Артефакты Советской Родины, или О чём рассказывает московский архитектурный соцреализм...

Jun 02, 2018 13:26

Ещё путешествия по Москве

Между Серпом и Молотом
Фотоистория / ноябрь, 2017

Революция случилась сто лет назад. Советской страны нет уже более четверти века. ©Ещё соцархитектура



Москва. Барельеф на здании органов госбезопасности на Лубянке Но мы продолжаем жить среди памятников и монументов, созданных в эпоху строительства коммунизма.Глядя по сторонам во время прогулки по Москве, мы видим множество образцов советской монументальной пропаганды. Памятники ушедшей страны - мозаики, барельефы, панно, конструкции из металла - несли идеологическую нагрузку, но каждая композиция была настоящим произведением искусства.




2.
Революционная тема была главной в творчестве художников. Вот Ильич, протянув руку, с трибуны Съезда возвещает о победе Советской власти. Страстная речь находит горячий отклик в сердцах солдат и матросов, рабочих и крестьян. Автор передает единство вождя революции и широких народных масс.



3.
Стены жилых домов и учреждений украшались многофигурными барельефами, воспевающими борьбу восставшего народа. Большевики стреляют из пулеметов, метают гранаты и вскидывают винтовки, целясь в господ и буржуев. Кажется, уже совсем скоро будет положен конец эксплуатации человека человеком.



4.
Монументальное искусство было рассчитано на коллективное восприятие и потому принадлежало народу. Огромное мозаичное панно на здании бывшей типографии отражает дух первых лет существования СССР: дети с книгами, кремлевская башня, красноармеец в буденовке - и неизменная цитата из Ленина.



5.
Строящейся советской власти был необходим символ, олицетворяющий мощь и величие первого в мире социалистического государства. Этим символом стали физически крепкие тела рабочего и колхозницы. После революции и свержения эксплуататоров появилась страна, в которой уважался труд человека.



6.
Партия приступила к созданию колхозов и взяла в свои руки дело животноводства. B coвeтcкие времена рекордсменов из числа домашнего скота демонстрировали на ВДНХ. Недаром портик павильона «Мясная промышленность» венчает мощная скульптурная группа «Боец с быком» работы скульптора Наума Конгисера.



7.
Детей - будущих строителей коммунизма - следовало окружать отеческой любовью и заботой. Дело охраны материнства и младенчества стало одной из важнейших задач государства. Художники рассказывают о том, как в годы первых пятилеток, несмотря на трудности, растет сеть яслей и детских садов.



8. Москва. Станция метро «Киевская»
В первые годы советской власти предполагалось, что пролетарская революция уничтожит не только частную собственность, но и буржуазную семью с ее идеей превосходства мужчины. Новая женщина будет эмансипированной, независимой в экономическом плане и свободной в выборе любовных партнеров.



9. Москва. Барельеф на фасаде поликлиники Наркомтяжпрома
Герб СССР изображался везде - на фасадах госучреждений и на сталинских высотках, в кинотеатрах и в залах ожидания железнодорожных вокзалов. Государственный герб символизировал союз крестьян и рабочих, объединение советских республик, равенство наций, солидарность с трудящимися всего мира.



10. Москва. Казанский вокзал. Барельеф с изображением герба СССР
Великая Отечественная война - годы воодушевления, стойкости и героизма советских людей. Ратный подвиг народа отражался в произведениях монументального искусства. Лепные барельефы на сводах станции метро «Новокузнецкая» изображают участников боевых действий - летчиков, танкистов, артиллеристов, десантников.



11. Москва. Барельефы на станции метро «Новокузнецкая»
Главную площадь любого города или поселка невозможно представить без вождя революции. Памятники «самому человечному человеку» ставились на улицах, в скверах, во дворах. Под ними шумели митинги и демонстрации, здесь принимали в пионеры под звуки песни: «Ленин всегда живой, Ленин всегда со мной».



12.
Провозгласив победу социализма, Советский Союз начал победоносное шествие к коммунизму. Коммунизм - это отмена частной собственности, бесклассовое общество, материальное равенство и всеобщее благоденствие. Иными словами, социальная утопия при отсутствии проблем и противоречий.



13. Москва. Большая Полянка. Монументальная агитация советского времени «Мы строим коммунизм»
Многие памятники были посвящены труду и энтузиазму строителей коммунизма. Скульптурная группа «Метростроевцы» представляет троих рабочих. Один из них взмахнул молотком. С помощью этого приема автор передает динамику сцены. Герои выглядят усталыми, но это вызывает у нас не сочувствие, а уважение.



14.
Напряженный труд непременно должен чередоваться с культурным отдыхом. Государство заботилось о том, чтобы рабочие цивилизованно проводили досуг и участвовали в оздоровительных мероприятиях. Велосипед, гармонь, волейбольный мяч - непременные атрибуты тех, кто отдыхает в Парке культуры им. Горького.



15. Москва. Барельеф на вестибюле станции метро «Парк культуры»
Тема единства союзных республик занимала одно из главных мест в произведениях монументальной пропаганды. Фонтан «Дpyжбa нapoдoв» с его роскошью, позолотой, громадными колосьями и шестнадцатью девушками в национальных одеждах выглядит как ностальгический символ ушедшей советской эпохи.



16.
Люди старшего поколения помнят о тех временах, когда народы братских республик крепко дружили друг с другом. Казалось, что эта дружба незыблема и нерушима. Со школьной скамьи люди нашей страны были уверены в том, что все нации равны и что только благодаря сплочению народов мы смогли победить фашистов.



17.
Лозунг «Все лучшее - детям!» - не пустые слова. Малышей учили различать хорошее и плохое, подростков готовили к жизни в светлом мире, наполненном добром и справедливостью. Благодаря детским журналам и газетам, мультфильмам и спектаклям рожденные в СССР вспоминают свое детство как самое счастливое время.



18.
Спорт был частью подготовки человека к физическому труду и испытаниям жизни. Мускулистые юноши и девушки из рабоче-заводских команд посвящали тренировкам и соревнованиям все свободное время. Художников и скульпторов вдохновляли культ здорового тела, парады физкультурников, выступления гимнастов.



19.
Идея покорения Вселенной и первые полеты в космос стали сюжетами ряда художественных произведений. В своих работах мастера передают ощущение счастья, которое испытывают изобретатели космических аппаратов, представляют образы инженеров и ученых, внесших свою лепту в дело покорения мироздания.



20.
Монумент Юрию Гагарину был установлен в преддверии Московской Олимпиады-80. Скульптура высотой 42 метра стала символом победы нашего народа в освоении космоса. Памятник отлит из титанового сплава - из того самого материала, из которого изготавливают космические корабли.



21.
Советской страны нет уже более четверти века, но артефакты эпохи господства социалистического реализма окружают нас повсюду. Неповторимые мозаики, барельефы и скульптуры постепенно ветшают и рассыпаются, но все еще цепляются за жизнь и смотрят в будущее с радостью, надеждой и оптимизмом.



22. Москва. ВДНХ. Символика советского времени



23. Москва. Наземный вестибюль станции метро «Баррикадная»



24. Москва. Барельеф на здании подстанции московского метрополитена



25. Москва. Бронзовая скульптура на станции метро «Площадь Революции»



26. Москва. Барельеф над входом в гостиницу «Пекин»



27. Москва. Панно на станции метро «Новокузнецкая»



28. Москва. Вестибюль станции метро «Добрынинская». Мозаичное панно советского времени



29. Москва. Вестибюль станции метро «Добрынинская». Мозаичное панно советского времени



30. Москва. Парк «Музеон». Бюст Сталина



31. Москва. Парк «Музеон». Памятники Ленину



32. Москва. Барельефы на станции метро «Новокузнецкая»



33. Москва. ВДНХ. Символика советского времени



34. Москва. Таганский парк. Барельеф на стадионе



35. Москва. Таганский парк. Барельеф на стадионе



36. Москва. Здание газеты «Известия»



37. Москва. Страстной бульвар, дом № 7. Барельеф с надписью: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят»



38. Москва. Столешников переулок. Знак ОСОАВИАХИМ



39. Москва. Петровский пассаж. Барельеф «Рабочий»



40. Москва. Петровский пассаж. Барельеф «Рабочий»



41. Москва. Барельеф на здании органов госбезопасности на Лубянке



42. Москва. Котельническая набережная. Барельеф на фасаде сталинской высотки



43. Москва. Сухаревская площадь, д. 1. Барельеф в честь открытия ВДНХ



44. Москва. Ул. Мясницкая, д. 35. Барельеф с изображением советских тружеников



45. Москва. ВДНХ. Скульптуры советской эпохи



46. Москва. Сыромятнический (Яузский) гидроузел. Колонны-статуи советского времени



47. Москва. Комплекс «Красный Октябрь». Скульптура рабочего



48. Москва. Новопушкинский сквер. Скульптура купальщицы



49. Москва. Большая Полянка. Монументальная агитация советского времени «Мы строим коммунизм»



50. Москва. Барельеф на фасаде поликлиники Наркомтяжпрома



51. Москва. Барельеф на вестибюле станции метро «Парк культуры»



52. Москва. Барельеф на станции метро «Парк культуры»



53. Москва. Скульптура в парке «Музеон»



54. Москва. Бронзовая скульптура на станции метро «Площадь Революции»



55. Москва. Бронзовая скульптура на станции метро «Площадь Революции»



56. Москва. Бронзовая скульптура на станции метро «Площадь Революции»



57. Москва. Мозаика с революционной тематикой на кинотеатре «Октябрь»



58. Москва. Скульптура рабочего на Крестьянской заставе



59. Москва. Станция метро «Киевская»



60. Москва. Станция метро «Киевская»



61. Москва. Барельеф с космонавтами на ВДНХ



63. Москва. Парк искусств «Музеон». Герб Советского союза и надпись «СССР оплот мира»

Текст и фото: Игорь Стомахин
«Страна.Ru», 2 ноября 2017

живопись, путешествия и туризм, наследие, разруха, скульптура, символы, ссср, культура, архитектура и дизайн, ностальгия, памятники и достопримечательности, общество и население, современность, социализм и коммунизм, эпохи, агитпроп и пиар, метро, музеи и выставки, фото и картинки, идеология и власть, россия, москва

Previous post Next post
Up