Великие архитекторы. Гауди

May 23, 2018 21:42

Ещё известные люди архитектуры и дизайна

Пост почитания Антонио Гауди
25 июня 1852 года родился Антонио Гауди - великий каталонский архитектор, большинство проектов которого возведено в Барселоне / июнь, 2017

25 июня [2017 года] исполнилось 165 лет со дня рождения великого испанского архитектора Антонио Гауди, перевернувшего представление об архитектуре начала XX века, создавшего каталонский модерн и определившего облик Барселоны, той, которую мы все любим и знаем. ©Ещё в серии и ещё Гауди



Антонио Гауди (Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т) и его творения
В честь этого рассказываем о творческом пути Гауди и показываем его главные проекты. А в московском музее ММОМА сейчас [с 24 мая по 10 сентября 2017 года] можно посетить выставку - ретроспективу творчества Гауди и взглянуть на макеты и образцы мебели.Антонио Гауди родился 25 июня 1865 года в маленьком каталонском городке Реусе и стал пятым ребенком в семье медника Франсеска Гауди-и-Серра. Точное место рождения архитектора остается загадкой, возможно, это был близлежащий городок Руидомс, где у его семьи был загородный дом. В 1868 году он переезжает в Барселону и оканчивает среднюю школу, а затем подготовительные курсы, чтобы в 1873 году поступить в Провинциальную школу архитектуры. Во время обучения он начинает работать чертежником у архитектора Жузепа Фонсере, а затем у Франсиско де Паула дель Вильяра - вместе они работают над проектом апсиды церкви монастыря Монсеррат.




2. Архитектор Антонио Гауди (1852-1926)
В год окончания архитектурной школы Гауди принимает заказ от городского совета Барселоны и проектирует первые газовые фонари, которые затем будут установлены на Королевской и Дворцовой площадях, а затем на Национальном бульваре. В 1870-е архитектор занимается подобными небольшими проектами - павильонами, витринами магазинов, элементами религиозных построек. Молодой архитектор был постоянным клиентом перчаточного магазина “Комелья”, центра мужской моды, и создал для него проект витрины. Витрина настолько понравилась владельцу, что он заказал Гауди проект стенда для показа своей продукции на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Этот маленький проект стал поворотным в судьбе Гауди, и вот почему: промышленник дон Эусеби Гуэль - главный заказчик и близкий друг каталонского архитектора - был поражен стендом Гауди на Парижской выставке и сразу же захотел познакомиться с его автором.



3. Архитектор Антонио Гауди (1852-1926)
В 1880-е годы Гауди создает свои первые знаковые проекты - дом Висенс, Эль-Каприччо, создает павильоны усадьбы Гуэль близ Барселоны (владения отца Эусеби Гуэля) и получает заказ на дворец Гуэль на Рамбле - главной улице Барселоны. Этот дворец определяет узнаваемый стиль Антонио Гауди, неповторимые конструктивные и декоративные решения, которые он затем применит в строительстве знаменитых домов в районе Эшампле. Эусеби Гуэль приводит Антонио Гауди в высший свет, знакомит с самыми важными людьми, которые вскоре будут мечтать о том, чтобы архитектор построил для них дома.



4. Дом Бальо
В 1890 году Антонио Гауди начинает работы над важным градостроительным проектом - парком Гуэль. Эусеби Гуэль хотел перенести в Барселону модель английского города-сада. Для этого Гауди придумал проект великолепного коттеджного поселка на шестьдесят домов, который так и не был закончен. Архитектор создал главный въезд, окруженный двумя павильонами, и большую смотровую площадку с видом на город, обрамленную извилистой скамьей с облицовкой керамикой тренкадис - в коронной технике Гауди. Из домов было построено только два, один из которых Гауди приобрел для себя в 1906 году. Городской совет Барселоны в 1922 году приобрел парк Гуэль, для того чтобы преобразовать его в новое общественное пространство - городской парк.



5. Мозаика тренкадис в парке Гуэль
В период с 1898 по 1912 год Антонио Гауди построил три жилых здания в Эшампле, которые являются символами Барселоны по сей день, - дом Кальвет, дом Мила и дом Бальо. Главный проект в жизни Антонио Гауди - храм Святого Семейства - не закончен по сей день. Гауди возглавил его строительство в 1884 году, приняв проект епархиального архитектора Франсиско де Паула дель Вильяра, отказавшегося от работы из-за разногласий с заказчиком. Гауди изменил проект своего предшественника, завершил крипту собора и предложил заказчикам начать возведение фасада Рождества Христова вместо Страстного фасада. Его строительство началось в 1892 году, а Гауди застал завершение одной из четырех башен - башни Святого Варнавы. Фундамент фасада Страстей Христовых был заложен только в 1954 году, через двадцать восемь лет после смерти архитектора.



6. Дом Бальо
В 1925 году Гауди уезжает из своего дома в парке Гуэль и селится в мастерской на территории храма Святого Семейства. К этому времени он уже полностью погружен в работу над этим проектом. В 1926 году несчастный случай уносит жизнь Антонио Гауди: он был сбит трамваем во время своего привычного похода в церковь Сант-Фелип-Нери. Антонио Гауди своими работами провозгласил каталонский модерн - особый вид местного ар-нуво. Обтекаемые формы, растительные мотивы, которые Гауди увековечивает в камне и железе. Его дома стали памятниками архитектуры, музеями, в которые ежедневно стоят огромные очереди, а облик Барселоны немыслим без архитектуры Гауди.



7. Храм Святого Семейства
1. Дом Висенс (1883-1885)

Первый жилой проект Гауди, построенный им в 1885 году по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса-и-Монтанера. Осенью дом откроется для публики после масштабной реставрации. Подробности читайте здесь.



8.
2. Эль-Каприччо (1883-1885)

Эта вилла - одна из немногих построек архитектора за пределами Каталонии, в городе Комильяс провинции Кантабрия. Эль-Каприччо строился в одно время с домом Висенс, и архитектурные решения, примененные в этих постройках, перекликаются друг с другом. Более того, Эль-Каприччо, как и дом Висенс, определяет стиль раннего периода творчества Гауди: еще не тот, по которому мы все его знаем, а неоготический и ориентальный, вдохновленный мудехаром.



9.
Например, башня Эль-Каприччо многим напоминает минарет мечети. Главный фасад выложен ориентальным узором - полосы охристого цвета перемежаются с зелеными, украшенными керамическими подсолнухами. Летнюю виллу Гауди заказал родственник Эусеби Гуэля Максимо Диас де Кихано. Архитектор учел вкусы и предпочтения заказчика, в том числе его страсть к музыке - вплоть до того, что окна в главном холле оборудованы музыкальными колокольчиками разных размеров, которые воспроизводили музыкальные ноты при открытии и закрытии окон. Дом был возведен партнером Антонио Гауди Кристобалем Касканте, который исполнил работы в точном соответствии с авторским проектом.



10.
3. Дворец Гуэль (1886-1890)

Первая крупная работа Гауди, выполненная им для его покровителя - Эусеби Гуэля. В 1885 году он заказал молодому архитектору проект расширения семейной резиденции в самом центре Барселоны - на Рамбле. Архитектор организовал пространство дворца вокруг центрального зала, предназначенного для религиозных служб, музыкальных собраний и светских мероприятий. Центральный зал увенчан куполом с множеством отверстий, через которые в помещение попадает естественный свет.



11.
4. Парк Гуэль (1890-1914)

Парк Гуэль, задуманный Эусеби Гуэлем как идеальный зеленый коттеджный поселок, не был закончен: Гауди построил лишь два жилых дома и один из них купил сам в 1906 году. Тем не менее сегодня парк пользуется невероятной популярностью: люди приходят полюбоваться на величественную парадную лестницу парка Гуэль, “сказочные” входные павильоны, бесконечную извилистую скамейку, выложенную в технике тренкадис, и насладиться видами Барселоны - Гауди уделил особое внимание смотровой площадке парка.



12.
Техника тренкадис - мозаика, составленная из частиц мрамора, стекла и битой глазурованной плитки неправильной формы, - в парке Гуэль была отточена Гауди до совершенства. Он украсил ей входные павильоны, извилистые перила парадной лестницы, волнообразную скамью, обрамляющую смотровую площадку, а также интерьер большого гипостильного зала (зала Ста колонн), который должен был стать рынком. Сейчас на территории парка расположен Дом-музей Гауди, где можно посмотреть на образцы его мебели из дома Бальо и дома Мила.



13.



14.
5. Дом Кальвет (1898-1899)

Дом Кальвет - первый проект Гауди в районе Эшампле. Здесь архитектор применяет свой коронный прием - организовывает пространство вокруг двух центральных двориков-патио. Кроме того, Гауди тщательно прорабатывает внутренний фасад вопреки городской традиции делать уличный фасад более помпезным, а внутренний оставлять “домашним”. Фасад дома Кальвет, выходящий на улицу, - это каменная кладка и резные балконы, в целом довольно классическая структура.



15.
Зато внутри Гауди применяет хорошо знакомую нам объемную композицию, играет с линиями и намеренно создает асимметрию. Он также проектирует вестибюль дома, его лестницу, лифт и некоторые элементы интерьера.



16.
6. Дом Бальо (1904-1906)

Заказчик дома Бальо даже не догадывался, что его дом станет шедевром каталонской архитектуры. Промышленник Жузеп Бальо в 1904 году заказал Гауди всего лишь объединение двух квартир главного этажа. В итоге архитектор частично перестроил все этажи, два фасада и кровлю, а также увеличил внутренний световой колодец, за счет которого в здание проникает естественный свет.



17.
Если в доме Кальвет Антонио Гауди еще немного скромничал, то здесь он воплотил все свои творческие фантазии. И главное - не использовал практически ни одной прямой линии в конструкции дома. Уличный и внутренний фасады отделаны “чешуей” дракона, а балкончики представляют собой “кости” жертв этого волшебного чудища - поэтому дом Бальо иногда называют “Домом костей”. Крыша дома - это разноцветный “хребет дракона”. Первые три этажа дома Бальо украшены стройными колоннами из камня горы Монтжуик - Гауди умело применял в своих постройках местные материалы.



18.



19.
7. Дом Мила (1906-1912)

В проекте дома Мила Гауди вновь становится инноватором: он предлагает создание свободной планировки квартир за счет отсутствия несущих и опорных стен - дом держится на железобетонной конструкции с несущими колоннами. Также Гауди, как и в других проектах, перерабатывает три внутренних дворика, объединяя их в одно большое пространство, освещающее и снабжающее свежим воздухом помещения.



20.
Из-за волнистого каменного фасада барселонцы придумали дому кличку - Ла-Педрера, то есть “Каменоломня”. Еще один важный элемент дома Мила - терраса крыши, которая по очертаниям следует за ритмом главного фасада. Кроме того, архитектор объединяет дымоходы, вентиляционные башни и крыши и создает на крыше отдельный мир - искусственный ландшафт с причудливыми скульптурами.



21.



22.
8. Храм Святого Семейства (1894 - настоящее время)
Храм Святого Семейства, или Саграда Фамилия, - одна из величайших построек, создание которой длится уже второе столетие. Антонио Гауди завершил крипту, которую начал его предшественник, архитектор Франсиско дель Вильяр, и в 1892 году начал работу над фасадом Рождества.



23.
Окончательный проект фасада Страстей появился в 1923 году, а его строительство началось уже после смерти архитектора. Работу над храмом продолжил коллега Гауди - Доменек Сугранес. Он достроил три оставшиеся колокольни фасада Рождества. Возведение фасада Страстей началось в 1954 году.



24.
Храм пережил Гражданскую войну и пожар, во время которого в доме-мастерской Гауди сгорели многие макеты и чертежи. Некоторые из них удалось восстановить позднее. На данный момент ведется строительство третьего фасада (фасада Славы), оформление интерьеров храма. Глобальное строительство планируют закончить к 2030 году.



25.
Текст: Софья Карпенко
«AD Magazine», 26 июня 2017

20-й век, жильё и недвижимость, кремли и дворцы, 18-19-ее века, наследие, европа, символы, храмы и монастыри, известные люди, культура, искусство, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, история, запад, биографии и личности, леса и парки, испания

Previous post Next post
Up