Регионы в Первой мировой. Липецк

May 17, 2017 20:18

Ещё о российском тыле ПМВ, в т.ч. военнопленные

Елка и похоронный лист
Краеведы и историки Липецка - о первых лазаретах, пленных австрийцах, монахах на фронте и облике города в годы Первой мировой войныв / октябрь, 2014

Первая мировая война в Липецк пришла манифестом и всеобщей мобилизацией. Но уклад уездного городка сильно не поменялся. ©Ещё регионы РИ в ПМВ



Однополчане / Фото - из государственного архива Липецкой области
Местная власть не сразу отреагировала на реалии военного времени. Еще в августе и сентябре 1914 года уездный Земский совет рассматривал вопросы об обществе глухонемых, выделении денег на починку крыши Успенской кладбищенской церкви. Однако уже в октябре приоритетными становятся доклады об оказании помощи семьям призванных на военную службу.- Только когда начались активные военные действия, принимается решение о развертывании лазаретов, создаются комитеты помощи семьям призванных в армию, - рассказывает ведущий архивист ОКУ «Государственный архив Липецкой области» Валерий Поляков. - Липецкое земское общество выделяет 15 666 рублей 22 копейки. А в Липецком реальном училище от оплаты обучения освобождаются дети, чьих отцов призвали в армию.

Несмотря на войну, в октябре в Липецке, по словам Полякова, широко отмечали 100-летие со дня рождения Лермонтова:

- В Липецком реальном училище по этому случаю даже был объявлен выходной день. Там прошла панихида по Лермонтову, были торжества.

Однако не все учащиеся смогли в них поучаствовать. Как рассказывает Поляков, в сентябре 1914-го в Липецкое реальное училище приходит записка попечителя Харьковского учебного округа. В ней было сказано о необходимости отчислить всех учащихся, чьи родители были австрийскими или германскими подданными.

В ноябре 1914-го ограничения коснутся уже всех липчан. Уездная земская управа представила земскому собранию доклад гласного Козловского земства Снежкова «о прекращении навсегда всяческих спиртных напитков в городе Липецке и Липецком уезде». Торговля спиртными напитками в Липецке прекратилась 13 ноября 1914 года.

Монахи в окопах и беженцы

Уже осенью 1914 года Липецк заполняют беженцы. В городе создаются комитеты и общества помощи. Стандартным становится заявление об отчислении части заработка. По словам Полякова, педагоги Липецкого реального училища принимают решение об отчислении 1% заработка в Российское общество «Красного Креста», а учителя народных школ обязуются перечислять 2% на помощь семьям призванных в армию. В ноябре 1914 года начинают собирать пожертвования на выдачу пособий «потерявшим на войне способность к труду воинам».

В летописи Успенской кладбищенской церкви (Снесена в 1973-ом году. - Примеч. авт.) благочинный протоиерей Павел Преображенский в начале 1915-го напишет: «Особенно выдающихся событий в жизни церковной не произошло, кроме общего горя - тяжелой войны, переживаемой Россией, благодаря которой многие молодые люди прихода призваны в ряды действующей армии, поэтому в церкви производились сборы на «Красный Крест», на больных и раненых воинов, на вспомоществование их семей и на беженцев. Из числа призванных на военную службу прихожан есть убитые, раненые и находящиеся во вражеском плену».

На фронт отправляли и липецких монахов. В архивных документах зафиксировано, что из Раненбургской пустыни на фронт были призваны три иеромонаха, послушник «из числа штабс-капитанов», послушник «из числа фельдшеров», шесть послушников «из нижних чинов». Еще десять простых послушников записались в действующую армию добровольцами.

О плачевном положении на фронте, по словам руководителя секции музеев Липецкого областного краеведческого общества Михаила Королькова, свидетельствуют и многочисленные телеграммы, которые были отправлены из Тамбова в Липецк, когда город еще входил в состав Тамбовской губернии.

- Телеграммы шли с пометкой «срочно». И там был только один вопрос: «Сколько раненых можете принять»? - говорит Корольков.

Лазарет вместо училища

Первый лазарет в Липецке появился 28 августа 1914 года. По словам Королькова, этому способствовала политическая и общественная активность самого населения:



Здание бывшей казенной гостиницы курорта "Липецкие минеральные воды" / Фото: Наталья Горяйнова
- По инициативе кадетской партии на съезде уполномоченных губернских земств создается Всероссийский Земский Союз помощи больным и раненым воинам, а на съезде городских голов в Москве - Всероссийский Союз городов. Созданная структура позволяла организовать эффективную помощь раненым, заниматься оборудованием госпиталей, санитарных поездов, заготовкой медикаментов и белья, подготовкой медперсонала. В Липецком уезде были созданы уездные комитеты Земского Союза и Союза городов. Первым лазарет открыл комитет Всероссийского Союза городов.

В Липецк, по данным Королькова, поступали легкораненые солдаты, которым не требовалось сложное и длительное лечение. Сюда направлялись нижние чины армии и флота, преимущественно из крестьян. Госпиталь для тяжелораненых был обустроен в Тамбове.

- Существенный фактор для обустройства лазарета - его близкое расположение к железной дороге. Санитарные поезда следовали из Орла в Елец, а затем - в Липецк. Также лазареты были развернуты в Усмани, которая находилась недалеко от железной дороги, в поселке Грязи и даже в поместье князя Волконского.

По словам Королькова, лазареты существовали за счет пожертвований. Содержать их было достаточно тяжело. Поэтому в небольшом и небогатом Липецке их было развернуто всего четыре, а в богатой купеческой Усмани - семь.

- В ведении Липецкого объединенного комитета попечения о раненых и больных воинах был лазарет на 106 коек. 45 из них содержались за счет Тамбовского анонимного горного и металлургического общества, 26 - за счет «Красного Креста», восемь - за счет земских служащих. По две койки брали на себя волостные правления уезда. Финансировали содержание раненых и частные лица: Быханов, Розенберг, Хренников и другие.

Этот лазарет располагался в здании казенной гостиницы курорта Липецких минеральных вод. Где базировались остальные, краеведам и архивистам пока не известно. Споры вызывает памятная табличка на здании бывшего реального училища. Сейчас здесь располагается «Научно-производственный институт» ОАО «НЛМК». Согласно вывеске, ранее здесь располагался один из липецких лазаретов, но краеведы до конца не уверены в этом. По словам Валерия Полякова, Липецкий объединенный комитет попечения о раненых и больных воинах действительно хотел освободить училище под лазарет. Но было ли это сделано, в архивных документах не зафиксировано.



Памятная табличка на здании бывшего Липецкого реального училища / Фото: Наталья Горяйнова
- Есть письмо комитета директору реального училища: «Имею честь сообщить Вашему превосходительству, что приспособление вашего здания реального училища для помещения в нем лазарета имеет быть начато не ранее 15 апреля, а прием раненых и больных воинов не ранее 1 мая». Даты были определены, а было ли осуществлено ли это, неизвестно, - говорит Поляков.

«Турок слюбился с усманкой»

Вместе с ранеными в Липецк и другие населенные пункты прибывали пленные. В Усманском районном краеведческом музее хранится дневник основателя музея, редактора «Усманской газеты», кандидата медицинских наук Бориса Княжинского, служившего в годы Первой мировой военным врачом. По словам методиста музея Нелли Демиховой, Княжинский подробно описал все происходящее в Усмани во время военных действий:

- Он описал и первые похороны погибшего на фронте усманца, Владимира Писарева. Еще даже не пришел похоронный листок на него, а в одном журнале уже напечатали портрет Писарева и написали о гибели. Княжинский в своем дневнике пишет, что отец Писарева в одно мгновение стал седым. Много Княжинский писал и о том, как относились усманцы к пленным. Жалели их.



Борис Княжинский / Госархив Липецкой области
В своих воспоминаниях Борис Княжинский пишет:

- «Когда я приехал в декабре в Усмань, то застал следующее: на бывшем салотопенном заводе в казарме для рабочих размещены пленные австрийцы. Другая их часть помещается в наемном доме на Мещанской улице. Всего пленных около 100 человек. Германцев нет. Среди пленных австрийцев все больше, если не исключительно, славяне. Отношение к ним населения доброжелательное, посещают их, вступают в разговоры. <….> После начались толки противоположного характера: некоторые граждане будто бы чересчур благосклонны к австрийцам. Так, на Рождество по новому стилю пленным было выдано какое-то угощение и даже устроена елка.

Турок поселено в Усмани несколько больше пятисот человек. Это интернированное гражданское население. Так как им предоставлена в городе полная свобода передвижения, то их можно видеть всюду, просто фланирующими или спешащими по делу. Есть среди них богатые, а есть и такая голь, что при сильных морозах, припрыгивая, бегут в рваных штанах и куртках на голом теле. Многие занимаются нищенством, ходят по домам, получая по 2-5 копеек. Первое время, стесняясь, давали даже по гривеннику. Другие турки нашли себе работу, поступили в дворники, подмастерья, открыли свои торговые лавочки. Группа арендовала булочную Серикова, некоторые наметили открыть даже синематограф. Население относится к ним без враждебности, потому что турки ведут себя порядочно, жалоб на них не поступало.

Есть среди них восточные красавцы и на них заглядываются, кокетничают с ними девицы. Вышел даже такой случай. Один турок слюбился с усманкой, чтобы жениться на ней, принял православие. Крестили его в Соборе незадолго до Рождества. Говорят, собралось множество любопытствующих».

Конфликт на Сокольском заводе

Помимо обнищания населения, Первая мировая война дала толчок для развития Липецка. По словам Валерия Полякова, закрытый еще до войны Сокольский металлургический завод понадобился армии. Однако руководство завода взяло слишком много заказов, с которыми небольшое производство просто физически справиться не могло. В 1916 году даже потребовалось вмешательство военного министра.



Стенд, посвященный Первой мировой войне / Фото: Наталья Горяйнова
- Министр Дмитрий Савельевич Шуваев сам лично приехал на Сокольский завод, дал разгон директору, и через несколько дней заказы были выполнены. Были изготовлены 58-милиметровые мины и 10 тысяч штук фугасных снарядов.

Как рассказывает Поляков, тихий уездный и мирный Липецк так понравился министру, что он в 1916 году купил здесь дом и поселился в нем в 1926-ом, когда вышел в отставку. В 1937-ом году самого знаменитого военного министра Первой мировой войны, который осуществил «Брусиловский прорыв», арестовали и расстреляли в Липецке. Решением президиума Липецкого областного суда от 22 декабря 1956 года Шуваев был посмертно полностью реабилитирован.

Наталья Горяйнова, Липецк
«Русская планета», 28 октября 2014

экономфинбиз, австро-венгрия, льготы и соцзащита, христианство, народ и элиты, факты и свидетели, священники, регионы, тыл, современность, православие, история, армия, российская империя, уровень жизни, промышленность, липецк, турция и византия, медицина и здравоохранение, военнопленные, 20-й век, бедные и богатые, архивы_источники_документы, миграция и беженцы, храмы и монастыри, благотворительность, первая мировая, общество и население, религии, нравы и мораль, города и сёла, кризис, эпохи, музеи и выставки, идеология и власть, народы, биографии и личности

Previous post Next post
Up