Чтоб совесть иметь и от совести не терпеть... / К 80-летию

Mar 16, 2017 20:16

Ещё известные люди литературы здесь и здесь

«Ни с кого в мире душа не требует так сурово…» / «Только на три дня и можно рассчитывать: вчера, сегодня, ну и, может, немножко завтра»
К 80-летию со дня рождения Валентина Распутина / Культура

Ему жал руку Леонид Леонов, видевший в нем главного продолжателя традиций классической русской литературы. А Леонову - Горький, Горькому - Чехов и Толстой, Толстому - Тургенев, и так вплоть до Пушкина. ©Ещё в «Созидателях» и ещё о В. Распутине



Валентин Распутин
15 марта 1937 года родился писатель Валентин Распутин. Его рассказы и повести о жителях советской глубинки считаются образцом «деревенской прозы». В 1980-х он занимался защитой озера Байкал, был народным депутатом. Автор «Уроков французского» и «Прощания с Матерой» - в фотогалерее «Ъ», сопровождающей статьи «Столетия».Я всегда его ощущала как родного человека. Не только потому, что он дружил с моими родителями и благодарил меня за лекции о нем на «Народном радио», а главным образом потому, что он писал о самом сокровенном, что было в жизни русского человека - об угрозе нравственной деградации народа и превращения значительной массы населения в «архаровцев», от следовавшей отсюда угрозе самому существованию Отчизны, о посягательстве на ее природу, о героической попытке части народа сохранить нравственные устои своих отцов и дедов, о стремлении русских женщин отстоять свою честь и достоинство в условиях так называемой перестройки...

Главное в творчестве Распутина - чувство Родины. В очерке «Байкал, Байкал» он говорил: «Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей Родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав».



2.Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Его отец, фронтовик, семь лет провел в магаданских рудниках и вышел по амнистии после смерти Сталина. В 1959 году он окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета и начал сотрудничать с местными газетами. Первые рассказы Распутина были опубликованы в 1961 году в литературном альманахе «Ангара»

В очерке «Иркутск с нами» сказано: «И посещая чужие земли как бы ни восхищались мы их рукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине, все мы соизмеряем только с ней и примеряем только к ней, всему ведем свой отчет от нее. И тот, кто потерял это чувство земного притяжения, кто ведает одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего - вечного, значит, огромную тот потерял радость и муку, счастье и боль глубинного своего существования».

В статье «Мой манифест» Распутин утверждает: «Русский человек занят духом, то есть стал вместилищем духа... Ни с кого в мире, я думаю, душа не требует так сурово, как с русского человека».
В повести «Прощание с Матерой» писатель формулирует нравственное кредо русского человека: «Ты, Дарья, многого на себя не бери - замаешься, а возьми на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Но Дарья чувствует себя виноватой даже в том, что Матеру ждет затопление, и ей все время мерещится суд предков. Об ответственности перед предками, но с более оптимистичным началом, идет речь и в рассказе «В ту же землю», в котором Таня, приемная внучка «рыхлой мужиковатой» женщины Пашуты, вынужденной нелегально похоронить мать, ибо на официальные похороны у нее просто нет средств, говорит: «Ты думаешь, что я не родная, а я родная... хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!»



3.- «Кто бы подсказал вовремя, где они, пути наши?!» / Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в 1966 году. С этого момента литераторы и филологи определяют его как писателя-деревенщика. Героями его произведений становятся жители глубинки, их жизнь с трудностями послевоенного быта показана без прикрас

Распутин показал трагический процесс заселения русских земель «архаровцами» - «людьми легкими, не обзаводящимися ни хозяйством, ни даже огородишком, знающими одну дорогу - в магазин»...

И когда на складах начинается пожар, они спешат наполнить собственные карманы. И героиня повести Алена спрашивает мужа: «Что же это делается-то, Иван? Что делается? Все тащат... В голяшки нахлестывают, за пазуху».

Размышляя об идеале достатка, Иван Петрович говорит: «Достаток - да, без него человек начинает хлябить, как отошедшая от мяса кость... Но боров в теплом закуте не может не знать, что его откармливают на мясо».

Одним из первых в русской литературе Распутин создал образы русских людей времен перестройки и беспредела.
Это и платный оратор на свадьбах несчастный человек Алеша Коренев, и та же Пашута, и русская богатырша Тамара Ивановна из «Дочери Ивана, матери Ивана». Видя духовную несостоятельность окружающих ее мужчин и оказавшись в полном одиночестве перед нахлынувшим на нее горем, Тамара Ивановна застрелила изнасиловавшего ее дочь кавказца. В этом видится ей высшая справедливость, хотя самой дочери этого, вроде бы, и не нужно. Героиня говорит на суде: «Виновата - буду ответ держать. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанно... для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой». «Внутри характера» Тамары Ивановны, как говорит писатель, «находился кремень».



4.Писатель был женат на Светлане Распутиной, их сын Сергей - преподаватель английского языка. Дочь Мария (на фото) была музыкантом и педагогом. В 2006 году она погибла в авиакатастрофе аэробуса А-310 в Иркутске

В моем любимом рассказе «В одном сибирском городе», где на локальном уровне показан штурм Дома власти, из микрофона раздается вопрос: «А что - есть русский и не ублюдок?»

И тогда русские люди - казак, пожилая женщина, взявшиеся за руки парень и девушка идут к этому дому, может быть, на расстрел. «И так легко стало: шли».



5.- «Как мало, выходит, в человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нем от судьбы, от того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привез» / На фото (слева направо): искусствовед Савва Ямщиков, писатель Валентин Распутин, оператор Марина Голдовская, режиссер Дмитрий Чуковский и академик Дмитрий Лихачев

В рассказе «Не могу-у» показан, казалось бы, обычный пьяница-мужичок, едущий на поезде и все время повторяющий «Не могу». «А вспомнить - такие же мужички, прямые предки его, с такими же русыми волосами и незатейливыми светлыми лицами, какое чудесным и редким раденьем, показывая породу, досталось ему, - шли на поле Куликово, сбирались по кличу Минина и Пожарского у Нижнего Новгорода, сходились в ватагу Стеньки Разина, продирались с Ермаком за Урал, прибирая к хозяйству земли, на которых двум прежним Россиям было просторно, победили Гитлера... И вот теперь он». Но и этот мужичок не прост. Пока он только говорит: «Не могу», а в рассказе «Сеня едет» такой же мужичок продает едва ли не последнее имущество, чтобы поехать в Москву и наконец навести порядок на родной земле.

Распутин верил, что помимо России, лежащей на поверхности, есть и Россия сокровенная, оставшаяся в неприкосновенности и сохранившая прежние идеалы.
«Подняли из укрытия национальную Россию, ограбили и раздели ее донага - вот она - «русская красавица», - писал он в «Моем манифесте». - И невдомек им, лукавцам (а часто и нам невдомек), что это уже не так, что, не выдержав позора и бесчестья, снова ушла она в укрытие, где не достанут ее грязные руки. А та, что осталась, есть только похожесть; лукавцы и ловкачи вознамерились заменить настоящую Россию ряженой, вульгарной и бесстыдной - они ее и получили. Подлинная, хранящая себя, стыдливая, знающая себе цену, отступила, как партизаны в леса, в свое тысячелетие. Туда для чужаков бездорожье и заросли, какие были при Наполеоне и Гитлере, и Сусанины по-прежнему на пути, обратный же путь до возвращения наезжен».



6.С самого начала литературной карьеры Валентин Распутин был членом Союза писателей СССР. В 1986 году его избрали секретарем правления союза / На фото (слева направо): писатели Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов

Не менее трагично, чем пожар и разорение в России, воспринимал писатель и разделение славянского мира. В статье «Что дальше, братья-славяне?» он переживает неблагодарность части славянского племени в отношении России. «С кого взыскуете, братья, или как вас теперь назвать?» - горестно вопрошает писатель.- Разве не Россия (теперь надо вести речь о собственно России) изнывала вместе с вами под одной уздой и разве не она в первую очередь принимала на себя удары, потому что вы худо-бедно оставались под охраной национальной попоны, а с нее, считающейся коренником, сволокли всякую защиту?... Дойдем ли до конца теперь - как знать! Можем и дойти. Недалеко. Это будет зависеть от того, спасется ли Россия. Не устоит она - поминай, как звали славян всех вместе и каждого по отдельности».

«Но, - добавлял писатель в «Моем манифесте», - если бы даже случилось так, что Россия перестала быть Россией, литература и тогда еще десятки лет продолжала бы любить ее и славить древней незатухающей памятью».

Трагически сложилась судьба писателя Валентина Распутина на родной земле. Немало утрат пришлось ему испытать, и ушел он от нас преждевременно... Но ушел в качестве духовного руководителя нации, которого помнит и чтит все лучшее и достойное на Руси.



7.
Распутин в Болгарии
В своих оценках происходившего писатель оказался прав / Созидатели

В ноябре 1994 г. Валентин Распутин приехал в Болгарию по приглашению Союза болгарских писателей. Поводом стало издание на болгарском языке сборника его публицистики. «Впервые моя публицистика издается за рубежом, книжка небольшая, но очень ценная для меня», - отметил писатель. © Программа его пребывания оказалась очень насыщенной: В.Г. Распутин встречался с болгарской общественностью, вел переговоры с руководством Союза болгарских писателей, дал многочисленные интервью самым разным изданиям, выступал с лекциями, посетил красивейшие болгарские города: Ловеч, Велико Тырново, Котел, Жеравну, Бургас, Созополь.



8.С начала 1980-х Распутин занимался общественной деятельностью, участвовал в работе природоохранных комиссий и групп. В частности, по его инициативе началась кампания по очищению Байкала от стоков промышленных предприятий вокруг озера. В 2008 году писатель погрузился на дно озера в рамках научной экспедиции / На фото: Валентин Распутин (справа второй) и американский джазмен Пол Уинтер (справа) во время путешествия по Байкалу

Нужно отметить, что визит известного русского писателя в Болгарию проходил в очень сложный период для наших стран, переживавших глубокий экономический, политический и духовный кризис, вызванный распадом Советского Союза и социалистической системы, крушением идеологии марксизма-ленинизма. Процесс глубоких общественных изменений в Болгарии очень быстро приобрел не только антикоммунистическую, но антироссийскую направленность. Новое, так называемое «демократическое» руководство страны вело Болгарию в НАТО и ЕС, ориентировалось на идеологическую систему ценностей Запада. Россия, занятая своими внутренними проблемами, безучастно молчала. В одночасье были разорваны все советско-болгарские связи, развивавшиеся десятилетиями.

Распутин откровенно признавался: «Отправляясь в Болгарию, мне казалось, что я еду попрощаться со старыми друзьями, посмотреть, что осталось от национальной Болгарии с ее более чем тысячелетней историей, окончательно ли вошла в Европу или сохранила национальные особенности».
И далее: «Еще недавно слово «братья» имело политический смысл, а ведь его истинное содержание духовное. Хотелось увидеть, живы ли эти духовные связи. Было чувство, что придется заново знакомиться со страной, которую раньше хорошо знал.



9.- «Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо - чтобы не понимать»

Я пережил приятное разочарование - оказалось, что заново знакомиться не нужно, здесь много людей, которые продолжают относиться к России по-братски».

Во время многочисленных встреч болгары спрашивали Валентина Григорьевича о жизни в России, состоянии российской культуры, его отношении к А.И. Солженицыну, М.С. Горбачеву. «Россия сегодня близка к апокалипсису, - сказал Распутин. - Перевернули мы Россию, а там оказалась гнойная рана. В этой тяжелейшей обстановке можно просто отступить, двинуться на поиски благословенного края, патриоты же сегодня те, кто не отделяет себя от судьбы своей страны и готов обустроить ее собственными трудами».



10.Валентин Распутин был дважды лауреатом Госпремии СССР, кроме того, писатель награжден двумя орденами Ленина, орденами России «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. В 2008 году за вклад в литературу он получил премию «Большая книга» / На фото: писатель Александр Солженицын (слева) на торжественной церемонии вручения ежегодной литературной премии своего имени писателю Валентину Распутину (справа)

На вопрос о своих творческих планах Валентин Григорьевич ответил так: «Положение, в котором сегодня находится Россия, можно сравнить с пожаром.

Мы предчувствовали, что полыхнет, но не могли себе представить подобного масштаба. В такой момент, конечно, невозможно усидеть за письменным столом. Жизнь заставила покинуть свой кабинет и вмешаться в политику, несмотря на то, что я не чувствую себя политиком…
У Некрасова есть такие строки: ”Кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей”. Писательский нерв связан с общим нервом своей страны и своего народа. И когда народ страдает, не чувствовать эту боль невозможно».



11.- «Только на три дня и можно рассчитывать: вчера, сегодня, ну и, может, немножко завтра» / Произведения Валентина Распутина включены в школьную и университетскую программы по литературе. 9 его рассказов в разное время были экранизированы

В острых дискуссиях о прошлом и будущем России и славянских государств писатель не скрывал своих убеждений. «Почему вы думаете, что для России царизм был плохой системой? С ней страна жила тысячу лет. В 1917 г. монархия «ушла» не потому что изжила себя и уже «не работала», а потому что большевистская революция оказалась сильнее. В большой степени это произошло благодаря Европе - демократия все же европейская «ценность». Ее ценности вторглись в Россию, их взяли на вооружение определенные политические силы, которые оказались сильнее монархии. В этом причина, а не в том, что эта система не подходила стране и не могла ей больше ничего дать». На вопрос о возможности восстановления монархии в России Распутин ответил, что «это невозможно до тех пор, пока монархические настроения не охватят общество сверху донизу, не появятся соответствующие организационные структуры - без духовной составляющей политическая система безжизненна».

Говоря о своем отношении к войне в Югославии, В.Г. Распутин подчеркнул: «Конечно же, мои симпатии на стороне Сербии, сербы борются за сохранение своего национального лица. Но в целом идет процесс установления нового мирового порядка, цель которого разделить мир на несколько управляемых регионов».



12.- «Политика - дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены» / Несмотря на то что политиком себя Валентин Распутин не считал, он был народным депутатом СССР в 1989-1990 годах, до 1991 года входил в президентский совет СССР при Михаиле Горбачеве. В 1990-х открыто поддерживал КПРФ на выборах в Госдуму / На фото: Валентин Распутин (справа) и премьер-министр России Владимир Путин

Многие журналисты спрашивали Распутина, почему он считает, что если Болгария повернется к Европе, то потеряет свое собственное лицо. Писатель ответил так:

«Безусловно, в широком смысле Болгария - это европейская страна. Но речь идет об идеологической и культурной интервенции Запада. Она не может остаться без последствий. Вы не боитесь, что войдя в Европу, быстро окажетесь «перевоспитанными»?»
Некоторые болгарские журналисты спрашивали у него, как он относится к обвинениям в свой адрес в национализме и антисемитизме. Валентин Григорьевич ответил, что он против национализма и антисемитизма, никогда не был членом общества «Память». Он подчеркнул, что на самом деле происходит злонамеренная подмена понятий - национализмом пытаются назвать защиту духовных и нравственных традиций русского народа. «В воспитании народа в лучших национальных традициях нет опасности ни для кого... Плохо ли, если я говорю: я не должен поступать дурно, потому что я русский... Я за русскую культуру, но для некоторых слово «русский» звучит как «антисемит». Ну, тогда для таких я антисемит».



13.- «Все, что живет на свете, имеет один смысл - смысл службы. И всякая служба имеет конец» / В марте 2015 года Валентин Распутин впал в кому, 14 марта писатель скончался за несколько часов до своего 78-летия. В Иркутской области, где он жил последние годы, был объявлен траур

На вопрос, с кем Россия - с Европой или против Европы, Валентин Распутин ответил: «Россия - это европейская держава сама по себе».
_______

Статьи опубликованы в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 - 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Программа подготовлена Бюро пропаганды художественной литературы СП России в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом женщин России».

Ольга Овчаренко и Ольга Решетникова
«Столетие» и «Коммерсант», 15 марта

перестройка, 80-е, политика и политики, западники и славянофилы, русские и славяне, диссида и оппозиция, книги и библиотеки, 90-е, наследие, деревня и село, народ и элиты, бывший ссср, воспоминания, символы, развал страны, известные люди, искусство, культура, болгария, юбилеи, природа и экология, национализм, современность, партии и депутаты, родина и патриотизм, интеллигенция, мудрость и философия, россия, 20-й век, афоризмы и цитаты, национальная идея, память, европа, поколения, менталитет, балканы, ссср, день рождения, литература, нравы и мораль, байкал, деградация, эпохи, даты и праздники, фото и картинки, русский мир, сибирь, идеология и власть, писатели и поэты, биографии и личности, 20-е

Previous post Next post
Up