Ещё
культура Сибири, в т.ч.
Якутия Эдуард Новиков: «Для якутов орел - олицетворение солнца»
Разговор с режиссером фильма, получившего Гран-при 40-го ММКФ / Региональное кино / Якутия
Эдуард Новиков, режиссер и оператор киностудии «Сахафильм», не новичок в кино, он автор нескольких документальных и двух игровых лент. В 2001 году окончил режиссерский факультет Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, его дипломная работа «Бог» была удостоена нескольких наград на студенческих фестивалях.
©Ещё
Якут_кино Эдуард Новиков
И вот победа на ММКФ.- Как вы считаете, что в наибольшей степени подвело вас к этой картине «Царь-птица»?
- План назревал давно, наш драматург Семен Ермолаев, мой хороший друг, лет десять назад предложил мне прочесть рассказ Василия Яковлева «Состарившаяся со мною лиственница». Писал он на якутском, знают его мало и все время путают с другим Яковлевым, очень известным в Якутии. А рассказ мне понравился, но вести речь о съемках картины об орле, который остается зимовать в улусе в балагане стариков Микиппэра и его жены Оппуос, да еще из 30-х годов, тогда было сложно. В 2015 году сменилось руководство киностудии «Сахафильм», и Дмитрий Шадрин, новый директор, поддержал нашу авантюрную идею.
Рассказ привлек необычностью истории, я стал читать научные труды про этих хищных птиц и нашел интересную работу ученого-этнографа Всеволода Ионова «Орел по воззрениям якутов. 1913 год». Этнограф писал в своих записках, что в старину, действительно, было такое, когда старые орлы, которые не могли улететь в теплые края, зимовали около юрт, и люди кормили их.
- Что олицетворяет эта птица у якутов?
- Приход весны, тепло, солнце. У нас же очень длинная и холодная зима, и когда наступает весна, первым прилетает орел. Так что в мифологии северных народов это светлый образ. А если заглянете в свои источники, прочитаете, что русское название пернатого хищника произошло от старославянского корня «ор», означающего «свет».
- Орел в благодарность за заботу приносит старикам трофеи из леса - в вашем фильме эти моменты из сказки?
- Конечно, это придумано, но меня привлекла мысль о том, насколько чисты душой и наивны были наши предки, какие это были цельные натуры. Сюжет строится на переживаниях старика, которому шаман, тот еще мошенник, говорит, что Царь-птицу наслали на него высшие силы из-за того, что в молодости он разорил гнездо орла. Старик и не помнит этого случая, но постоянно думает об этом и наконец «вспоминает», что была такая оплошность, был грех, и встает на путь покаяния. Это показалось мне интересным и захотелось сказать молодежи - обращайте внимание на таких стариков, они и сегодня есть в деревнях, цените их доброту. Они до сих пор верят в духов и небожителей, поддерживают традиционную религию Айыы. Но появление птицы возле жилища человека воспринимают как плохой знак.
- Можно представить, каким грехом считалось у якутов убийство орла…
- Большим грехом. В нашем фильме орла убивает молодой парень в буденовке, представитель советской власти, приехавший рассказать старикам о правилах новой жизни. Готовясь к этой сцене, я вспоминал историю из детства. Наш дом в деревне стоял у лесной опушки, в лесу мы играли в разные игры, и однажды нашли перья коршуна. Страшно удивились, кто же посмел поднять руку на священную птицу? А потом узнали, что убил коршуна наш сосед, разозлившись, что тот хотел украсть цыплят. Помню, как все мы ждали, что с этим человеком непременно случится беда. Но постепенно все забылось, я вырос и уехал из этих мест. А недавно встретился с приятелем из детской компании. И он рассказал, что тот человек слишком рано впал в старческий маразм, хотя не должен был, с интеллектом все было в порядке. Уж не знаю, что думать - в наказание это ему или гены подвели и болезни.
- Где вы нашли эту пару чудесных стариков?
- Зоя Попова из Саха-театра, а Дмитрий Попов из народного театра Хангаласского улуса. На него нам указал наш учитель, краевед Прокопий Романович Ноговицын, он был советником фильма. На гербе этого улуса, между прочим, изображен орел. Снимая историю из 30-х годов, конечно, я старался добиться идентичности с персонажами. Старики, чтобы выжить, все время должны были работать - топили печку, готовили еду, ухаживали за бычками, которые жили с ними в одном балагане, водили их на водопой, проверяли капканы, ездили за дровами… Они все время должны были двигаться, ни в коем случае не стоять на одном месте.
Орёл
Из-за утеса, как из-за угла,
Почти в упор ударили в орла.
А он спокойно свой покинул камень,
Не оглянувшись даже на стрелка,
И, как всегда, широкими кругами,
Не торопясь, ушел за облака.
Быть может, дробь совсем мелка была -
Для перепелок, а не для орла?
Иль задрожала у стрелка рука
И покачнулся ствол дробовика?
Нет, ни дробинки не скользнуло мимо,
А сердце и орлиное ранимо...
Орел упал,
Но средь далеких скал,
Чтоб враг не видел,
Не торжествовал.
А.Я. Яшин, 1956
_______
/ Комментарий Елены Денисовой к статье
- С какими акцентами показана советская власть в рассказе?
- Никакой пропаганды не было, писатель описал, как все было, а мы это сняли. С одной стороны, новая власть несла прогресс в жизнь малых народов, например, заботясь о гигиене, требовала убрать коровники из жилищ людей, а, с другой, не считалась с их вековыми традициями. Красноармеец, не задумываясь, стреляет в орла, бросив на прощанье, чтобы мертвую птицу отдали в школу - на чучело.
- Где вы снимали свой фильм? Как нашли орла и как этот актер вел себя на съемках?
- Актриса. Это орлица Тумаара. Искали долго. Вначале в якутском зоопарке, где есть два орла. Но они оказались краснокнижниками, и снимать нам разрешили только внутри вольера. Какой вольер, наш орел должен быть диким, рисковать не стали. Через моего друга вышли на его товарища, который разводит беркутов в Киргизии. Поговорили по телефону, тот оказался очень хорошим, добрым человеком. И поехали мы с оператором Семеном Аманатовым в Киргизию, там и сняли все сцены с дрессированной орлицей на хромакей. Вела она себя хорошо, единственное, поленилась парить в вышине, когда ее отпускали с горы. И пришлось нам парение дикого орла снимать в Якутии, в Хандаласском улусе. Сторожили царь-птицу у гнезда, я сам снимал эту сцену. В этом улусе снимался весь фильм, там стоял балаган стариков, там была «одиноко стоящая лиственница», которую помог отыскать Прокопий Романович. Выбрали ее из пяти деревьев.
- Как фильм попал на фестиваль?
- Нежданно-негаданно. Года два картина пролежала в виде чернового варианта: ее монтировали, записывали звуковые шумы, цветокоррекции не было, компьютерная графика сделана наполовину, много проблем было по звуку. И один из продюсеров Сардаана Саввина рискнула отправить черновой монтаж отборочной комиссии 40-го ММКФ. Там посмотрели и дали месяц сроку, чтобы доделать картину. Мол, тогда и решим, пойдет ли на фестиваль. У нас появился повод закончить проект. Мой друг Иннокентий Сивцев, ученик знаменитого Гасан-заде, профессора кафедры звукорежиссуры Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, вместе с композитором Андреем Гурьяновым поехали в Москву и за две недели проделали огромную работу. Иннокентий свел все шумы, а Андрей написал музыку. Работали в экстремальных условиях, но оно того стоило.
- Насколько в Якутии сохраняются традиции предков, в чем это выражается?
- Прежде всего в возрождении праздника Ыhыах - якутского праздника лета в честь божеств Айыы, еще его называют якутским Новым годом. Очень модный, любимый народом праздник, специально к которому шьют национальные одежды, готовят обильное угощение, проводят церемонии кумысопития. Отмечают праздник в течение месяца, начиная с 22 июля. Людям напоминают обряд молений, а также устраивают народные игры, танцы, конные скачки, соревнования сильных и ловких. Люди радуются, что пережили холодную зиму.
В советское время Ыhыах отмечали только в деревнях, а сейчас, если приедете в Якутию в июле, удивитесь размаху праздника. У меня есть документальный фильм «Осуохай - танец жизни», где показываем круговой хороводный танец, который танцуют на этом празднике.
- Вы сказали - «модный праздник», а в каком направлении меняются религиозные убеждения людей?
- Официально в Якутии уже несколько веков принято православие, но сохраняется и наше традиционное верование - язычество или тенгрианство, в котором присутствует культ Тенгри - обожествлённого неба. Вы же видели в фильме - у стариков на полке православные иконы, в то же время они зовут шамана, который совершает обряд. А когда приезжают красноармейцы, ни икон, ни шаманских знаков в избушке нет и в помине. Никаких сложных переплетений - так и было в реальности.
- В какой семье вы выросли? Как возникло кино в вашей жизни?
- Родился в деревне Немегюнцы, в простой семье, думал, как и родители, буду рабочим. Росли мы вдвоем с младшей сестрой. О высшем образовании и не мечтал. После школы отслужил в армии и вернулся в другую страну, после 1991 года все изменилось. А тут в Якутске открылось ПТУ, где готовили операторов мини-телестудий, мы с другом и поступили. Специальность видеооператора тогда только появлялась. После училища два года работал на местном ТВ, снимал новостные сюжеты, пока в один прекрасный день мне не сообщили в приказном порядке, что еду на десять дней в командировку на съемки игрового фильма. В состоянии шока взял в местном прокате бобины с игровыми фильмами и стал смотреть, как работают кинооператоры. За три дня пересмотрел кучу фильмов, примерно понял, что от меня требуется, и мы поехали снимать наш ужастик «Проклятая земля». Так я попал в кино. А в 1996 году поступил в питерский киноинститут. Поехали вместе с женой, она поступила в Музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Учился на экспериментальном курсе, где готовили режиссеров-операторов. Моими мастерами были Валерий Саруханов, Юлий Дворкин, Игорь Наумов.
- О якутском кино сейчас много говорят, не только в России, но и за рубежом, фильм «Костер на снегу», по версии журнала «Эксвайр», вошел в список лучших картин 2017 года, чем объясняется такой всплеск?
- Во-первых, тем, что развитие технологий сейчас на высоте, и снимать кино можно на фотоаппарат, а монтировать на домашнем компьютере. Но главное - якутские зрители с удовольствием смотрят национальное кино, оно востребовано, и этим объясняется его мощное развитие. Нашу «Царь-птицу» считают артхаусом, но, я думаю, это самое настоящее зрительское кино. Мы пытались понятным киноязыком рассказать эту историю так, чтобы у зрителей любых национальностей, на подсознательном уровне не возникало вопросов. Вот американские фильмы, думаете, чем берут зрителей - эмоциональным рассказом увлекательных историй...
Трейлер фильма "Царь-птица" ("The Lord Eagle"), реж. Эдуард Новиков
Click to view
___Якутия, 1930-е годы. В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр и его жена Оппуос. Коровы, охота, да рыбалка - вот и весь неприхотливый быт стариков. В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает орел. Старик со старухой не смеют прогнать его, так как орел - священная птица. Всю зиму они подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу. Холодным рождественским вечером орел проникает в дом и занимает почетное место в углу, на полке с иконами. С этого дня люди и птица начинают жить вместе в одном доме. Съемки фильма проходили в Хангаласском улусе и Киргизии © Sakhafilm Сахафильм, 16 апреля 2018
Беседу вела Нина Катаева
специально для «Столетия», 11 мая 2018