Вести из Арианы # Тегеран

May 05, 2017 13:04

Ещё путешествия по Бл. Востоку, в т.ч. Иран
Оригиналы - здесь, здесь, здесь и здесь - взяты у kitvВести из Ирана
Иран (до 1935 года также Пе́рсия) - современное название Ирана «Ирɒ́н» (перс. ايراﻥ‎) восходит к авест. Airyāna - «Страна ариев»; «Тегеран» - либо как техран - у «подножья горного склона», либо от названия парфянского города неподалёку Тиран - «Тиран» - «Обитель Тира» (бог дождя в зороастрийской мифологии), либо означает «тёплое место» в противоположность «холодному месту» - Шемирану - району на севере города / январь, 2016

Увы, интернет в Иране далеко не самый лучший. Поэтому вести онлайн дневник было просто нереально.Далее в Ариане: продолжение следует...



Сегодня утром [11 января 2016 года] мы вернулись, и я наконец начну рассказывать о впечатлившей меня Персии.Нам удалось посмотреть соврешенно разный Иран. Девяти миллионный Тегеран, на мой взгляд, не самое приветливое место в Иране, но и здесь много любопытных мест, заслуживающих внимания.




2.
Нас впечатлил душевный, атмосферный город Язд,



3.
и особенно его апокалиптические окрестности. Как Вы себе представляете крепость, которой более 6 000 лет?



4.
В религиозном центре Ирана - Исфахане, - нам удалось побывать на пятничном намазе который совершался прямо на центральной площади города (кажется мы были единственными иностранцами среди тысяч паломников);



5.
В этот же день мы бродили по пустынному пятничному базару...



6.
С высоты зороастрийских башен в окрестностях того же Исфахана, обозревали персидский мир.



7.
Наконец, наслаждались красивейшими мостами Исфахана. Пожалуй, этот город мне понравился больше всего.



8.
Везде мы встречали гостеприимных и добродушных иранцев, с которыми так легко было общаться без английского языка: Они нам на фарси, мы им по-русски, и надо сказать легко понимали друг-друга! Впрочем, справедливости ради, многие иранцы мало-мальски говорят по-английски.



9.
Нам удалось полетать на редких нынче самолетах иранских авиакомпаний, семейства MD-80 (на некоторых из них до сих пор украинская регистрация). Ах, как он стремительно взлетает, и как звонко гремит салон в это время!? )



10.
Были мы и в Ширазе, где доброжелательный и гостеприимный имам местной мечети поил нас соком с печеньками.



11.
Наконец были мы и в древнем городе Персиполисе, достигшем своего расцвета в эпоху царствования царя Дария I (VI-V век до Р.Х.)



12.
В целом Иран, очень понравился! ) Но, обо всем по порядку!
Современный Тегеран как наследие Исламской революции

Вот уже почти 37 лет как Иран живет под знамением достижений так называемой Исламской революции. Все это время страна находиться также под санкциями "наших западных партнеров". Так что на самом деле из себя представляет современный Иран, и его крупнейший город и столица - Тегеран?



13.
В Тегеран, мы прилетели ранним утром, и по первоначальному замыслу, в этот же день должны были к вечеру улететь в старинный город Йезд (Yazd). Поэтому времени на просмотр крупнейшего в Иране города, было не много. И все же, впечатление мы составить успели. Город встретил нас яркой солнечной погодой, и морозным противным ветром.



14.
Традиционно, подготовка к путешествию свелась к покупки авиабилетов на внутренние перелеты (как исключение из правил, поскольку система бронирования авиабилетов слабо интегрирована в интернет, и чаще всего для ее использования требовалось знание фарси), бронирование отелей, и загрузку в память смартфона карты городов Ирана и ключевых достопримечательностей. Вот собственно и все.

Далее в аэропорту, показав таксисту фото первой попавшейся достопримечательности, и поторговавшись для вида, мы отправились в Тегеран. К слову, торг был практически бессмыслен, так как тариф фиксирован, и написан для простоты пользования на каждой двери автомобиля. Если я правильно понял, то существует несколько тарифов, стоимость которых зависит от уровня комфортности автомобиля. И поскольку мы торговались, нас просто пересадили на автомобиль "по проще". ) Любопытно.



15.
Достопримечательностью к которой мы устремились, была "Башня Азади", или "Башня Свободы". Это такие символические ворота в город, построенные в 1971 году (еще до революции) в честь 2500-летия Персидской империи. Внутри башни расположены различные выставочные комплексы, что-то вроде музея, и смотровая площадка, откуда можно посмотреть на город с высоты примерно 50 м.



16.
Ну вот, пожалуй, самое характерное фото, символизирующее собой современный Тегеран. Это азиатская, хаотичная застройка городских районов, которые пересекают широкие проспекты как бы вырубленные в живой плоти городского хаоса. Большой, шумный мегаполис. Но это издалека.



17.
При взгляде поближе, картина приобретает несколько более яркий образ. В глаза бросаются многочисленные портреты лидеров Исламской революции, прежде всего национального лидера имама Хомейни (культ личности которого сравним разве что с Лениным в СССР), и современного верховного лидера Хаменеи, которые как правило, на стенах домов выступают эдаким тандемом. Немало портретов и генералов различного толка, и мучеников революции, и насколько я понимаю современных шахидов.



18.
В городе проживает около 10 млн человек, естественно пробки колоссальные.



19.
Из международного аэропорта (IKA) Имама Хомейни (здесь все так), расположенного в 30 км от города, до площади Свободы, которая находится практически на окраине города мы добирались почти час. И примерно столько же, отсюда в исторический центр города. Хотя на карте последний маршрут расположен совсем недалеко.



20.
Национальный флаг Ирана, расположенный в парковой зоне у площади Свободы (Азади). Типичная городская застройка.



21.
По другую сторону, виднеется полоса аэропорта Мехрабат (THR). Это самый загруженный аэропорт Тегерана, отсюда нам улетать сегодня к вечеру в Yazd. Как Вы уже наверное догадались, в Тегеране расположено два аэропорта. Основные международные рейсы прилетают в удаленный от города IKA (туда же прилетает и AFL). Отсюда же самолеты развозят своих пассажиров в основном по внутренним направлениям, и близлежащим странам.



22.
Западный терминал междугородних автобусов. К слову, путешествовать на междугороднем автобусе в Иране - удовольствие то еще! За эквивалент 6-15$, в зависимости от расстояния, Вас и накормят, и усадят в весьма комфортабельный автобус с креслами из бизнес-класса... Но не буду забегать вперед, расскажу еще.



23.
Северную часть города окружают снежные пики хребта Эльбурс (написано правильно, не путайте с Эльбрусом). За горами примерно в 90 км расположено побережье Каспийского моря. В северной же части расположены высотные здания Тегерана, там - деловой центр города.



24.
Еще одно любопытное место, куда бы я съездил бы - это телебашня Милад, высота которой составляет 435 метров, открыта в 2007 году. Примерно на высоте 275-300 метров расположена смотровая площадка, откуда надо полагать открывается замечательный вид на город и горные окрестности. Где-то на севере у подножья гор расположен также горный подъемник Точал, фуникулер поднимающий в горы на высоту около 4000 м над уровнем моря (Тегеран, расположен тоже на высоте 1700-2000 м над уровнем моря). Но работает подъемник увы, не каждый день, и в ограниченные часы. Так что-то нам - не повезло бы в любом случае.



25.
Еще одна особенность Ирана в целом, и Тегерана в частности - огромное количество недостроенных объектов, часто даже заброшенных объектов. Это при том, что город растет, в стране реализуются многочисленные инфраструктурные проекты и т.д.



26.
Знакомый нам уже проспект Азади, с портретом г-на Хаменеи. Кстати, обратите внимание по центру проспекта расположены, огороженные выделенные полосы для городских автобусов. Любопытно, на въезде в самом начале проспекта находится искусственное ограждение и дежурит спец сотрудник, который пропускает только автобусы. )



27.
Спустившись, садимся в видавший виды мерседес, где-то из середины 60-х, и едем в исторический центр Тегерана.



28.
Должен сказать, что Тегеран - не самое приветливое место в Иране, хотя и весьма интересное. Центральная, историческая часть города - это прежде всего базар. Но туда мы сегодня не пойдем, а прогуляемся по городским улицам.



29.
В какой-то момент нашей активной фото сессии городских улиц, к нас направился патруль полицейских, которые на фарси что-то от нас хотели. Далее у нас состоялся эдакий диалог жестов, с использованием отдельных английских слов, смысл которых сводился к тому, что фотографировать полицейскую машину нельзя. Фу ты, я даже не заметил, что где-то здесь была полицейская машина.... ) Ну нельзя так нельзя. Позже выяснилось, что к запретам на фотографирование относятся и различные здания госучреждений, и некоторые технические сооружения, вроде телефонных вышек и прочего толка. На всех этих учреждениях стоят знаки запрещающие фотографировать.



30.
Несмотря на некоторый вид запущенности улиц, экономика Ирана - одна из наиболее богатых в западной Азии и Ближнего Востока, по объему ВВП (18-е место во всемирном рейтинге 2015) . Основу экономики составляет сектор промышленности (до 41%), и сектор услуг (до 48%). Сельское хозяйство, в некогда аграрной стране, с патриархальным укладом, почти - 11% в структуре ВВП. До 45% доходов бюджета, приходится на экспорт нефти и газа. Но если страна находится под западными санкциями, куда же она продает нефть? Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Турция (отсюда).



31.
Однако, несмотря на все эти цифры, меня не покидает чувство упадка, и сравнительной, повсеместной бедности. Хотя, все конечно стоит рассматривать в сравнении с другими странами. Если верить все тем же цифрам (из открытых источников), то уровень экономически активного населения Ирана - 26 млн человек (всего в Иране проживает 78 млн), или чуть более 33%. В РФ - 76,5 млн, или 53%. Впрочем, по уровню качества жизни (ИЧР), Иран занимает 69 место, а РФ - 50. ) Знать бы еще кто влияет на составление этих рейтингов?



32.
Мы гуляли по центральным улицам, разгадывая прохожих, и достопримечательности.



33.
С достопримечательностями здесь в Тегеране не густо, прямо скажем - не повезло городу. В 1870 году, при Насреддин-шахе, город подвергся самой масштабной реконструкции, в ходе которой было утрачено много исторических сооружений. В этом смысле подлил масла в огонь последний шах Ирана Реза Пехлеви, затеявший масштабную модернизацию города, в рамках которой были потеряны многочисленные исторические сооружения. Но кое-что сохранилось, и учитывая масштабы города - не мало сохранилось. Например дворцовый комплекс Голестан.



34.
Голестан в переводе означает "дворец роз". До 1979 года дворец был официальной резиденцией Шаха. Сейчас дворец преобразован в музей,



35.
состоящий из целого ряда зданий, парков, неработающих фонтанов (не сезон),



36.
Первоначально был построен в 1524-1576 годах. Пережил целый ряд реконструкций и расширений.



37.
Какой-то особенной эйфории от посещения дворца, признаюсь честно, я не испытал.



38.
Надо хорошо знать позднюю историю Персии, или быть быть персом, чтобы всецело проникнуться духом места. )



39.
Г-н Хомейни зрит с фасада здания Дворца Правосудия.



40.
Меня тянуло на улицы Тегерана, где течет естественная, повседневная жизнь иранцев. Похоже на прокат велосипедов, работающий в летний период. К слову, на территории Ирана, Ваши золотые и платиновые кредитные карточки - просто мусор. Всунуть их в многочисленные банкоматы конечно можно, но вот уверенности в возврате их у меня нет. Да, банкоматов в Иране предостаточно, но все они работают исключительно с собственной иранской национальной платежной системой. Так что, для туристов актуален лишь наличный расчет.



41.
На дорогах, привычный хаос. Была идея взять машину напрокат (что вполне возможно, только за наличный расчет, включая залог), но после некоторого опыта езды с таксистами, я понял что за руль в Иране не сяду.



42.
Что такого особенно в правилах вождения? Да в общем ничего нового, все как везде в Азии, правил не существует. Основной инструмент движения - клаксон.



43.
Пешеход - естественная помеха, поэтому переходить улицу надо уметь, благо опыт путешествий есть. Но как-то все справляются, пешеходы переходят улицу где им вздумается, прямо в сплошном потоке движущихся машин, мотоциклов, велосипедов, повозок...



44.
Музейный квартал Тегерана, где расположены различные выдающиеся, по местным меркам, музеи



45.
соседствует с различными государственными учреждениями,



46.
вроде Министерства Иностранных Дел (помятуя о предупреждении, не стал фотографировать), на фото - Академия искусств?



47.
А вот здание Полиции Тегерана сфотографировать мне удалось. )



48.
Так, о чем пишет иранская пресса? Если Вам действительно интересно, рекомендую заглянуть на англоязычный сайт иранской TV компании - PRESSTV. Альтернативная точка зрения на мировые события, с таким иранским уклоном, будет обеспечена.



49.
А вот скажите мне пожалуйста, что это такое? Подобное сооружение мы встречали повсеместно в Иране.



50.
Жизнь в Иране, как видно бьет ключом. Работают банки, офисы, по улицам ездят вполне приличные машины, повсюду витрины различных бутиков...



51.
Правда местами рекламные проспекты скрывают голые проемы покинутых офисов, но это ничего... )



52.
Чуть на север, картинка немного меняется,



53.
этажность зданий растет. На рекламных проспектах, нет-нет, да мелькнет англоязычные надписи.



54.
И за всем, конечно же, следит бдительное око Лидера.



55.
Время было близкое к вылету, поэтому отобедав-отужинав в традиционном ресторане чудным пловом с кебабом, мы отправились покорять тегеранские пробки, по направлению к аэропорту Мехрабат.



56.
Впереди нас ждал Язд, Исфахан, Шираз, Персиполь и другие города и веси Ирана. А в Тегеран мы планировали вернуться через неделю, и догулять недогуленное.
На чем летают иранцы?

Еще при посадке в аэропорту Тегерана Имама Хомейни (IKA) кинулось в глаза огромное количество стоящих на хранении самолетов самых разных типов и авиакомпаний. Позже удалось воспользоваться услугами иранских авиакомпаний на местных линиях. О как хотелось полетать на редких теперь ИЛ-62 или ТУ-154! Как известно, Иран до сегодня, несмотря на снятие санкций, летает на стареньких самолетах самых разных типов, многие из которых и днем с огнем не сыщешь в других странах мира.



57.
Скажу сразу, советские самолеты и в Иране нынче редкость. Мы ни разу не видели "тушек". Их нет в наличии у авиакомпаний, а те что были, давно уже порезаны, или возвращены обратно в страны постсоветского пространства. В аэропорту Тегерана (THR) встречались стоящие в глубоком отстое ИЛ-76, и что-то из семейства АН (было темно, и далеко).



58.
Нынче здесь царствует McDonnell Douglas MD-82/83/88/80. Из примерно 200 летающих самолетов Ирана, 45 бортов приходится именно на этот тип.



59.
Из примерно 11 регулярных авиакомпаний, 7 имеют в составе флота эти самолеты, включая национального перевозчика IranAir.



60.
Самый древний борт этого типа - 1985 года выпуска, эксплуатируется в авиакомпании Zagros Air (EP-ZAD), 31 год пошел...



61.
Самый свежий MD-88, авиакомпании Taban Air 1997 года (EP-TBC). Средний возраст иранских самолетов этого типа на январь 2016 года - 24,5 года.



62.
Ох и не много стран осталось в мире, где еще можно полетать на самолетах этого типа!



63.
Нам удалось это сделать: MD-82 1991 года выпуска, на сегменте Тегеран-Шираз и обратно, авиакомпания Iran Air Tours (дочерняя структура национального перевозчика, которая ранее активно эксплуатировала Ту-154)



64.
И MD-82 1993 года выпуска, украинской авиакомпании Bukovyna Airlines (!), которые теперь летают под ливреей Iran Air. Забавно было при посадке в аэропорту Исфахана, поднимаясь на борт читать надписи на украинском языке.



65.
На второе место по количеству встречающихся бортов в Иране, я бы поставил нидерландский Fokker-100. Порядка 40 бортов этого типа используют 5 иранских авиакомпаний.



66.
Средний возраст - 22 года. Нам тоже удалось полетать на борту 1992 года, рейсом авиакомпании Iran Air на коротеньком отрезке из Тегерана в Йезд, длившегося примерно 40 минут, за которые нас успели покормить горячим!



67.
На третье место по количеству встречающихся бортов в Иране можно смело ставить Airbus A300 /600. Это базовая машина для крупнейшей авиакомпании Ирана (на сегодняшний день) Mahan Air (16 машин из 61, кому интересны подробности вот список всех бортов этой авиакомпании). Именно эта компания начинает свои полеты во Внуково правда на A310.



68.
Любопытна карта международных полетов этой авиакомпании. Москва и Петербург и Сочи нанесены, хотя насколько мне известно, полеты пока еще не совершаются и только планируются по крайней мере в Москву.



69.
Национальный перевозчик Iran Air тоже летает на A300, но более ранних модификаций B2/B4. Таким образом, А300- это самый распространенный тип самолетов на дальних международных линиях иранских авиакомпаний. Всего 35 бортов, большинство из них активно используются иранскими авиакомпаниями. Средний возраст этих самолетов почти 30 лет.



70.
На четвертое место можно смело ставит Airbus A320. 7 из 11 регулярных авиакомпаний Ирана эксплуатируют примерно 22 самолета этого типа. Средний возраст более 20 лет.



71.
Наконец на пятое место выходят британцы со своим BAe 146 в различных модификациях (/200/300/RJ85/RJ100)



72.
Две авиакомпании Mahan Air и Qeshm Airlines (на фото) эксплуатируют порядка 20 машин такого типа. В основном конечно на внутренних линиях между городами Ирана.



73.
Помимо перечисленных типов самолетов, иранцы летают все еще на Airbus A310 (около 12 машин, средний возраст которых - 25 лет)



74.
Столько же Airbus A340, которые эксплуатируются в основном в Mahan Air и в третьей по количеству самолетов авиакомпании Ирана - Aseman Airlines



75.
Boeing конечно в нынешнем Иране не в почете, но порядка 10 бортов 747 различных модификаций используются в основном национальным перевозчиком. Кстати, на фото борт 1977 года, 39 лет! До сих пор летает.



76.
Ближнемагистральный Fokker-50 (около 10 машин, со средним возрастом 23 года)



77.
Boeing 737-300/400 - 8 бортов среднего возраста свыше 20 лет.



78.
и 3 совсем уж стареньких Boeing 727-200 1980 года выпуска



79.
Наконец шесть машин ATR-200/500 летают в авиакомпании Iran Aseman Airlines



80.
Утомил?

Как видите, советских или российских самолетов увы, нет. Именно на смену этим стареньким бортам должны прийти совершенно новые Airbus. Хотелось бы чтобы Сухой Суперджет тоже занял свою нишу в Иране!

Еще несколько моментов.

Как выглядит карта полетов внутри страны (на примере того же Mahan Air)? Основные аэропорты расположены конечно в Тегеране, их два.



81.
Старый Мехрабад (THR), расположенный в черте города, как раз и используется в основном на внутренних направлениях.



82.
Новый аэропорт Тегерана Имам Хомейни (IKA) расположен за городом и обслуживает почти все международные рейсы Тегерана. Сюда прилетает Аэрофлот. Из редких направлений, которые удалось увидеть, были рейсы в Кабул, и из Дамаска (!)



83.
По своему ощущению скажу, что аэропорты загружены, в том числе и региональные где нам пришлось бывать (Йезд, Исфахан, Шираз). Самолеты, на рейсах которыми мы летали, тоже загружены на 95-100%.

Мне понравилось летать в Иране. Еще год, два (а может и больше) у ценителей и любителей авиации есть все шансы, испытать на себе старые, редкие типы самолетов! Так что дерзайте.

При подготовке этого поста пользовался ресурсом www.myaviation.ir. Оттуда все фото. Кроме того, если Вам интересна более детальная информация об авиакомпаниях Ирана и эксплуатируемых самолетах, рекомендую заглянуть сюда. Наверное остались практические вопросы? Задавайте в комментариях, по возможности буду отвечать.
Персидский сувенир, или что привезти из Ирана?

Сегодня [27 февраля 2016 года] я заканчиваю серию постов об Иране 2016. Почти уверен в том, что в Иран я еще вернусь, осталось много интересных городов и мест, которые хотелось бы посетить и увидеть собственными глазами. Кажется теперь это сделать проще простого. Да и изоляция страны, похоже уходит в прошлое. А значит совсем скоро и весьма условные трудности, с которыми сегодня все еще сталкиваются путешественники (самостоятельные бронирования отелей, покупка билетов на транспорт внутри страны через интернет, пользование кредитными картами международных платежных систем и многое другое), уйдут в прошлое. Гражданам России сегодня, визу легко получить прямо в аэропорту по прилету. С безопасностью - здесь полный порядок. Так что не сомневайтесь, собирайте чемоданы и вперед!



84.
Серебро, золото, бриллианты... О, этого барахла здесь великое множество, целые рынки ювелирных изделий,



85.
на самый разнообразный цвет, вкус и кошелек.



86.
Персидские ковры, а также сувениры по мотивам персидских ковров, вроде ковриков, сумочек, кошельков, кошелечков... )



87. Источник фото
Все чем богат любой из иранских рынков сувениров.



88.
Изделия из металла, дерева,



89.
слоновой кости, и прочих более диковинных материалов.



90.
Сувенирная посуда. Ммм, какая прелесть!? )



91.
Столовое серебро!



92.
Сосуды, тарелочки,



93.
самовары "под золото",



94.
и прочие чайные принадлежности.



95.
Персидские сладости к чаю,



96.
коими особо богат аэропорт Тегерана (IKA)



97.
Любителям книг и дисков, здесь раздолье, есть даже на русском языке.



98.
Все это меня практически не заинтересовало (кроме одной книги и небольших наборов сладостей). А знаете почему? Рискую оказаться в меньшинстве, но самый главный персидский сувенир - это мои впечатления, которыми я затем поделюсь (поделился) со своими друзьями, с Вами!

В довершение, рекомендую Вам отличный пост моего хорошего друга и путешественника Андрея Урицк uritsk: Путешествие в Иран. Домыслы и реальность

Продолжение следует...

бл_восток и магриб, интересно, ислам, авиация, серии, путешествия и туризм, наследие, средневековье, факты и свидетели, блокада, символы, цивилизации, дороги и транспорт, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, диктатура и тоталитаризм, нравы и мораль, религии, города и сёла, современность, история, иран, запад, музеи и выставки, уровень жизни, фото и картинки, идеология и власть, страны и столицы, традиции, народы, торговля и рынки

Previous post Next post
Up