Еще правители РИ
здесь,
здесь и
здесь Занимательное самодержавие. Екатерина I (1684-1727)
Исторические анекдоты о российских императорах
Великий, грозный, кровавый и даже окаянный - как только ни называли человека, который единолично управлял Россией. Предлагаем отбросить стереотипы и по-новому взглянуть на правителей империи: исторические анекдоты и курьезные ситуации каждые выходные в эфире «Коммерсантъ FM» и на сайте «Ъ».
©Ещё в
«Занимательном самодержавии» Портрет Екатерины I. Ж.-М. Натье, 1717
Взойдя в 1725 году на престол, вдова Петра Великого - Екатерина I старательно играла роль правящей императрицы, но так и не смогла стать ею на деле. Простолюдины не понимали, как, зачем и почему на троне оказалась баба. Старая знать презирала воцарившуюся бывшую служанку. А правили страной ее многочисленные фавориты.
1. О грибах
Аудиоверсия
Супруга Петра Великого Екатерина Алексеевна обожала грибы. Однако, поев грибных блюд, она нередко заболевала и очень страдала. А выздоровев, обещала императору, что впредь не станет их есть. Но вскоре вновь требовала доставить и приготовить ей грибы. Помочь беде взялся придворный шут Иван Балакирев. Вскоре он показал государыне блюдо с отборными грибами и получил приказ отправить их поварам и позволение присоединиться к государыне за грибной трапезой. Когда блюдо было готово, шут именем государя приказал поварам удалиться и начинил грибы живыми тараканами. И за столом, едва Екатерина Алексеевна надкусила один гриб, начал кривляться и кричать: «Воды, воды!» Потом схватил тарелку государыни, разбил ее и бросился из комнаты, крича во всю глотку: «Обманули меня, бедного! Тараканы, тараканы!» Императрица, страшно боявшаяся тараканов, осмотрела грибы, увидела в них ненавистных насекомых и упала в обморок. Грибов она больше никогда не требовала, а ловкий шут был щедро награжден царем.
2. О гневе Петра Великого
Аудиоверсия
Никто лучше супруги не мог смягчить гнев Петра Великого. А потому провинившиеся царедворцы частенько молили ее о помощи и защите. Некоторые из них прилагали к своим просьбам богатые дары. Так, проворовавшийся сибирский губернатор князь Гагарин передал Екатерине Алексеевне через князя Меншикова невиданных размеров рубин. А в 1724 году императору доложили, что его жена просит за тех, с кого берет подношения ее камергер и любовник Виллим Монс. Суд по велению царя приговорил Монса к смерти, а его участвовавшую в мздоимстве сестру Матрену Балк к наказанию кнутом и ссылке в Сибирь.
Императрица просила о помиловании виновных. Но раздраженный Петр в ответ ударил кулаком по дорогому венецианскому зеркалу и разбил его вдребезги.
- Ты видишь,- сказал он, намекая на низкое происхождение жены,- что нужен только один удар моей руки, чтобы это стекло обратить в тот прах, из которого оно извлечено.
Казнь состоялась. А сосуд с заспиртованной головой Монса император повелел поставить в спальне супруги.
3. О престолонаследии
Аудиоверсия
Когда положение заболевшего императора Петра Великого сочли безнадежным, его супруга часто уходила от постели умирающего. Запершись в своих покоях, она вела беседы с гвардейскими капитанами и майорами, обещая уплату жалованья, которое не давали уже полтора года, и давая задаток - по 30 рублей на подчиненного им гвардейца.
28 января 1725 года Петр умер, и три часа спустя во дворце собрались высшие сановники империи, начавшие спор о том, кто должен взойти на престол - вдова императора или его внук. Но прения прервали возгласы гвардейских офицеров, которых на это совещание никто не звал. Фельдмаршал князь Аникита Репнин приказал им удалиться. Но предводитель гвардейцев Александр Бутурлин подошел к окну и сделал знак рукой. Послышался барабанный бой. Дворец был окружен двумя гвардейскими полками. «Кто осмелился без моего приказа?..» - начал было Репнин. «У меня приказ правящей императрицы»,- невозмутимо ответил Бутурлин. После этого дебаты продолжались только для формы.
4. О толченых бриллиантах
Аудиоверсия
Взойдя на престол, Екатерина I скоро утратила интерес к государственным делам. Проснувшись, она принимала своего давнего друга князя Меншикова, и, выпив с ним водки или вина, подписывала принесенные им бумаги. Но главным местом принятия государственных решений были вечеринки императрицы, продолжавшиеся обыкновенно до девяти утра и напоминавшие оргии. На них присутствовали, высказывали свои просьбы и получали на них согласие многочисленные любовники царицы, которых придворные по степени влияния делили на фаворитов первого и второго класса. За два года правления Екатерины I на данцигскую водку и венгерское вино для нее потратили миллион рублей при том, что годовой доход казны не превышал десяти миллионов.
Излишества пагубно отражались на здоровье императрицы. В 1727 году, почувствовав себя совсем плохо, она, говорят, потребовала самого дорогого лекарства в мире - толченых бриллиантов. Выпив снадобье с любимым вином, царица очень сильно приблизила окончание своей жизни.
Текст: Александра Жирнова («Коммерсантъ-История»), выпускающий редактор: Денис Левинский, макет и верстка: Корней Кронгауз, Дмитрий Белоновский
«Коммерсантъ История», с июля 2016