Ещё источниковедение Руси
здесь,
здесь и
здесь Как прораб летописи издавал
Вкалывая на стройке, Александр Цепков издал десятки летописных книг / Русский проект / март, 2008
Александр Иванович Цепков родился в маленькой деревушке, которой уже нет, и которая называлась Старобораково. За начальным образованием ходил за 2 километра, за неполным средним - уже за 4, а за средним - за все 8. Очень хотел стать археологом, но, поняв, что с теми знаниями, которые дала ему деревенская школа, он экзамены в Москве не сдаст, поступил в Рязанский инженерно-строительный институт. Работал плотником, мастером, прорабом. Казалось, мечта навсегда умерла.
©Ещё
Рязань ___
Но нет. Заочно заканчивает исторический факультет Рязанского университета. И вскоре издает книгу, потрясшую профессионалов - «И были полки Ольговы...», которая вышла к 900-летию Рязани.- Если бы он издал только одну эту книжечку, рязанцы были бы ему признательны на всю жизнь, - говорит заведующая краеведческим отделом областной библиотеки Валентина Безуглова. - Он собрал в ней упоминания о Рязани из множества письменных источников. Когда книга вышла, краеведы хватались за головы. Один говорит: я 10 лет просидел в библиотеке и выписал лишь часть упоминаний. Другой: у меня многие данные есть, но собрать все воедино и издать я не смог бы...
Следом был издан свод летописных известий о Рязанском крае и сопредельных землях до 50-х годов ХVI века. Потом - 10 томов русских летописей. Когда мы познакомились с ним, на очереди у Цепкова было еще 10 летописных томов. А в проекте предполагалось издание 10-12 томов трудов византийских историков.
Чем ближе я знакомился с этим удивительно жизнелюбивым человеком, тем отчетливее понимал: вся его жизнь состоит из парадоксов.
Парадокс первый: издательство летописной литературы затеял и почти осуществил не столичный мэтр, а никому не известный строитель из провинции. А он смеется и цитирует слова неизвестного автора: «Если ты считаешь себя разбитым, ты действительно разбит; если ты думаешь, что не посмеешь, значит, не решишься; если тебе захочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь, то почти наверняка проиграешь. В битвах жизни не всегда побеждает самый сильный или самый быстрый, но рано или поздно тот, кто побеждает, оказывается тем, кто считал себя на это способным».
Александр Иванович Цепков, впереди, - крупнейший рязанский историк и издатель современной России
- Если серьезно, то 10 летописей, которые мы издали с 1997 года по 2001 год - безо всяких грантов, безо всякой поддержки, в провинции - это, я хочу вам сказать, очень тяжело. Не будь первой профессии, не будь финансовой поддержки друзей, знакомых, я вообще бы ни одну книгу не издал. Ведь в провинции много талантливых людей, но они не могут реализоваться, потому что нет на это средств. Моя же судьба распорядилась так, что первое образование помогло воплотиться второму.
И опять продолжает сыпать цитатами. Наполеон сказал: «Я преуспел во всем, за что брался, потому что я этого хотел. Я никогда не колебался, это дало мне преимущество над остальным человечеством».
- Издательский проект «Русские летописи» в провинции для многих, скажем без лишней скромности, казался фантастическим, этого не смогли сделать ни Москва, ни Питер. А мы осуществили. Потому что не боялись, не оглядывались на авторитеты, взялись и сделали.
- Но почему вы взялись не за раскопки, о которых мечтали с детства, а за издательскую работу?
Цепков показывает письмо, присланное ему покойным ныне Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. «На всем протяжении своей многовековой истории русское летописание было огромной движущей силой, формировавшей сознание русского народа. По обилию, полноте и разнообразию материала, по той систематичности, по которой велись летописные записи по городам и монастырям, - русская летопись не знает себе равных в Европе. Летопись была своеобразной энциклопедией средневековых исторических знаний. Размах русского летописания грандиозен. Почти каждая область вела свою летопись. Сотни списков этих летописей дошли до нас в различной сохранности и различных редакциях».
- Летописи служили и служат политическим инструментом при разного рода конфликтах, - говорит Цепков. - Иван Грозный до начала Ливонской войны на основании летописи доказывал, что Дерпт - русский город Юрьев.
Иван Ш, его дед, опирался на летописи, наступая на Великий Новгород в 1471 году. Юрий Дмитриевич в споре с племянником Василием Темным обосновывал свои права на московское княжество «летописцами и старыми списками и духовною отца своего великого князя Дмитрия». Русское правительство с помощью летописей заявляло свои права на отчины Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск...
Парадокс другой: не связи помогали Цепкову издавать книги, а книги помогли обзавестись определенными связями, и теперь уже легче было добывать необходимый исторический материал. Поначалу же приходилось перелопачивать огромное количество литературы.
- Я 30 лет работаю в библиотеке, - вспоминает Безуглова. - Столько лет, наверное, его и знаю. Приходил в библиотеку с детьми, чаще с сыном, садился и весь день работал. А дети что-то рисовали... Это не просто проект, как принято сейчас называть, а настоящая подвижническая, просветительская деятельность, великий, большой труд. Помимо летописей он в виде приложений дает еще материалы, которые сам нашел, чтобы они стали доступны для других. В них есть именные и географические указатели. Любой человек может не только найти свою малую родину, возможно, ныне и не существующую, но и узнать ее историю, все о своих предках, живших в далекие века.
Книги свои Цепков продает по типографской цене.
- А что делать, - объясняет он, - по рыночной цене учитель, краевед эту книгу не купит, поэтому максимально снижаем цену. Убытки покрываем из собственного кармана.
- Он в любое дело вкладывает душу, - говорят о нем знакомые. - Щедро делится материалами, даже теми, которые еще не изданы и которые авторы обычно охраняют от чужих глаз. Дарит книги, ксерокопии. Но сколько его обманывали - уму не постижимо! Книги издавать берутся и тянут, а цены растут, но он никогда не жалуется. Скажет только: «Ну что ж поделать...».
В предисловии к одному из летописных томов Александр Иванович писал:
«Подталкивая читателя к пробуждению интереса к его корням, я верю, что поступаю правильно. И последнее. Это издание готовил крошечный коллектив, поэтому закончу словами монаха Лаврентия, автора одной из рукописных летописей: «И ныне, господа отцы и братья, оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, ...не клените, занеже книги ветшаны, а ум молод не дошел...».
Крошечный коллектив - это сам Александр Иванович, его жена, дочь и сын.
Рязанская область
Александр Калинин
специально для «Столетия», 31 марта 2008