Забытая из ряда Васнецова и Билибина... / К 115-летию

Dec 20, 2017 21:56

Ещё биографии живописи, в т.ч. женщины-художницы

«Видеть ту же красоту, что была триста лет назад»
Забытой художнице Татьяне Мавриной - 115 лет

Фантастические звери и «несоветские» пейзажи, незатейливые старинные города и ироничные портреты - 115 лет назад родилась единственная русская художница, получившая международную премию Андерсена, Татьяна Маврина. ©Ещё книги и живопись здесь и здесь



Татьяна Маврина. «Стеклянный пруд»
Татьяна Алексеевна Маврина - нетипичная советская художница, знаменитый иллюстратор и мастер графики - при жизни получила и Госпремию СССР (1975), и звание Заслуженного художника РСФСР (1981), и самую главную свою награду - международную премию Андерсена (1976) за свои работы в детской иллюстрации. Маврина - единственный русский художник в истории престижной премии, получивший медаль.Ее можно было бы смело поставить в один ряд с Васнецовым и Билибиным, но несмотря на талант и признание, работы художницы не попали в официальные каталоги советской живописи. То ли стилистика Мавриной была слишком яркой для серой отечественной действительности, то ли мешала ее любовь к импрессионистам. Между тем, работы художницы хранятся в главных российских музеях, среди которых Русский музей в Петербурге и московский ГМИИ им.А.С. Пушкина.




___Татьяна Маврина родилась в Нижнем Новгороде в семье Лебедевых. Ее отец - учитель и литератор, мать, потомственная дворянка, - директор нижегородского училища им.Гацисского, а брат Сергей - академик, родоначальник советской кибернетики и создатель первого советского компьютера. По одним данным, год рождения художницы - 1900, по другим - 1902 - именно эту дату она указывала во всех анкетах. Говорят, лишние два года Маврина по каким-то соображениям себе приписала.

В Москве семья оказалась в голодные годы Гражданской войны.
Псевдоним Маврина (фамилия матери - «Газета.Ru») у художницы появился после окончания легендарного Вхутемаса, где ее наставником был Роберт Фальк.

«В 1929 году я окончила фантастический вуз - Вхутемас, то есть Высшие художественные технические мастерские. Первое слово правильнее даже расшифровать - не Высшие, а Вольные. Было там вольно и просторно, несмотря на неуемный горячий гомон - пустынно… И ехать по этой пустыне можно было в любом направлении. По воле ветра или по своей воле», - писала Маврина в своей книге «Цвет ликующий».

В это время она открыла для себя импрессионистов и постимпрессионистов и стала горячей последовательницей Моне, Ренуара, Ван Гога, Сезанна, Боннара, Матисса, Пикассо.

«…После импрессионистов и Ван Гога и Матисса - земля преобразилась в глазах людей и стала умопомрачительной! Они показали, как глядеть, и уж что увидишь - твое дело», - вспоминала художница.
В том же 1929-м она вступила в группу «13» - участвовала в совместных выставках, экспериментировала с портретами в стиле «ню», подражала Ренуару и Матиссу, искала себя. Многие работы этого периода остались не известны советскому зрителю - в стране победившего социализма изображение обнаженной натуры осуждалось.

«1941 год! Война изменила жизнь. Темой стала улица. На последнем холсте написала голубые воротники матросов с девицами на танцплощадке в ЦДКА. Писать маслом дальше уже не смогла: некогда, не на чем и нечем, перешла на карандашные рисунки в блокноте», - писала художница в начале 40-х.



Татьяна Маврина. «Сказочные звери»
После войны Маврина ушла с головой в народное творчество, «спрятавшись» за его декорациями, как писатель Юрий Коваль, чьи книжки она тоже иллюстрировала, - в детской литературе. Мавринские образы узнаваемы, и каждый, кто хоть раз в детстве держал книжку с иллюстрациями художницы, легко вспомнит, даже не зная имени автора, ее сказочных котов, петухов, медведей, былинных богатырей и лубочных красавиц из русских сказок и произведений Пушкина.

Яркие и сочные, наивные, народные и во многом древнерусские сюжеты художница находила в своих многочисленных поездках по старинным русским городам, среди которых Загорск (Сергиев Посад - «Газета.Ru»), Углич, Ростов Великий, Александров, Суздаль, Переславль-Залесский и другие.

«Когда мы лето жили в Загорске, я как бы встретилась со своим детством - с городецкой живописью; второй раз влюбилась в ее праздничную нарядность и поняла своей нижегородской памятью, как можно по-иному, не по-вхутемасовски, смотреть на все кругом веселыми глазами заволжских кустарей;
изображать не натюрморты, а жизнь саму по себе, как она течет и утечет бесследно, если ее не зарисовать, - писала художница в своей книге. - ...Хотелось видеть ту же красоту, что была сто, двести, триста лет тому назад. И в XVIII веке мог быть ярко-розовый платок на бабе или букет цветов на розовой, как пряник, башне, розовое на розовом; или остановится воз с сеном, где коня совсем и не видно, он вклеился в зеленую охру, а у мужика видна одна лишь нога на снегу, а у другого, что на возу, одна рука, жест какого-то приказания, на сиреневом небе.

Всего Маврина оформила более 200 книг.
Резьба на окнах, орнаменты, изразцы, прялки, берестяные туеса и пряничные доски - Маврину интересовала любая фольклорная деталь. Вместе со своим мужем, художником Николаем Кузьминым она собрала уникальную коллекцию икон, глиняных игрушек, подносов и вышивок.

«Когда подумаю про Городец за Волгой, обязательно всплывает: «Шла Волга…» - хотя эти строчки Некрасова к Городцу никакого отношения не имеют. Старая городецкая живопись на деревянных деревенских вещах, больше всего на сиденьях от прялок - донцах, сохранила, если можно так сказать, именно этот неспешный темп движения большой реки», - вспоминала Маврина.



Татьяна Маврина. «Троицкие ворота Кремля» (1946)
Маврина-график осталась в тени Мавриной-иллюстратора. Немногие знают, что она начала писать тушью Москву еще во время войны - ее работы из цикла «Москва» запомнили город, которого уже нет.

«Я нашла свою новую тему не сразу. Как-то раз, проезжая по Сретенке, из окна автобуса я разглядела церковь XVII века, спрятавшуюся среди домов и заборов. ...Колокольни уже не было, да и церковь могла погибнуть от бомбежек. Чем я могу помочь красоте? Надо скорее зарисовать все, что сохранилось в Москве, подумала я, пусть хоть на бумаге останется. ...Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать. ...Исходила все возможные улицы, дальние края, чаще пешком», - вспоминала Маврина.

В конце жизни главной страстью художницы стали натюрморты.
Она много болела, почти не выходила из своей маленькой квартиры и очень радовалась, когда кто-нибудь из гостей приносил цветы, которые 90-летняя женщина с завидным упорством всякий раз рисовала. Именно цветы на фоне березы и гаража - единственное, что Маврина видела из своих окон, - стали главными героями ее последних картин.

Сказочные звери Мавриной

image Click to view


___Татьяна Маврина: Сказочные звери © Лабиринт. Издательство Нигма

Русская художница Маврина Татьяна Алексеевна

image Click to view


___Маврина (Маврина-Лебедева) Татьяна Алексеевна родилась 20 декабря 1902 в Нижнем Новгороде. Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков в искусстве. Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы "13", где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором ("Судьба Шарля Лонсевиля" К. Г. Паустовского, 1933, и др.). Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства. Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом "Пути-дороги", где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов. Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка. Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти. В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы. Скончалась 19 августа 1996 в Москве.

Ксения Кислицына
«Газета.ру», 20 декабря 2017

20-й век, живопись, книги и библиотеки, художники, творчество и промыслы, поволжье, фольклор, наследие, память, воспоминания, символы, награды, женщины, ссср, культура, нижний новгород, юбилеи, день рождения, видео, детство, даты и праздники, российская империя, москва

Previous post Next post
Up