Нижний Новгород. Интересные здания Верхне-Волжской набережной

Feb 07, 2017 11:27

Ещё архитектура Поволжья
Оригинал взят у babs71Нижний Новгород. На Верхне-Волжской набережной
Города Поволжья / Архитектура / июль, 2015

Еще один район Нижнего Новгорода, который я посетил во время этой поездки - Верхне-Волжская набережная. Надо сказать, что выбор именно этого района получился в некотором роде случайным.Ещё достопримечательности Нижегородчины



Дело в том, что дождь, начавшийся утром, плавно превратился в ливень, так что хотелось спрятаться куда-нибудь под крышу, а как раз на Верхне-Волжской набережной находилась пара музеев, которые в предыдущую поездку я посетить не успел. Поэтому, приехав на набережную мы с супругой сразу юркнули в один из музеев, который располагался в особняке Сироткина.Владелец особняка Д. В. Сироткин был весьма колоритной личностью: богатейший купец-старообрядец, вышедший из самых низов, городской голова Нижнего Новгорода (на этой должности он официально отказался от жалования), благотворитель, знакомый Горького (тот называл его "добрым малым, умницей, широким человеком").




2.
Свой особняк он заказал начинающим архитекторам братьям Весниным, для которых это здание стало первой крупной работой.



3.
При этом требования его были достаточно нетривиальными. Как вспоминал В. А. Веснин, "вы, - говорил он, - выстройте такой дом, чтобы после моей смерти он мог быть музеем, но квартира, в которой я буду жить, чтоб была деревянной. ... Сироткин решил сделать в кабинете звездное небо: приказал поставить "агромадные" звезды из лучшего червонного золота".



4.
Архитекторы успешно справились с задачей, построив элегантный особняк в стиле неоклассицизма.



5.
Теперь заглянем внутрь здания. Вестибюль:



6.



7.
Парадная лестница:



8.



9.
В здании применена анфиладная планировка (с одной стороны, она как раз соответствует эпохе, на которую ориентировались архитекторы, с другой - идеально подходит для музея).



10.
Особенно интересен один из залов, украшенный плафоном, который расписывал А. А. Веснин:



11.



12.



13.



14.
Рассказывают, что росписи Александра Веснина, чуть было не стали жертвой религиозного фанатизма. Увидев полуобнаженные фигуры, староверы пришли в неописуемое негодование. Сироткин, бывший в старообрядческой общине старшиной, приказал художнику: "Одеть!". Но старообрядцы снова постановили: уничтожить нечестивые картинки, на которых показано, что вместо Всевышнего и архангелов на небесах восседают смертные прелестницы. И вот однажды ранним утром, когда город еще спал, в дом Сироткина тайно проникли два маляра с ведрами купороса и кистями. Лишь счастливый случай спас произведение искусства. Производитель работ, у которого не получался баланс, остался ночевать в строившемся доме. Не было еще и пяти часов утра, когда он услышал шум внизу, а затем шаги и стук ведер. Маляры не подозревали, что кроме старика сторожа, в доме кто-то есть. Еще немного, и они прокупоросили бы росписи...



15.



16.



17.



18.
А это, вероятно, и есть те самые звезды из червонного золота:



19.



20.
Рядом возвышается большая и довольно эффектная сталинка:



21.



22.



23.



24.
А следом за ней стоит еще один купеческий особняк - усадьба Рукавишниковых:



25.



26.
Построена она в 1875-78 годах по проекту архитектора П. С. Бойцова и украшена богатой лепниной, созданной по эскизам скульптора М. О. Микешина



27.



28.



29.



30.



31.
Надо заметить, что если особняк Сироткина выглядит весьма стильно, усадьба Рукавишниковых заставляет скорее вспомнить эпитет "бохато"! Чрезмерная роскошь здесь производит несколько комический эффект.



32.
Она хорошо сохранилась (дети Рукавишникова сразу после революции пожертвовали ее городу с условием, что в ней устроят музей), правда снимать разрешают только в двух залах и на парадной лестнице.



33.



34.



35.



36.



37.



38.



39.
Я, правда, несколько нарушил запрет и сделал несколько снимков очень интересной черной лестницы особняка:



40.



41.



42.



43.



44.
Бальный зал:



45.



46.



47.



48.



49.



50.



51.



52.



53.



54.



55.



56.



57.



58.
Но самое комическое впечатление производит гостиная:



59.



60.



61.



62.



63.



64.



65.



66.
Еще одно интересное здание на набержной относится к 30-м годам. Это Индустриальный институт:



67.
Построен он был в 1929-1936 годах по проекту Д. Н. Чечулина и И. Ф. Неймана:



68.
Здание начинали строить в конструктивизме. Оно имеет асимметричные фасады и сложную планировку, но под конец его обогатили классическим наследием.



69.



70.
Самый эффектный фасад здания выходит на набережную:



71.
Его украшает необычная деталь - статуи студентов, стоящие на мощных пилонах (интересно, были ли эти пилоны в исходном проекте?).



72.



73.



74.



75.



76.



77.



78.



79.



80.
Другие фасады оформлены скромнее:



81.



82.



83.



84.



85.



86.
А напротив главного входа стоит чисто конструктивистское здание студенческой столовой:



87.
Теперь еще пара любопытных зданий, расположенных не на самой набережной, а на параллельной ей улице Минина. Институт инженеров водного транспорта построен в 1935-м году архитектором А. Ф. Жуковым%



88.



89.



90.



91.
А это здание налоговой инспекции скорее всего построено архитекторами А. Харитоновым и Е. Пестовым (в том же стиле они построили здание банка, которое я снимал в прошлую поездку):



92.



93.



94.



95.



96.

жильё и недвижимость, путешествия и туризм, поволжье, наследие, староверы и расколы, экскурсии, регионы, ссср, культура, нижний новгород, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, высшая школа, образование и воспитание, города и сёла, современность, эпохи, российская империя, музеи и выставки, фото и картинки, россия

Previous post Next post
Up