Открыл человечеству ценность античного мира... / К 250-летию памяти

Jun 08, 2018 20:19

Ещё культура Др.мира здесь, здесь и здесь

Певец эллинской красоты
8 июня - 250 лет со дня смерти Иоганна Иоахима Винкельмана

Великий русский итальянист и историк искусства Павел Муратов назвал жизнь Винкельмана подвигом, а его отношение к древнему искусству «глубоко жертвенным». ©


Ангелика Кауфман. Портрет Винкельмана, 1764
Не зря до сих пор в крупных археологических центрах Италии и Греции отмечают «День Винкельмана», а в Новом Эрмитаже в Петербурге его статуя занимает почетное место.Древняя Греция давно стала для мира примером идеального государственного устройства, гармоничных отношений человека с природой, свободного развития личности и духовного и физического совершенствования.


Сегодня мы знаем о Древней Греции гораздо больше, чем знал о ней ученый. Однако его непреходящей заслугой стало то, что он создал первый образец научной истории искусства, начав рассматривать не отдельные произведения, а искусство в целом - в его развитии, расцвете и упадке.
В рамках празднования 300-летия со дня рождения и 250-летия со дня смерти выдающегося немецкого историка искусств и археолога Дом-музей Винкельмана в его родном городе Штендале и Германский археологический институт подготовили обширную программу. В ней особое место заняла выставка в Капитолийских музеях, посвященная связям ученого с Вечным городом.

Можно сказать, что Рим для Винкельмана стал той своеобразной «родиной души», где он в полной мере нашел себя и смог реализовать свои таланты в изучении и осмыслении античного искусства. По случаю выставки в Капитолийские музеи из Лувра вернулись те произведения искусства, которые ученый мог видеть во время своего пребывания в городе, но которые позже были экспроприированы вторгшимся в Италию Наполеоном. Экспозиция знакомит с прижизненным изданием трудов Винкельмана, служивших путеводителем для путешественников, которые открывали для себя античные шедевры Рима. А многочисленные гравюры и картины известных художников, таких как Джованни Баттиста Пиранези, Джузеппе Вази или Юбера Робера, воссоздают тот образ Вечного города, в котором проводил свои исследования Винкельман.



Юбер Робер «Живописный вид на Капитолий с конной статуей Марка Аврелия», 1774 г. Валансьен, Музей изящных искусств
Особенно интересно видеть портреты аристократов разных стран, запечатленных, по моде того времени, на фоне римских развалин и античных монументов. Моде, в формировании которой не последняя роль принадлежала именно немецкому ученому.

Недолгая жизнь самого Винкельмана является ярким примером того, как человек самого скромного происхождения благодаря своим незаурядным природным способностям и стремлению к образованию не только добился вершин в своей профессии, но и повлиял на умы передовых представителей своей эпохи.
Иоганн Иоахим Винкельман появился на свет 9 декабря 1717 года в городе Штендале в Саксонии-Анхальт в семье сапожника. Несмотря на крайне скудные материальные средства, он сумел окончить гимназию и посещать различные университеты, изучая богословие и медицину, в то же время все больше увлекаясь античным искусством.



Дж.Б. Пиранези «Вид Капитолия», 1761-1778 гг. Музей Рима
В 1748 - 1754 годах Винкельман служил библиотекарем в доме графа Бюнау, что позволило ему познакомиться с идеями французских и английских просветителей и изучать самую большую в Германии коллекцию древностей, находившуюся в Дрездене. Однако его мечтой было попасть в Рим, где сосредоточены основные коллекции эллинского искусства, известные по копиям. Винкельман начал переговоры о месте библиотекаря кардинала Пассионеи, важного церковного прелата и эрудита. Для того, чтобы занять эту должность, ему пришлось даже перейти из лютеранства в католичество.

В ноябре 1755 года, получив небольшое денежное пособие от короля Саксонии, ученый приехал в Рим, где сразу сблизился с живописцем Антоном Рафаэлем Менгсом, разделявшим его увлечение античностью. В доме художника рядом с церковью Тринита дей Монти на вершине Испанской лестницы он проводит много времени, а в остальное время гуляет по городу, знакомясь с его достопримечательностями, или работает в библиотеке кардинала Пассионеи, которая насчитывала 32 тысячи томов.



Портрет Johann Joachim Winckelmann работы Менгса, около 1777
Винкельман внимательно осматривает коллекции Капитолийских музеев, открывшихся в 1734 году, куда был бесплатный вход для художников, исследователей и римских граждан. Он посещает Бельведер в Ватикане с выставленными в нем статуями и виллы Медичи, Боргезе и Людовизи, в которых хранились ценные художественные коллекции. Эпохальным в его судьбе стало знакомство с кардиналом Алессандро Альбани, владельцем одного из лучших в Риме частных собраний античности, часть из которого пополнила собой Капитолийские музеи. Винкельман был не только его служащим, но и другом, и интересным собеседником, с которым кардинал любил поговорить, гуляя по дорожкам своей виллы.

Благодаря кардиналу Альбани ученый получил доступ к работе с редкими рукописями в Библиотеке Ватикана. Его слава историка искусств и археолога, присутствовавшего при раскопках Геркуланума, Помпеи и Пестума, постепенно росла. Позже он становится «суперинтендантом древностей в Риме», на выставке представлены подписанные им разрешения на вывоз произведений искусства, что зависело только от него.



Атриум Нового Дворца в Капитолийских музеях в Риме
Любимыми скульптурами Винкельмана были Антиной из Капитолийских музеев, Аполлон Бельведерский и Лаокоонт из музеев Ватикана, которые он считал наивысшими достижениями античного искусства. В главном труде своей жизни, «Истории искусства древности» (1763 г.), он утверждает, что главной задачей изобразительного искусства должно быть прекрасное, а в его основании лежат «верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров».

Превосходство греческого искусства того времени над искусством других народов он приписывал влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства (демократии), но не менее того и уважения греков к художникам».
Его идея, что расцвет искусства тесно связан с местом и со средой, в которой живет и творит художник, а главное, с его внутренней свободой, нашла свое продолжение в трудах Гете, Гельдерлина, Шиллера, Шеллинга и повлияла на формирование скульпторов Кановы и Торвальдсена.

Благодаря трудам Винкельмана в европейском обществе с новой силой разгорелся интерес к античности, давший поразительные плоды в живописи, скульптуре и архитектуре, известные как направление классицизма. В Россию классицизм проник при Екатерине II и распространился во второй половине XVIII - начале XIX вв., преобразив облик русских городов. В обществе начали преобладать идеи служения Отечеству и ценности человеческой личности вне зависимости от сословных рамок.



Ф.Г. Доэлл «Бюст И.И. Винкельмана», 1781 г. Рим, Капитолийские музеи
…Винкельман мог бы сделать гораздо больше, если бы его жизнь не оборвалась самым трагическим образом. 8 июня 1768 года в гостинице в Триесте он был смертельно ранен при попытке ограбления незадолго до этого выпущенным из тюрьмы преступником, который сумел втереться к нему в доверие...

Ирина Баранчеева, Рим
специально для «Столетия», 8 июня 2018

смерти и жертвы, ученые, 18-19-ее века, архе_геология, наследие, европа, память, факты и свидетели, символы, балканы, известные люди, искусство, культура, нравы и мораль, ватикан и папа римский, италия, современность, история, запад, германия, даты и праздники, музеи и выставки, древний мир, идеология и власть, наука, биографии и личности

Previous post Next post
Up