Ещё
известные люди кино и театра, в т.ч. ещё
кино и театр РИ-СССР «Ни одно искусство не сравнится с кино»
125 лет со дня рождения режиссера Всеволода Пудовкина / Народные артисты СССР
125 лет назад - 28 февраля 1893 года - родился классик советского кинематографа Всеволод Пудовкин.
©Ещё режиссёры
здесь,
здесь и
здесь Всеволод Пудовкин за кинокамерой во время съемок
Шагнув из немого кино в «звук», сын крестьянина, ветеран мировой войны и экспериментатор оказал огромное влияние на режиссуру в СССР.125 лет назад - 28 февраля 1893 года - родился режиссер, актер, сценарист Всеволод Пудовкин. Его называют одним из основоположников советского кинематографа.
2. Кадр из документального фильма о Всеволоде Пудовкине. Репродукция с кинопленки 1952 года
Успешный советский режиссер, теоретик кино, автор книг, профессор ВГИК и обладатель многочисленных наград - Всеволод Пудовкин родился в Пензе в семье крестьянина, а через четыре года переехал в Москву, где окончил гимназию и прожил непростую, но яркую жизнь.
3. Всеволод Илларионович Пудовкин, 1953 год / Фото: Ольга Игнатович
«В ранней юности я отличался тем, что принято называть «разбросанностью». Страстные, но беспорядочные увлечения живописью, игрой на скрипке, астрономией и сочинением очень странных, похожих на философские диалоги пьес комбинировались с довольно прочным… влечением к физико-математическим наукам и с крайним отвращением к медицине, которая, по решению родителей, должна была стать основой моей будущей работы. Я настоял на своем и поступил в университет не на медицинский, а на физико-математический факультет», - писал Пудовкин в своей книге «Как я стал режиссером».
4. Кинорежиссер Всеволод Пудовкин во время съемки фильма «Минин и Пожарский»
Во время Первой мировой войны Пудовкин ушел добровольцем на фронт, где был ранен и взят в плен - только через три года будущий режиссер совершил побег и оказался на родине. Вернувшись в Москву, Пудовкин вступил в партию и устроился химиком на завод «Фосген-1». Но уже через два года уволился и начал учиться в Первой госшколе кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса - его преподавателями стали легендарные режиссеры Владимир Гардин и Лев Кулешов. В это же время Пудовкин дебютировал в кино, сыграв роль красного командира в небольшом агитфильме «В дни борьбы».
«Когда я впервые столкнулся с кинематографом, он поразил меня своеобразием своих задач.
Ни одно искусство не могло с ним сравниться. Я чувствовал это, вероятно, интуитивно, ибо новое мое увлечение было внезапным и очень сильным» (из книги Пудовкина «Как я стал режиссером»).
Отрывок из фильма "Механика головного мозга" (1926)
Click to view
___"Целью картины является популяризация учения академика И.П. Павлова об условном рефлексе как основе так называемой «психической» деятельности человека. Не приходится говорить о колоссальной общественно-воспитательной ценности предпринимаемой работы. Каждому ясно значение пропаганды идей, подводящих материалистическую базу под область, до сих пор неизбежно связанную с понятием «духа»". - Из беседы с режиссером Пудовкиным. «Киногазета» 28 июля 1925 г. / Фильм полностью -
здесь / Музыка World of Warcraft - Stratholme Past Alley Intro
В 1925-м Пудовкин снял комедийную короткометражку «Шахматная горячка» и документальный научно-популярный фильм «Механика головного мозга», в котором рассказал об опытах Павлова. «Киноаппарат со своим всюду проникающим глазом, возможности монтажа, позволяющие склейкой кусков вскрывать связь между отдельными явлениями действительности, казались мне не только средством для описания уже проделанных экспериментов, но сами подсказывали возможности для новых, самостоятельных опытов» (из книги Пудовкина «Как я стал режиссером»).
В следующие три года Пудовин вместе со сценаристом Натаном Зархи и оператором Анатолием Головней выпустил художественную трилогию о революционных событиях 20-х гг. - «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингис-хана».
«Первые три мои картины были немыми. Я и до сих пор считаю главной и далеко еще не использованной силой кинематографа зримый образ. Огромная сила немой картины была в человеке; в лице и глазах его зритель читал правду чувств, рождающих слово. Слово появлялось в надписи уже с неизбежной, точной интонацией, создаваемой самим зрителем. Немой кинематограф с поражающей и невозможной для театра ясностью раскрывал внутреннюю жизнь человека, показывая истоки слова в процессе его рождения. В немом кино, естественно, появился крупный план, которого так боятся и избегают сегодня». (Из книги Пудовкина «Как я стал режиссером»).
Mother (Мать), by Vsevolod Pudovkin, USSR 1926 7/7
Click to view
___Историческая драма Всеволода Пудовкина по известному роману М. Горького "Мать", Межрабпром, 1926 год
Успех «Матери» в 1927 году на показе в Париже был невероятным - фильм был признан крупнейшим достижением советского кинематографа, а Пудовкин проснулся знаменитым.
«В своем более раннем фильме - «Мать» - я пытался воздействовать на зрителя не психологической игрой актера, а пластическим синтезом, созданным при помощи монтажа. Сын сидит в тюрьме. Неожиданно он получает переданную тайком записку, из которой узнает, что на следующий день его должны освободить. Задача заключается в том, как кинематографически выразить эту радость.
Снять его озаряющееся радостью лицо было бы неинтересно и невыразительно. Поэтому я показываю нервные движения его рук и очень крупный план нижней половины лица - уголки улыбающегося рта.
В эти кадры я врезал другой разнообразный материал - кадры ручья, вздувшегося от весенних вод, солнечного света, играющего на поверхности деревенского пруда, и, наконец, смеющегося ребенка». (Из книги Пудовкина «Кинорежиссер и киноматериал»).
«Потомок Чингисхана», фрагмент
Click to view
___«Потомок Чингисхана», реж.Пудовкин, 1928г., полная версия -
здесь / Заключительная часть революционной трилогии Всеволода Пудовкина («Мать», «Конец Санкт-Петербурга») - фильм о монгольском национально-освободительном движении начала 1920-х годов. Английские войска безжалостно угнетают и грабят народ Монголии. Из-за конфликта с британским скупщиком пушнины, за бесценок скупающим драгоценные меха, молодой охотник Баир вынужден бежать в тайгу, где попадает в партизанский отряд...
«Потомка Чингис-Хана» снимали в Бурятии. «Я поехал в новые, совершенно незнакомые мне места, я встречался с никогда не виданными мною людьми. У меня не было заранее придуманного сценария, существовал только его сюжетный план. Сценарий рос вместе с живыми наблюдениями, представляющими для меня постоянный острый интерес. Я помню, как пересекая огромные плоскогорья Бурят-Монголии, мы то и дело останавливали автомобиль, чтобы сфотографировать внезапно поразившие нас виды: жанровые, бытовые картины, еще не зная даже, какое место займут они в будущем фильме…», - вспоминал позднее Пудовкин.
5. Всеволод Пудовкин у стенда рекламных плакатов его кинофильмов
В съемках участвовали местные жители, джидинские пастухи, крестьяне из Тарбагатая, ламы Тамчинского дацана. А в финал картины попали более двух тысяч всадников, которые съехались на съемки со всей Боргойской долины. После того, как исполнитель главной роли Валерий Инкижинов в 1930 году остался с семьей в Париже, фильм запретили в СССР, а имя Инкижинова было удалено из титров. Картину восстановили на киностудии им. Горького только в 1985 году.
«Конец Санкт-Петербурга», фрагмент
Click to view
___Год выпуска: 1927 Жанр: исторический Производство: Межрабпом-Русь Режиссер: Всеволод Пудовкин. В ролях: А.Чистяков, В.Барановская, И.Чувелев, В.Оболенский, А.Громов, С.Комаров, М.Терешкович, В.Чувелев, В.Цоппи, Н.Хмелев, М.Цыбульский, В.Пудовкин, В.Фогель Описание: фильм создан к десятилетнему юбилею Октября. Показана типичная судьба революционера. Нужда приводит деревенского парня на завод, а участие в бунте - в тюрьму. Суровая школа тюрьмы и окопной жизни, общение с революционерами-большевиками открывают глаза бывшему крестьянину, и он в первых рядах солдат и рабочих идет на штурм Зимнего дворца. Эпизоды безжалостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а также октябрьских событий в Петрограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства
На протяжении всей кинокарьеры Пудовин искал новые средства и не боялся экспериментировать. «Я возьму пример из своего последнего фильма «Конец Санкт-Петербурга». В начале той части, где изображается война, я хотел показать ужасный взрыв. Чтобы создать абсолютно правдоподобное впечатление такого взрыва, я велел зарыть в землю большое количество динамита и взорвать его. Это засняли. Взрыв был поистине грандиозен, но кинематографически он ничего собой не представлял. На экране получилось медленное, безжизненное движение.
Позже, в результате многочисленных проб и экспериментов, мне удалось «смонтировать» взрыв со всеми нужными мне эффектами, и к тому же я не использовал ни единого куска снятой до того сцены.
Я снял огнемет, изрыгающий клубы дыма. Чтобы создать эффект взрыва, я вмонтировал в него короткие куски вспышек магния, ритмично чередуя свет и мрак. В середину я вмонтировал кадр реки, снятый ранее и казавшийся мне подходящим по тональности светотеней. Таким образом, передо мной постепенно возникал нужный мне зрительный эффект. В конце концов на экране был взрыв бомбы, но в действительности в нем сочеталось все, что угодно, кроме настоящего взрыва». (из книги Пудовкина «Кинорежиссер и киноматериал»).
6. Всеволод Пудовкин с женой
Первыми звуковыми картинами режиссера стали "Дезертир" (1933) и пафосная "Победа" (1938), рассказывающая о покорителях космоса-стратосферы.
Александр Суворов, речь перед штурмом чертового моста. Вдохновляющие фрагменты из фильмов
Click to view
___
Исторические картины 40-х - «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941), «Адмирал Нахимов» (1947), «Жуковский» (1950) - принесли режиссеру три Сталинские премии, награды на МКФ в Венеции и Карловых Варах, а также звания «Заслуженного» и «Народного». В «Суворове» Пудовкин стремился показать Суворова-человека (Николай Черкасов) и только потом - полководца. Кроме того, режиссеру удались батальные сцены и панорамные съемки. Картина появилась на экранах за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны.
7. 1950 год / Фото: Яков Берлинер
Последней работой Пудовкина стал фильм «Возвращение Василия Бортникова» (1952), снятый по роману Галины Николаевой «Жатва». В июне 53-го режиссер тяжело заболел гриппом на отдыхе в Доме творчества под Ригой. После кратковременного улучшения наступил микроинфаркт, а через несколько дней - обширный инфаркт сердца и смерть.
8. Всеволод Пудовкин играет в теннис / Фото: Олег Игнатович
По данным опроса критиков, проведенного во время Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Пудовкин попал в десятку лучших режиссеров за всю историю кино.
Ксения Кислицына
«Газета.ру», 28 февраля 2018