Ещё биографии авиации
здесь,
здесь и
здесь и ещё полярная авиация
здесь,
здесь и
здесь «Перед нами - Луна»
Цикл «Жизнь замечательных людей» / Статья 2013 года
Эти слова Королёва всегда были ориентиром для знаменитого спасателя челюскинцев - Николая Каманина.
©Ещё в
«ЖЗЛ» и по теме:
Звезда Героя №2 |
Аркадий Каманин Военлет Николай Каманин
Сам Каманин писал так: «…мне хочется быть активным организатором полетов людей на Луну. Вероятно, облет Луны состоится в 1967 году, а еще года через два-три земляне смогут и побывать на своем вечном спутнике»...Родился будущий летчик 18 октября 1908 года в городе Меленки современной Владимирской области. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929-м - Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Сначала служил в строевых частях ВВС.
В феврале 1934 года Николая назначают командиром смешанного отряда самолетов. Именно этот отряд был создан для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Каманин в сложных метеоусловиях на самолете Р-5 совершил групповой перелет Олюторка - Ванкарем протяженностью около 2500 км.
В общей сложности он девять раз перелетел на льдину и обратно. В ходе спасательной операции из ледового заточения были вызволены 34 человека.
За этот подвиг 20 апреля 1934 года Николай Каманин с формулировкой «за мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев» был удостоен золотой звезды Героя Советского Союза. За спасением челюскинцев тогда следила вся страна. Летчику Каманину, одному из семерки спасателей, было 25 лет.
В 1938 году он окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. В 1938-1940 годах командовал авиабригадой в Харьковском военном округе.
Каманин воевал в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов. В 1940-1942 годах был заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Николаю Каманину было поручено формировать и готовить авиационные соединения для их отправки на фронт. С июля 1942 года он был назначен командиром 292-й штурмовой авиационной дивизии (Калининский фронт), с февраля 1943-го - командиром 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты).
Части, которыми командовал летчик, участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсуньско-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях, освобождали Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.
На всем долгом военном пути 76 особо отличившихся летчиков, асов штурмовых ударов, были удостоены, как и их командир, звания Героя Советского Союза.
Каманин лично совершенствовал тактику боевых действий самолетов Ил-2. Фашисты называли эти самолеты «черной смертью».
После войны Каманин продолжал командовать корпусом. С 1960 до 1971 года, до самой отставки, он - помощник Главнокомандующего ВВС по космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1971 году генерал-полковник авиации Николай Петрович Каманин отправился на заслуженный отдых.
11 марта 1982 года сердце отважного генерал-полковника остановилось.
Награды: Золотая звезда Героя Советского Союза; 3 ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова 2-й степени, ордена Кутузова 2-й степени, Красной Звезды; медали, иностранные награды.
Именем Каманина названа улица в Москве, на здании школы в Меленках установлена мемориальная доска.
Мария Кустинская
«Русская планета», 12 марта 2013