для России станцию метро...внезапно туда с шумом и грохотом железных колес приезжает трамвай: такой же типичный. Шок, видать, такой сильный, что я не нашел в сети ни одного подробного репортажа про метротрамвай. Теперь - будет :)
1. Сам Волгоград - город необычный. Он вытянулся вдоль Волги почти на сотню километров, при этом его ширина - всего несколько километров. После Великой Отечественной, когда город был разрушен почти полностью, его отстраивали заново по системе "мухи и котлеты": то есть жилые кварталы находились в удалении от промышленных предприятий, где и работала большая часть волгоградцев. Поэтому здесь особенно уделяли внимание инфраструктуре общественного транспорта.
2. Уже к концу 70-х Волгоград испытал транспортный кризис: да-да, это в те годы, когда машин в Москве было меньше, чем в каком-нибудь райцентре. Трамваи, которые с самого начала были запущены по выделенным полосам (еще до того, как в нашей стране придумали пробки) были забиты битком. Городу требовался новый транспорт, который позволял бы быстро добираться из отдаленных районов в центр и обратно, не пересекаясь с уже существующей сетью, но с возможностью пересадки на автобусы, троллейбусы или трамваи.
3. Самым простым выходом из ситуации казался метрополитен, но Волгоград по советским меркам, до него не дотягивал: всего 800 тысяч человек населения при необходимом миллионе, да и то не каждый миллионник сразу получал свое метро.
4. Под центром города прорыли подземный участок по меркам "большого" метро, реконструировали наземные участки пути, организовав почти прямой, как струна, путь через весь город.
5. В 1984-м линия скоростного трамвая была открыта.
6. Скоростной, или как его иначе зовут - метртрамвай ездит по одной линии, протяженностью около 14 километров.
7. Так выглядит обычная станция скоростного трамвая. Да, здесь их называют не остановками, а станциями.
8. Но стоит сесть на этой станции, как через полминуты трамвай уходит через этот "портал" в тоннель.
9. А дальше начинается самое интересное. Пока я бегал по трамваю, фотографируя все, встреченное на пути, волгоградцы не проявляли ко мне ни малейшего интереса: привыкли к такой реакции.
10. Вжжжух! Трамвай прибывает на стацнию.
11. Станция "Площадь Ленина". Обычная такая метростанция, похожая сразу на несколько станций московского метро где-нибудь на окраинах. Отличия три: низкая платформа для удобства посадки, нет контактного рельса, вместо него здесь провода для трамвайного токосъемника. А еще обратите внимание, что на улице трамвай идет по правой стороне, а под землей внезапно оказывается слева. В самом начале тоннеля он "перескакивает" на другую сторону, потому что двери у трамваев "Татра" - справа. В новых питерских вагонах (красно-белые) двери уже с двух сторон, но "левые" двери пока не используются.
12. Если приглядеться, в конце каждой станции есть небольшое продолжение, с уже высокой платформой. Говорят, что это было сделано "на будущее": одно время у властей были планы построить в Волгограде "классическое" метро. Но мне это кажется нелогичным, зачем делать часть платформы высокой, все равно придется перестраивать всю станцию.
13. Так или иначе, сами станции в два раза длиннее, чем сами трамваи. Сюда спокойно влезет пять-шесть метровагонов.
14. Поднимемся в вестибюль, чтобы посмотреть, как обстоят дела там.
15. Наверху самые обычные стеклянные двери-хлопушки, касса, и схема скоростного трамвая, нанесенная на карту города.
16. Есть и турникеты, правда никаких жетончиков или карточек они не требуют.
17. Каждый купленный билет вручную компостирует контролер.
18. Такие компостеры я помню по старым питерским трамваям, кстати. Сейчас они исчезли куда-то. Да, билетик стоит всего 10 рублей.
19. Тетенька-контролер пропустила нас без билета, мы спустились вниз и поехали на следующую станцию.
20. Стация "Комсомольская" - такая же классическая и похожая на десятки других станций советских метрополитенов.
21. Еще одно отличие от метро - у всех станций только один вестибюль, в другом конце - глухая стенка. В случае с этой станцией на стенке барельеф, изображающий убегающих из пещеры драконов парня и девушки, которые зашли туда "на огонек" - факел зажечь.
22. А в центре станции какой-то шутник повесил "схему волгоградского метрополитена".
23. Время ожидания трамвая - около трех минут.
24. Да, как я уже писал, остановки здесь называют станциями, а составы - поездами.
25.
26. От "Комсомольской" до следующей станции мы ехали на новом трамвае. Если честно, особой разницы не заметил, да и кожаные сиденья старого эстонца помягче будут. И вообще он душевнее!
27. Третья, последняя "метростанция" - "Пионерская". Она одновременно напоминает станции "Воробьевые горы" и Филевскую ветку московского метро. Обратите внимание на переход между путями.
28. Так "Пионерская" выглядит снаружи. После нее трамвай уходит к конечной станции "Площадь чекистов", но туда я не поехал. Станция и станция. Скоро трамвай не будет туда сворачивать, а поедет прямо - в следующий тоннельный портал: там сейчас достраивают вторую очередь линии, еще три подземные станции: Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка.
29. Прокатившись на скоростном трамвае, я решил заглянуть в его логово. И уже на следующее утро отправился в депо №5 города Волгограда, именно там базируется метротрамвай.
30. Честно говоря - депо неинтересное. Самое обычное из обычных депо. Но это, наверное, потому, что я уже бывал в нескольких подобных - в троллейбусных парках Тирасполя и Анапы, в трамвайном депо Апакова в Москве и в Перми.
31. В самом здании депо находится ремонтный цех, здесь чинят трамваи.
32. А еще их моют. Вручную, шваброй!!!!
33. На улице стойбище трамваев. Я был очень удивлен, что в разгар дня здесь их так много. В других депо их днем не застать, все на маршруте.
34. Видимо, в Волгограде профицит трамваев.
35. А еще мне нравится, что все трамваи - одного цвета. Никакой мерзкой рекламы.
36. Иногда рекламные наклейки встречаются, но они подбираются под цветовую гамму вагонов.
37.
38. В депо я совсем было заскучал, но к нам подошел мужик, который подумал, что мы шпионы. Нет, даже не шпионы, а "парни, которые тайком забираются в депо и разрисовывают трамваи". Каждый встречный работник парка так и начинал с нами диалог: "Так вы те самые....". Школьники, расписывающие вагоны граффити - бич волгоградского трамвая.
39. Узнав о том, что мы даже рисовать-то не умеем, мужик успокоился и выдохнул: "Ааа, фанаты!" И предложил нам посмотреть бомбоубежище.
40. Сначала он даже хотел закрыть нас там, но потом вспомнил, что там есть телефон, который нельзя отключить.
В депо было скучно, а вот сама поездка на скоростном трамвае была очень увлекательна и необычна. Надеюсь, вам тоже понравилась эта виртуальная экскурсия.
Другие фоторепортажи о городском общественном транспорте:
Пермское трамвайное депо Московское депо им. Апакова Тираспольский троллейбус© Фотографии и текст данного материала принадлежат автору блога. Полное или частичное копирование, а также использование фото без письменного уведомления запрещены за исключением перепоста в другой блог с помощью кнопки "Скопировать к себе в блог".