Ещё литераторы Запада
здесь,
здесь и
здесь Любовь к родине с элементами садизма
30 ноября 1667 года родился Джонатан Свифт
Джонатан Свифт, известный нам как автор книг о путешествиях Гулливера, для широкой публики писал только и исключительно желчью. И в основном памфлеты.
©По теме:
Новый Гулливер (1935) |
«Темы Джонатана Свифта не теряют актуальности» Чарльз Джервес. Портрет Джонатана Свифта. 1710
Для него литература была не столько призванием, которое он ощущал с детства, сколько способом выражения гражданской позиции, - тем более, что к политике Свифт имел четко определенное отношение и прославился как непримиримый боец с партийным террором всех мастей.«Он действительно ненавидит лордов, королей, епископов, генералов, светских дам, титулы, знаки отличия и прочую дребедень, но нигде не видно, что о простых людях он более высокого мнения, чем об их правителях, что он стоит за большее социальное равноправие, либо увлекается идеями репрезентативных общественных институтов», - писал о Свифте знаменитый автор антиутопий «1984» и «Скотный двор» Джордж Оруэлл.
2.Руперт Барбер. Портрет Джонатана Свифта. 1745
Так что из этого было правдой?
3.Портрет Джонатана Свифта. 1850
Родившийся в Ирландии, в семье протестантов, Свифт вырос в окружении католиков-ирландцев. Его отцом был мелкий судейский чиновник, умерший незадолго до рождения сына. Мать, оставшаяся в крайне тяжелом положении, практически не виделась с ребёнком, воспитанием которого занимался состоятельный брат его отца.
4.Дом в Дублине, в котором родился Свифт
5.Тринити-колледж в Дублине, в котором учился Свифт
Образование Свифт получил в Тринити-колледже Дублинского университета. В 1689 году в Ирландии началась межкоролевская война, и Свифт, которому на тот момент было 20, уехал в Англию, где служил секретарем у богатого экс-дипломата Уильяма Темпла. Через три года он получил в Оксфорде степень магистра, а ещё через год стал священником англиканской Церкви и был направлен на службу в Ирландию. Однако, как он вспоминал, новые обязанности утомили его буквально за несколько месяцев, и он вернулся на работу к Темплу. После смерти патрона в 1699 году Свифт был вынужден искать новое место, обращаясь к лондонским вельможам, и когда его поиски увенчались успехом, его определили служителем собора святого Патрика в Дублине. Примерно в это же время он начал писать анонимные памфлеты.
6.Собор святого Патрика в Дублине
Для всей же Англии начала XVIII века ознаменовалось яростной борьбой между политическими партиями вигов (представлявших буржуазию) и тори (большей частью ратовавших за интересы аристократии). Писательский талант Свифта сделал его своего рода призом, который желали заполучить обе партии, и первоначально он склонялся к лагерю вигов. Но победа их в парламенте в 1705 году, как ни странно, отвратила его от союзничества.
7.Бюст Свифта в Соборе Святого Патрика в Дублине
Джонатана Свифта всегда привлекала идея исправления нравов, для которого политика была бы лишь инструментом, но то, что происходило во время парламентских баталий между вигами и тори, он сравнивал в одном из писем с кошачьими концертами на крыше. Это были битвы за приоритет своей партии - и только, английскому обществу они не приносили ни малейшей пользы. Поэтому с 1705 по 1707 годы Свифт вновь пребывал в Ирландии, возглавляя один из англиканских приходов. Разочарование в политике вигов привело его к поддержке победивших в парламенте в 1710 году тори. Тори вызвали его расположение тем, что свернули войну с Людовиком XIV, осудили коррупцию и пуританский фанатизм. Практически, они осуществили то, к чему Свифт призывал в своих памфлетах. Поддержка Свифта виделась для политической партии тори настолько значимой, что их лидер, Генри Сент-Джон, виконт Боленгброк, предоставил писателю возможность публиковаться в консервативном еженедельнике The Examiner, где Свифт вел авторскую колонку.
8.Майкл Даль. Портрет поэта Александра Поупа, друга Свифта. 1727
В 1713 году он с помощью своих друзей получил место декана собора святого Патрика в Дублине, финансовую стабильность и возможность больше внимания уделять литературной деятельности. Не присутствуя в Лондоне, Свифт активно участвовал в общественной жизни, продолжая писать статьи по насущным проблемам. Гнев свой он направлял на социальную несправедливость, сословную спесь и религиозный фанатизм. Это тем более удивительно, что такой шанс предоставила ему именно аристократическая партия тори.
9.Уильям Пауэлл Фрайт. Свифт и Ванесса. 1881
В 1714 году виги вернулись к власти. Его друг и покровитель Боленгброк был обвинен в связях с якобитами - приверженцами свергнутого короля Якоба II, и ему пришлось бежать во Францию. В письме Свифт просил друга располагать им по своему усмотрению, добавляя, что это первый случай, когда он обращается с личной просьбой. Крупным эпизодом в политической жизни Свифта можно считать 1720-е, когда, после передачи последних ирландских свобод британский короне, вопрос о борьбе Ирландии за автономию встал особенно остро. Памфлеты Свифта тогда стали настоящей декларацией за свободу прав угнетённых. Мятежные «Письма суконщика», изданные анонимно в 1724 году, призывали к бойкоту английских товаров и вызвали потрясающий, оглушительный эффект во всём ирландском обществе. Срочно прибывший из Лондона новый наместник, Картерет, назначил крупное вознаграждение тому, кто укажет автора. Но оно осталось не вручённым - вся страна знала, кто написал «Письма», но не нашлось ни одного желающего продать Свифта.
10.Подпись Джонатана Свифта
11.Памфлет Свифта «Воззвание к народу Ирландии» ('Письма суконщика'). 1724
В 1725 году самые одиозные английские правила и законы в отношении Ирландии были отменены. Декан англиканского собора святого Патрика, Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии.
12.Рисунок на обложке сборника сочинений Свифта - Ирландия благодарит Свифта, и ангелы дарят ему лавровый венок. 1735
«Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал», - говорил Свифт.
До некоторого рода его эта любовь удивляла, потому что верил-то он в аристократов (еще со времен знакомства с Темплом), но жизнь его раз за разом убеждала, что простой народ надёжнее.
13.Титульный лист первого издания «Путешествий Гулливера»
14.Памфлет Свифта «Воззвание к народу Ирландии» ('Письма суконщика'). 1724
Вся бурная политическая жизнь Свифта, ненавидевшего разделяющие людей идеологии, отразилась в его литературных произведениях. Еще в 20-е он начал работу над своим самым известным творением - «Путешествиями Гулливера», где в фантастической форме описал приключения обычного лондонца, судового врача. Попадая в страны, столь разительно отличающиеся от всех известных, Гулливер оказывался способен особенно точно подмечать типичные черты и привычки их обитателей, вызывавших его искреннее изумление. Впрочем, при ближайшем рассмотрении читателем все эти несообразности оказывались принадлежащими европейцам - просто в книге они подавались гипертрофированно. Весь свой политический опыт, всю накопившуюся злобу к политиканству Свифт буквально выплеснул на страницы этой книги. Читаемой вначале как развлекательная, но от путешествия к путешествию становящейся всё более мрачным приговором фанатизму любого рода, будь то политический, религиозный или научный. Свифт всей душой презирал идеологизм, когда за громкой фразой начинают забывать, ради чего она произнесена. И показывал в своих книгах страшные бедствия - войны, порабощение, дикость, суеверия, - постигающие тех, кто пытается следовать оторванной от реальности идее.
15.Жан Гранвиль. Лилипуты обстреливают Гулливера
16.Жан Гранвиль. Трапеза Гулливера
17.Жан Гранвиль. Гулливер среди великанов
18.Жан Гранвиль. Гулливер и летающий остров Лапута
19.Жан Гранвиль. Гулливер и гуингмы
20.Жан Гранвиль. Гулливер пленён лилипутами
В жестоком противостоянии страны лилипутов и практически не отличающихся от них обитателей соседнего государства, которые сражаются друг с другом насмерть из-за вопроса о том, с какого конца разбивать яйцо, видно отношение Свифта к войне Англии с Францией, протестантов с католиками. Столь же, а то и более, был он беспощаден к политическому сыску, поставленному во главу угла жизни государства, описывая воображаемую страну Лангден (анаграмма Англии), где большая часть населения состоит из шпиков и доносчиков. А кроме них - огромного штата судейских и следователей, которые из любого материала могли состряпать политическое обвинение. Понятно, каким неудобным союзником был Свифт для тех, кто пытался использовать его дар исключительно с целью демагогии, так популярной в борьбе вигов и тори.
21.Гулливер просыпается. 1900
22.Перемещение Гулливера. 1900
23.Гулливер и лилипуты. 1900
24.Гулливер приветствует лилипутов. 1900
25.Гулливер среди лилипутов. 1900
26.Гулливер отправляется в плавание. 1900
Есть что-то интуитивно понятное в том, что «Путешествия Гулливера» вышли без подписи, но все сразу догадались, кто автор. Книгам о Гулливере была суждена огромная популярность не только во всей Европе, они стали одной из самых читаемых книг в мире. Первый же русский перевод вышел в 1772-1773 годах под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».
27.Связанный Гулливер. Цитата из мф «Новый Гулливер». Реж. Александр Птушко. 1935. СССР
28.Диалог . Цитата из мф «Новый Гулливер». Реж. Александр Птушко. 1935. СССР
29.Джонатан Свифт / Цитата из тф «Дом, который построил Свифт». Реж. Марка Захаров. 1982. СССР
Свифт считал сатиру обязательным условием, без которого невозможно продвижение к благой цели сохранения христианских добродетелей в обществе. Будучи глубоко консерватором, сомневаясь в техническом прогрессе, видя опасности, подстерегающие «чистую науку», Свифт, тем не менее, люто ненавидел пережитки и нелепицы, доставшиеся Европе от Средневековья. Чего только стоит способ избрания премьер-министра в Лилипутии: когда король устраивал соревнования канатоходцев, то тот, кто выше подпрыгнет на канате, проявив наибольшую ловкость, и считался достойным премьером.
30.Король великанов разглядывает Гулливера. Английская карикатура изображает короля Георга III и Наполеона. 1803
31.Жан-Жорж Вибер. Гулливер и лилипуты. 1870
32.Ричард Редгрейв. Гулливер и великаны
33.Тадеуш Прушковский. Гулливер и великан. 1915-1920
34.Гулливер рекламирует прочные нитки. Конец XIX в
35.Гулливер у лилипутов. Настенная роспись в Бремене
36.Комиксы по мотивам «Путешествий Гулливера». 1943
37.Гулливер. Анкара
38.Скоростной ирландский паром «Джонатан Свифт»
Вместе с популярностью, как это часто бывает, к Свифту пришло и недоброжелательство, продолжающаяся до наших дней. Обвинения, которые он бросал человеческим порокам, позднейшие «свифтоведы» пытались переадресовать от его лица всему человечеству. Как это сделал, например, Оруэлл. Но если как следует вчитаться в книги Свифта и узнать побольше про его жизнь, образ человеконенавистника быстро исчезает, уступая место настоящему Джонатану Свифту. Который написал для себя такую эпитафию:
39.Посмертная маска Джонатана Свифта
40.Эпитафия Свифту самому себе в Соборе святого Патрика
Поставил автор цель благую - Лечить испорченность людскую. Мошенников и плутов всех Хлестал его жестокий смех… Сдержи перо он и язык, Он в жизни многого б достиг. Но он не помышлял о власти, Богатство не считал за счастье… Согласен я, декана ум Сатиры полон и угрюм; Но не искал он нежной лиры: Наш век достоин лишь сатиры. Всем людям мнил он дать урок Казня не имя, но порок. И одного кого-то высечь Не думал он, касаясь тысяч.
Игорь Юдкевич
«ИА REGNUM», 30 ноября 2017