Женщины, идите работать в кино! / Эмансипация в России 100 лет назад

Mar 23, 2018 18:23

Еще кино и театр и женщины в РИ

Женщина в кинематографии / Синема, синема! / Все люди - сестры
Имперская пресса. «Журнал для женщин», 1 февраля 1917 / Революция. Онлайн / «1917. Свободная история» - это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы

Борьба за права и интересы женщин в 1917 году. С первого кинопоказа братьев Люмьер прошло всего 22 года. Высокое искусство еще не считает кинематограф своим, но популярности кино это никак не мешает. Фильмы смотрят и любят все, даже императоры. В 1917 зрителей радуют комедии Чарли Чаплина, детективные сериалы, блистает американская актриса русского происхождения Алла Назимова и первая отечественная суперзвезда - Вера Холодная. ©Еще СМИ РИ



Киносъемка в павильоне фирмы «Пате» в Москве, 1910-е
Как работать в кино: пособие для женщин

Каждый день жизнь открывает перед женщиной все новые и новые пути к ее самостоятельности. Еще один вид труда открывается перед ней - это кинематография.

С каждым днем у нас развивается в России кинематографическое дело. Создаются новые фабрики, открываются киноателье, и этим самым дают возможность женщине применить свои способности в еще совсем новом и интересном для нее деле. В настоящее время в кинофабриках работают почти одни женщины.

Первая ступень женской работы - это склейщицы. Работа эта не требует особого труда и никакой подготовки. Нужна лишь внимательность. Получают склейщицы 60-70 рублей. Более ответственная работа лежит на монтировщицах. Они по сделанной режиссером выписке должны привести в порядок кусочки фильма (картины) в одно целое. Получают они от 100-125 рублей в месяц. И уже совершенно ответственная работа у лаборантов. Но несмотря на хорошо оплачиваемый труд (150-250 руб.), желающих работать в лаборатории слишком мало, так как работа их протекает в течение целого дня в темной душной комнате, что очень вредно отражается на здоровье и глазах. Но это всего лишь чисто фабричная работа. Более же интересной является работа на сцене. Сейчас, когда ощущается такой недостаток в мужчинах, у нас помощниками режиссера являются по большей части женщины. И справляются они не хуже мужчин. И от этого дело лишь только выигрывает. Работа помощника именно требует большой внимательности. То, что забудется, ускользнет от режиссера, должен все помнить его помощник.



Три женщины в бутафорской лодке. Одесса, 1908 год
Один недостаток в работе помощника - это то, что он никогда не имеет определенных часов работы. Съемка картины происходит иногда по утрам, иногда вечером. Но в большинстве случаев - с утра до ночи. Получают помощницы режиссера от 150 до 200 рублей. Но в то же время, помощнице, если она энергична и обладает художественным вкусом, богатой фантазией, открыта дорога сделаться режиссером. Пока у нас в России только два режиссера-женщины. Это актриса Преображенская (игравшая Маню в «Ключах счастья») и А. А. Ханженкова (поставившая с участием Полевицкой картину «Ошибка сердца»). Зарабатывает режиссер от 400 до 1000 рублей в месяц. Не менее интересна и самостоятельна работа у операторши (фотографа, производящего съемку картины). Их уже у нас в России довольно много. Обычно они работают сначала в лаборатории, а потом, подучившись, делаются операторшами. Хорошая операторша зарабатывает до 300 рублей в месяц. Кроме того, они получают еще иногда с каждого снятого ими метра.

Пишут женщины и сценарии (пьесы для кинематографа). Пишут сценарии следующим образом: прежде всего, пишется либретто для всей задуманной автором пьесы. Когда либретто готово, нужно разбить его на отдельные сцены, стараясь по возможности как можно более разнообразить место действия съемки. Стоит избегать сильного нагромождения ненужных в пьесе действующих лиц. Сюжетом пьесы лучше всего всегда взять истинное происшествие из жизни. Публика не любит ничего неестественного, фантастического, вообще всего того, что не близко соприкасается с жизнью. Когда сценарий написан, его нужно отослать режиссеру какого-либо киноателье. Оплачивают они разно: от 100 и иногда даже 500 рублей (смотря по оригинальности сюжета).

Теперь еще остаются артистки. Но это уже совсем не ново в области женского труда и искусства.

Крупный заработок кинематографической артистки, даже средний, - побудитель артистов драмы и балета переходить в кинематограф. Но опыт показал, что артистки-профессионалки в большинстве случаев мало пригодны для игры в кинематографе. И кинематографические режиссеры в последнее время стали прибегать к услугам любительниц, отыскивая среди них самородков и создавая из них кинематографических артисток.



Вера Холодная и Витольд Полонский в фильме "Жизнь за жизнь", 1917
В Москве уже открылись две студии специально для игры в кинематографе. Так что теперь нередким будет тот факт, что вчерашняя машинистка или продавщица стала кинематографической артисткой. Помимо студии желающим испробовать свои способности можно рекомендовать другой способ - предложить свои услуги в качестве статистки. Сделаться статисткой совсем не трудно. Нужно лишь обратиться к режиссеру какого-либо ателье.

Зарабатывает статистка немного, рублей 60 в месяц. Но зато, если она обладает способностями, режиссер всегда ее выделит, дав играть небольшую роль в какой-либо пьесе. А став артисткой и выступая хотя бы даже на маленьких ролях, уже легко потом пробить себе дорогу.

Кинематография тем и хороша, что мало-мальски способную сейчас же выделяют, выдвигают, и она не затеривается где-либо в глуши на провинциальной сцене, как это зачастую бывает среди артисток сцены, даже и талантливых.

Вс. Чайковский, «Журнал для женщин», 1 февраля 1917
© «Проект 1917», 1 февраля 2017

20-й век, толерантность, революции и перевороты, реформы и модернизация, демократия, архивы_источники_документы, факты и свидетели, потребление, женщины, культура, кино и театр, первая мировая, общество и население, тыл, нравы и мораль, история, эпохи, агитпроп и пиар, уровень жизни, российская империя, сми

Previous post Next post
Up