Россия и стала таким союзником, или Порт-Артур и Дальний - наши! / К 120-летию

Mar 28, 2018 15:31

Ещё РИ и Даль.Восток здесь, здесь и здесь

Россия в Китае: «То, что могут делать европейцы, мы делать не должны»
27 марта 1898 года в Пекине была подписана русско-китайская конвенция о предоставлении России на 25 лет в аренду портов Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний)

Россия получила Порт-Артур и Дальний от китайского правительства, что называется, в пику немцам и англичанам. Для династии Цин ситуация в этом дальневосточном регионе складывалась не лучшим образом. ©Ещё РИ и Япония здесь, здесь и здесь



Порт-Артур, русские 150-мм пушки на горе Высокая
В ноябре 1897 года Германия захватила территорию Цзяочжоу. Свою сферу влияния в районе Янцзы установила Британия, заключив, кроме того, соглашение о займе.В этой ситуации Китай был вынужден искать союзника, чтобы как-то противостоять мировым агрессорам. Россия и стала таким союзником, обещая оказать военную помощь, но не забыв о своих интересах. Условием конвенции, подписанной 27 марта 1898 года в Пекине между Россией и Китаем, была аренда двух портов: Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний).




2. Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. 1904 года
Это был обоюдовыгодный союз, позволяющий Китаю и России решить свои проблемы. России требовалось соединить железнодорожную магистраль - КВЖД - с незамерзающей гаванью на Дальнем Востоке. Первоначально хотели арендовать Цзяочжоу, но его захватили немцы. А поскольку появились слухи о намерении англичан захватить порты Ляодунского полуострова, в том числе и Порт-Артур, то это была единственная возможность решить насущную для страны задачу - иметь незамерзающий порт на Тихом океане.



3. Порт Артур. Общий вид. 1904
Тем не менее в правительстве Российской империи были споры между сторонниками и противниками занятия Порт-Артура и Дальнего. В частности, тогдашний министр финансов Сергей Витте категорически возражал против силового захвата Ляодунского полуострова, предложенного министром иностранных дел Михаилом Муравьевым. Витте настаивал на «экономическом проникновении в Китай», полагая, что реализация сценария Муравьева нанесет непоправимый удар отношениям с Пекином.



4. Порт-Артур. Сухой док и доковая мастерская. 1904
А что Муравьев? «Мы пришли помочь Китаю избавиться от немцев, - сообщил он Пекину после захода российских судов в бухты Ляодунского полуострова 4 декабря 1897 года, - мы пришли защищать Китай от немцев, и как только немцы уйдут - и мы уйдём!». Так или иначе, но аренда на 25 лет не предполагала, безусловно, захвата территорий.



5. Порт Артур. Железная дорога и вокзал
Вся эта история началась с захода немецких судов в Цзяочжоу 2 ноября 1897 года. В Пекине вспыхнула паника. Узнав о действиях Германии, один из самых влиятельных сановников Цинской империи член императорского секретариата и коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжан уже на следующий день обратился к России с просьбой ввести свои суда в этот китайский порт. Для России это было чревато прямым конфликтом с Германией. О чем и заявил Николаю II морской министр, так как немецкие суда уже находились в Цзяочжоу. Царь согласился. Однако Китай получил ответ, что Россия не отказывает в поддержке в случае большого столкновения с Германией, но при условии, что «русским судам будет открыто дружеское гостеприимство даже в тех портах, которые недоступны для иностранцев» - возможно, это и есть намек на Порт-Артур - «а также улаживании всех нерешённых вопросов вокруг КВЖД». Ли Хунчжан ничего не ответил Петербургу, опасаясь, что Россия не исполнит своих обещаний.



6. Порт Артур. Туземный город - китайский. 1904
В этот момент Муравьев и предложил занять Порт-Артур. Мнение историков: министр иностранных дел считал этот порт не целью, а средством давления на Пекин. Витте категорически возражал: «то, что могут делать европейцы, мы делать не должны». Его план состоял в том, чтобы подойти к Цзяочжоу и стоять там, пока Германия не покинет этого порта. Такой маневр был чреват конфликтом с Берлином.



7. «Осада Порт-Артура. Русская батарея». - илл. из французского журнала, 1904
На фоне дебатов двух министров из Поднебесной стали поступать тревожные сигналы. Телеграммой 25 ноября сообщалось, что в Чифу (ныне Яньтай) ждут английскую эскадру, по слухам идущую в Порт-Артур. Еще одно сообщение гласило, что 2 декабря англичане заняли бухту Далянь. Оно позже не подтвердилось. Тем не менее в столь тревожной обстановке Россия, промедлив, могла потерять возможный пункт для стоянки флота.



8. «Паллада» и «Победа». 1905
Вскоре российские корабли встали на рейд в Порт-Артуре и Даляне (Дальнем). Витте пришлось поддержать заявление Муравьева, что Россия заняла Порт-Артур исключительно по просьбе Китая и не намерена оставаться там долго, так как у неё есть своя гавань - Владивосток. Впрочем, все знали, что этот дальневосточный порт нельзя использовать круглогодично: на несколько месяцев зимой Владивосток замерзал.



9. «Пирамида из людей. 10 октября 1904 года». - илл. из французского журнала, 1904
Страхи Витте были напрасными: Китай спокойно воспринял появление русских кораблей в Порт-Артуре, он больше опасался англичан. В такой обстановке и была подписана 27 марта 1898 года русско-китайская конвенция. Со стороны России - поверенным в делах Александром Павловым, с китайской стороны - членом императорского секретариата и коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжаном.



10. «После третьей атаки». - илл. из французского журнала, 1904
Конвенция предусматривала использование двух китайских портов на основе 25-летней аренды, а также разрешала прокладку к ним железной дороги от одного из пунктов КВЖД. Свое действие конвенция прекратила досрочно: согласно Портсмутскому миру после Русско-Японской войны в 1905 году права аренды Ляодунского полуострова и южная линия КВЖД отошли к Японии.



11. «Щедрость русских. Русский солдат передает японцам раненого офицера». - илл. из французского журнала, 1904



12. 6-дюймовая мортира, использовавшаяся при осаде крепости. 2 января 1905 года. Фото - Эрнесто Бурзагли



13. Броненосец «Пересвет», затопленный в Порт-Артуре. 1905



14. Броненосец «Пересвет», затопленный в Порт-Артуре. 1905



15. Броненосец «Ретвизан», затопленный в Порт-Артуре. 1905



16. Бухта Порт-Артура 4 января 1905 года . Фото - Эрнесто Бурзагли



17. Госпитальный корабль «Москва». 4 января 1905 года. Фото - Эрнесто Бурзагли



18. Затонувший корабль «Победа». 4 января 1905 года. Фото - Эрнесто Бурзагли



19. Канонерская лодка «Гиляк», затопленная в Порт-Атуре. 1905



20. Карта продвижения японской 3-й армии



21. Обстрел русских военных кораблей в гавани Порт-Артура японской артиллерией



22. Продвижение линии осады Порт-Артура. Голубая линия - 30 июля, красная - 15 августа, жёлтая - 20 августа, зелёная - 2 января



23. Русский плакат начала русско-японской войны «Посидим у моря, подождем погоды» Дозволено цензурою. Москва, 28 февраля 1904



24. Японские офицеры обедают в дер. Лучупо под Порт-Артуром. 18 декабря 1904



25. Японцы в Порт-Артуре. На переднем плане - затонувший броненосец «Полтава»



26. Люйшунь и гавань. 2009



27. Железнодорожный вокзал

Елена Ковачич
«ИА REGNUM», 27 марта 2018

оккупация и интервенция, 18-19-ее века, факты и свидетели, внешняя политика и мид, войны и конфликты, символы, флот, романовы, героизм и подвиги, границы, азия, история, германия, армия, запад, российская империя, родина и патриотизм, китай, правители, память, европа, великобритания, япония, военные, союзники, геополитика и территории, чиновники и номенклатура, города и сёла, эпохи, дальний восток, даты и праздники, фото и картинки, идеология и власть, ж/д, восток

Previous post Next post
Up