Дело «Комиссара»... / Памяти Александра Аскольдова

May 21, 2018 21:54

Ещё известные люди кино и театра

Не стало Александра Аскольдов‍а
Умер автор фильма «Комиссар»

Автор знаменитого советского фильма «Комиссар» Александр Аскольдов умер в Швеции в возрасте 85 лет. ©Ещё ушедшие известные люди



Режиссёр Александр Аскольдов‍ / Фото: Юрий Самолыго
Его картина о гражданской войне была запрещена к показу в 1967 году и вышла на экраны только 21 год спустя, уже во времена перестройки.В Швеции на 86-м году жизни скончался автор знаменитого советского фильма «Комиссар» Александр Аскольдов. Режиссер умер в ночь на 21 мая в больнице в результате болезни. Об этом сообщила агентству РИА «Новости» вдова Аскольдова Светлана.

Александр Яковлевич Аскольдов известен как режиссер запрещенного фильма «Комиссар», который остался единственным в фильмографии автора. Однако судьба картины и ее создателя настолько необычна, что всего одной работы оказалось достаточно, чтобы ее создатель вошел в историю.

Аскольдов родился в Москве в 1932 году, но детство провел в Киеве. Там в 1937 году был арестован его отец Яков Аскольдов - герой гражданской войны и крупный хозяйственник. Вскоре была арестована и мать будущего режиссера. Друзья родителей отправили мальчика в Москву к бабушке.
В 1955 году Аскольдов закончил филологический факультет МГУ и посвятил себя изучению творчества Михаила Булгакова. Вместе с вдовой писателя составил опись его архива и во многом содействовал популяризации Булгакова в стране.

Проделанная тяжелая работа обратила на себя внимание Министерства культуры СССР, и Аскольдов вскоре получил должность помощника министра культуры Екатерины Фурцевой, а затем стал членом редакционно-сценарной коллегии Госкино.

В 1966 году Аскольдов поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а год спустя в качестве дипломной работы снял фильм «Комиссар», в котором снялись уже известные на весь Союз актеры Нонна Мордюкова, Ролан Быков и Василий Шукшин. Лента представляет собой экранизацию рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».
Действие картины происходит во время гражданской войны. Части Красной армии вошли в небольшой украинский городок. Комиссар одного из батальонов Клавдия Вавилова в исполнении Мордюковой сообщает командиру полка, что ждет ребенка. Командир принимает решение оставить женщину в городе, чтобы она смогла родить.



___
Вавилова поселяется в доме жестянщика Магазаника (Ролан Быков), где также живут его супруга и семь детей. Уже после родов командир полка предупреждает, что в город идут «белые» и военная часть будет вынуждена временно отступить. Магазаник с женой, понимая, что за укрывательство противника им грозит гибель, все-таки решают оставить у себя Вавилову.

Фильм больше сосредоточен на личной трагедии человека во время гражданской войны, а не на подвигах Красной армии, что и возмутило начальство Госкино, которое посчитало картину вредной и порочащей идеалы революции.
В результате лента была запрещена к показу, несмотря на то что автор вырезал несколько эпизодов по указанию комиссии. В итоге Аскольдова уволили с киностудии с формулировкой «профессионально непригоден». Позже режиссер был исключен из КПСС.

«Комиссару» во многом не повезло, что год его создания совпал с празднованием 50-летия революции, и многие современники Аскольдова считали, что, выйди фильм годом раньше и позже, реакция киноначальства была бы не такой острой.

Известно также, что великий режиссер Сергей Герасимов, прочитав сценарий ленты, сказал: «Головы вам не сносить, но делать надо». После смерти Герасимова в 1985 году в сейфе его служебного кабинета были найдены только партбилет и коробки с негативами «Комиссара».
В 1975 году Герасимов и актер Ростислав Плятт попытались вывести фильм из опалы, написав обращение в ЦК КПСС, однако их усилия оказались тщетными.



___
Только во время перестройки в 1987 году «Комиссара» впервые показали отечественному зрителю. Годом позже картина снискала международную славу, получив специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.



___
Режиссер одного шедевра
Умер Александр Аскольдов

В Швеции на 86-м году жизни скончался кинорежиссер Александр Аскольдов, автор легендарного фильма «Комиссар». ©
Аскольдов родился в семье героя гражданской войны, позднее крупного хозяйственника, арестованного и погибшего в 1937-м. Мать будущего режиссера тоже была репрессирована.

В 1955-м Аскольдов окончил филфак МГУ, а потом и аспирантуру Литинститута, занимался исследованием творчества Михаила Булгакова, еще не предполагая, насколько откликнется в его собственной судьбе знаменитое «рукописи не горят». Вначале, впрочем, все складывалось благополучно. Аскольдов работал помощником министра культуры Екатерины Фурцевой, был членом сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР, вступил в КПСС.



___
«Комиссар» стал дипломной работой Александра Аскольдова на Высших режиссерских курсах. Фильм был снят в 1967-м (год полувекового юбилея Октябрьской революции) по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».

29 декабря 1967 года состоялось обсуждение фильма на коллегии Госкино; материал картины был положен на полку, а сам Аскольдов уволен со студии с формулировкой «профессионально непригоден».
Позднее он снимал документальное кино о БАМе, работал художественным руководителем киноконцертного зала «Россия», был исключен из партии. Картина «Комиссар», вызвавшая ярость функционеров от культуры, подлежала уничтожению, но режиссер тайно вынес копию из монтажной. Есть версия, согласно которой еще одну копию спас и хранил в сейфе до самой своей смерти Сергей Герасимов.



___
В 1986 году после перестроечного Пятого съезда кинематографистов по инициативе Элема Климова была создана конфликтная комиссия, занявшаяся судьбой запрещенных советской цензурой фильмов. «Комиссар» одним из первых был просмотрен членами комиссии и рекомендован к выпуску на экраны, но партийное руководство и чиновники Госкино по-прежнему упорно сопротивлялись. Во время Московского международного кинофестиваля на встрече в Доме кино Аскольдов рассказал о своем запретном фильме зарубежным гостям, среди которых были Ванесса Редгрейв и Роберт де Ниро, и они горячо его поддержали. На следующий день им показали картину, вскоре она была отобрана на Берлинский фестиваль, завоевала там несколько наград, триумфально прошла по всему миру. Появилась она и на советских экранах, после чего получила высочайшую оценку экспертов и критиков и вошла в арсенал отечественной киноклассики.



___
Это действительно классический фильм - по уровню мастерства дебютанта Аскольдова, оператора Валерия Гинзбурга, композитора Альфреда Шнитке. Поразительный образ «пролетарской мадонны» создала Нонна Мордюкова в роли комиссара Вавиловой, в сознании которой женственность, материнский инстинкт борется с диктатом схоластической идеологии. Одну из лучших ролей сыграл здесь Ролан Быков. Его персонаж Ефим Магазанник - глава еврейского семейства, живущий в постоянном страхе погрома и мечтающий об «интернационале хороших людей». Картину запретили, конечно, и за еврейскую тему, и за неканоническое изображение эпохи, и за то, что революционный романтизм, совсем не чуждый Аскольдову, был противопоставлен им же мудрой, философски осмысленной материи жизни.

После международного успеха «Комиссара» перед Аскольдовым оказались открыты многие двери, но он был навсегда травмирован тяжелой судьбой своей дебютной ленты и жил не столько будущим, сколько прошлым.
Первые годы он часто ездил по фестивалям и ретроспективам полочного кино, представляя «Комиссара». Позднее преподавал в киношколах и университетах Германии, Швеции, Великобритании и Италии, издал несколько книг. Он так больше и не снял фильма, оставшись в истории кино создателем одного-единственного шедевра. Его судьба - печальный отголосок эпохи, которая пробудила революционное искусство, достигшее больших художественных высот, но сама же пожрала своих детей и едва не уничтожила лучшие их творения.

Дмитрий Кузьмин / Андрей Плахов
«Газета.ру» / «Коммерсантъ», 21 мая 2018

режиссёры, перестройка, 80-е, швеция, смерти и жертвы, книги и библиотеки, фильмы, наследие, память, антисемитизм и сионизм, символы, репрессии и цензура, известные люди, искусство, ссср, культура, гражданская война, 30-е, кино и театр, скандинавия, заграница, евреи, литература, чиновники и номенклатура, 60-е, запад, идеология и власть, траур, биографии и личности, красные и белые

Previous post Next post
Up