Кусочек Индии на Кавказе, или Кришнаиты из Курджиново

May 12, 2018 14:27

Ещё традиции Кавказа, в т.ч. религии

Кавказский путь Кришны
Фотопроекты

11 мая в индуистской культуре отмечается древний праздник Апара Экадаши, восхваляющий чистоту, милосердие, аскетизм и правдивость. ©Ещё индуизм и буддизм, в т.ч. Россия



Анжела, исполнительница индийских танцев
ИА REGNUM публикует фотопроект Игоря Кожевникова о кришнаитах села Курджиново и их добродетелях.Преданные. Так они себя называют. Так говорят друг о друге. У большинства из них два имени: светское и духовное. Они не едят мясо и рыбу. Не курят табак. И не пьют. В том числе кофе и чай. А еще они называют себя вайшнавы.

Мы же называем их - кришнаиты...




2. Ананта Виджая
Село Курджиново когда то было известно благодаря достаточно крупному Бескесскому лесокомбинату. От былого остались лишь каменные остовы, административный корпус, в котором разместились курджиновские пожарные, да проходная с остатками дверей. О том, что в этом селе и хуторе Ершов (чуть выше по склону) обитают кришнаиты, я знал еще с советских времен. Кажется, в 1984 году в областной партийной газете «Ленинское знамя» была опубликована статья, как тогда говорили, «по этой проблеме». Дело в следующем: судили недавно приехавших в Курджиново молодых родителей за «издевательства» над собственным ребенком. Ну не может полноценно развиваться гражданин страны Советов без мяса и рыбы. Родителей приговорили к различным срокам заключения, а что с ребенком - не знаю. Потом стало вроде бы проще. Хотя и сейчас понятие «веротерпимость» на практике у многих вызывает неадекватную реакцию.



3. Пуджари Винаи
На въезде в село торговали грибами. У местных это, пожалуй, одна из немногих возможностей заработать каких-нибудь денег. Еще несколько лет назад билет в заезжий цирк «стоил» банку грибов. На свой вопрос, «Где у вас тут кришнаиты?», получил весьма лаконичное: «Да везде». И на самом деле «везде». Потому как новоселы покупают дома там, где их продают.



4. Нитай с мамой танцовщицей Анжелой
Ощущение присутствия кришнаитов появилось у меня еще на въезде в Курджиново. На мосту, на моей полосе дороги лежали коровы. Пришлось вежливо объезжать. Пока они мне позировали, заметил, что вежливы с коровами все проезжающие. Как в Индии.



5. Мост на въезде к Курджиново
На хуторе участливый мужичок показал дорогу в ашрам. На деле ершовский храм оказался мазанкой, которой, по-моему, необходим был ремонт, хотя бы косметический. Во дворике меня встретил брахмачари, храмовый служитель. Узнав о цели приезда, предложил последовать его примеру - разуться и войти. И сразу вспомнилась мечеть под Черкесском. Вернее, не сама мечеть, а обувь у входа…



6. Перед входом в ашрам
Мы познакомились. Пуджари Винаи дас - представился монах. Его мирского, паспортного имени я не спросил. Как-то было не к месту. Уже потом, от «преданных», узнал, что он с Дальнего Востока, был моряком, и что жизнь его складывалась, мягко говоря, по-разному. Обряд нама-карана - наречение духовным именем - кришнаиты считают одним из самых значимых. Имя не только защищает человека от «дурного влияния нечестивого мира», но определяет его судьбу.



7. Брахмачари Пуджари Винаи у одной из стен ашрама



8. Брахмачари Пуджари Винаи
Мне повезло. В Курджиново приехал наставник Ади Пурша дас. Львовянин, с 1999 года проживающий в Индии. Его приезд был встречен членами общины с радостью, хотя, как мне показалось, - с радостью они встречают всякого. Я снимал их беседы. Мне нравились эти лица и глаза.



9. Ади Пурша дас



10. Наставник Ади Пурша дас проводит семинар



11. На семинаре



12. То же



13. Прилежный



14. На семинаре в Курджиново
Ночлег обустроили в Ершове. В домике «преданного», уехавшего на заработки. Вымыли полы, наносили воды, прокосили дорожку к туалету и дали ключ. Аскетичность моего временного жилища украшал непривычный, шедший как бы издалека, запах благовоний. Мой первый (неожиданный для меня) кришнаитский ужин - горстка вареного риса, чечевичный соус и тушеные со специями кабачки. Вкусно.



15. Во время чтения мантры
Кстати, во время приготовления пищи хозяйка никогда не пробует ее. Дело в том, что пища готовится не просто «для себя», а чтобы доставить удовольствие Кришне, который будет пробовать первым. Угощение хозяйка ставит на алтарь. В посуде, предназначенной только для Кришны. Приглашает его звоном колокольчика и мантрой (молитвой). Мантра повторяется несколько минут. Только после этого садятся за стол. Пища, предложенная Кришне, становится совершенно духовной и называется «прасад» (буквально «милость Господа»). Кроме всего остального, каждый должен получить хотя бы чуть-чуть с тарелки Кришны. Эта пища особо почитается и называется «маха-прасад».



16. Алтарь у Калпа Швини



17. Калпа Швини пробует прасад - пищу Кришны



18. В квартире Калпа Швини
Утром я познакомился с Говинда-Лила деви даси. Ниной Александровной из Омска. В Ершове она шесть лет. Сейчас занимается ремонтом - готовит дом к продаже. Решила провести остаток этой жизни в Индии. Возможно, в ее доме будет аюрведический центр («Аюрведа» на санскрите означает «знание жизни»). Надо отметить, что аюрведическое понятие здоровья имеет две составлящих: здоровье ума и здоровье тела. Деятельность тела подчиняется законам природы и находится с ней в полной гармонии.



19. Говинда Лила в окне своего дома



20. Говинда Лила в своём доме
Как знать, быть может, моя новая знакомая Вриндавани деви даси (Таня), провизор из Харькова, будет в этом центре готовить лекарственные препараты из трав. А пока она доит своих коров. У нее их две, да еще теленок. Вот с такого же теленка началась в 1999 году хуторская жизнь Вриндавани и ее мужа Андрея (Хиранйа Махашайа дас). Учились оба в Харькове. Правда, Андрей институт радиоэлектроники не закончил, потому как ушел в ашрам, где постигал духовную практику «сознания Кришны». Теперь, по его словам, живут деревенским укладом. Обустраивая быт, соорудил из того, что «валялось вокруг», некий самодвижущийся агрегат с достаточно габаритным кузовом. На вопрос, - «Что за надобность такая?», объяснил, - «Сено вожу».



21. Вриндавани деви даси со своим телёнком
Таких грихастхи (ведущих семейный образ жизни), как, впрочем, и остального хуторского люда в Ершове немного. Но сам хутор не пустеет во многом благодаря приезжающим сюда «преданным». Причины переезда у всех, конечно, разные. Но от многих вайшнавов я слышал о непроходящем ощущении дискомфорта там, откуда они приехали. И не всегда явном, но неприятии их духовного выбора асурами (материалистами) и верующими других конфессий. Приезжающие вайшнавы верят, что здесь для них начало нового мира.



22. Пуджари Винаи собирает лепестки роз



23. Пуджари Винаи собирает цветы для украшения ашрама



24. Пуджари Винаи, вечерний сбор цветов



25. Пуджари Винаи, вечерний сбор цветов
С одним из таких маленьких «начал» я познакомился у калитки. К сожалению, не спросил у Нитая про количество прожитых им лет. Но думаю, что он - царь. Не по детски сдержан и рассудительно немногословен. Но дело даже не в этом. Вайшнавы в воспитании детей придерживаются следующих правил: от рождения до пяти - ребенок царь, от пяти до шестнадцати - раб (слуга), старше шестнадцати - друг.



26. Маленький Нитай



27. Анжела танцует для своего сына
Сита деви даси (Маша) - старше Нитая. Ей тринадцать. Такая яркая и озорная, но почтительна и как бы неприметна в храме. Более шести лет назад из Индии, как из далекой сказки, Сита привезла ощущение праздника. А ее мама, Калпа-Швини деви даси (Ольга Львовна), еще и воспоминание о близости смерти.



28. Сита на семинаре



29. Сита деви даси с подарком
«…Отравление у Маши было крайне тяжелым. Я всё время держала ее на руках. И было чувство, что Ситы становится все меньше и меньше. Я педиатр и знала, что делать. Но где… Рикши, улицы, больницы, лица. И в каждой больнице - «нет», «нет», «нет». Мне самой уже стало казаться, что ее не спасти… Очередной госпиталь, очередной дежурный врач. Боже. Он понимает русский… Он учился у нас… Уже потом, когда всё самое страшное было позади, мы с доктором удивлялись поразительному совпадению времени и места. В этом госпитале он дежурит только один раз в месяц».



30. Подарок Розы, художника-любителя и друга «преданных»
Рисунок на лице Ситы (наверное, жалко потом смывать) - сегодняшний подарок Розы, художника-любителя и друга «преданных». Сюда, «где тепло, где яблоки», профессиональный токарь приехала из Якутии. Теперь ее любительство помогает жить. Случаются заказы. А летом свой семейный бюджет Роза пополняет на черноморском побережье.



31. На подоконнике в домике «преданного»
Барнаульский режиссер Ольга Пинаева (Оджасви Гопи деви даси), так вышло, открыла свое дело. Агентство недвижимости. Еще до приезда в Курджиново она прошла стажировку и приобрела вторую профессию. Муж Володя (Ваданья Нимай дас) и часовщик, и автомеханик, и звукорежиссер. Стабильный заработок это не приносит, но семье помощь. Курджиновский музыкальный ансамбль - результат их инициативы.



32. Часовщик Ваданья Нимай дас
Дважды заходил к Полюховичу Игорю Григорьевичу (Гонатх дас), практикующему частному стоматологу, да так и не удалось поговорить. Пациенты…



33. Гонатх в своём стоматологическом кабинете
Был в аптеке и в небольшом хозяйственном магазине детского хирурга, кандидата медицинских наук. В Курджиново его тогда не было, но познакомился с родителями - замечательными, житейски мудрыми, людьми. Еще один хороший день.



34. В сельском магазине вайшнава



35. Строймаркет
Уезжаю. Опять мост, коровы, дорога. В уютной трубке хороший табак. Блокпост. И надо остановиться, - опять документы, досмотр, регистрация. Странно, но нет во мне привычного внутреннего раздражения. Улыбаюсь. И мне улыбаются: - «Ладно, проезжай».

Проехали…



36. Хутор Ершов
Каждый человек, согласно Ведам, в течение жизни должен совершить не менее десяти обрядов (всего их сорок восемь). Мне бы совершить хотя бы один, мой собственный - вернуться.

Текст и фото: Игорь Кожевников
ИА «REGNUM», 11 мая 2018

кавказ, провинция, регионы, еда, религии, нравы и мораль, индия, города и сёла, современность, буддизм и индуизм, даты и праздники, традиции, жизнь и люди, фото и картинки, биографии и личности, карачаево-черкесия, интервью и репортаж, россия

Previous post Next post
Up