Нижегородчина. Староверские погребения. Лотий и Арсений

Oct 29, 2016 13:47

Ещё о страрообрядцах Поволжья
Оригинал взят у chegerНижегородское старообрядчество: могилы Лотия и Арсения
Керженский край

Давненько я ничего не писал про скиты нижегородские и про памятные места, связанные со старообрядчеством. Поэтому буду исправляться, так как за то время, пока был в Нижнем летом, успел найти ещё немало интересных и примечательных мест, которые до меня, думается, посещали лишь немногие.Ещё о страроверском кладбище



Читаю литературу, связанную с нижегородским старообрядчеством, я наткнулся на преинтересную статью С. В. Сироткина про "Устный керженский синодик". В нем упоминается очень много людей, непосредственно связанных с нижегородским старообрядчеством. Поэтому я решил попробовать найти места их захоронения, или хотя бы приблизительно попробовать понять, где они жили. Текст самого синодика ниже.Так вот, сегодня я расскажу вкратце про два знаковых места - могилы людей, упомянутых в этом небольшом тексте: инока-схимника Лотия и инока-схимника Арсений Соловецкого. Скажу сразу, что точное расположение этих мест я никому говорить не собираюсь: кому надо - знают или сами найдут. Добавлю лишь одно, чтоб большинство могил из этого документа я нашёл и расположены они так, что самим этот сделать просто нереально.

Этот материал подготовлен специально для сайта "Русская вера", и он открывает цикл летних репортажей-путешествий по нижегородским старообрядческим местам.

Текст синодика:



2.
Могила Лотия - одна из самых простых в поисках, так как расположена на поле у одной из больших деревень Семеновскго района.



3.
Издали выглядит она вот так - и не скажешь, что могилка...



4.
Про самого Лотия известно не много, практически ничего, старики уже почти ничего не помнят, а те кто помнил - давно умер... Известно лишь то, что он был одним из первых старцев, ушедшим в керженские леса и поселившихся здесь. Он был иноком-схимником, жившем на рубеже XVII-XVIII вв. К двадцатым годам XVIII века относится упоминание находившейся у починка Ларионова «Лотовой полянки» с кельей, сам же Лотий к этому времени умер и похоронен там же близ деревни Ларионово за рекой Санохтой в поле. Еще в семидесятые годы нашего века на месте погребения росла ель, а к девяностым уже почти все было распахано. В настоящее время поставлен памятный крест также заросший молодыми елочками, видимо, от той большой ели.



5.
Сейчас его могила притягивает к себе староверов со всей округи в Пасхальную неделю и на Николин день. В основном это приезжие из Семенова, так как в самом Лорионове староверов совсем уже и не осталось...



6.
После этого я собрался очередной раз поискать Старый Шарпан, который который год мне не давался. Нашел даже человека, который помнил, где он расположен, но был не в состоянии идти со мной. Набросав мне карту на бумаге, я в одиночестве двинулся на поиски пожалуй самого главного из керженских скитов.



7.
Видно, что тут раньше стоял дом, но это явно не место того скита... Побродив по лесу я так и вернулся ни с чем... В очередной раз Старый Шарпан мне не дался... Однако в этом сезоне я все-таки нашел этот важнейший скит Керженского края, однако про это в другой раз.



8.
В самой деревне имеются красивейшие дома, к сожалению, сейчас стоят в запустении



9.
Следующей я хотел найти могилу основателя Старого Шарпана - преподобного Арсения Соловецкого. Эту могилу найти было сильно труднее, что могилу Лотия, так как расположена она в глухом лесу, где то за одиноким дачным участком, в котором сейчас буквально пара домов... Хорошо, что по пути мне попались две дачницы, которые и подсказали, где находится это место - иначе ни за что бы не нашел.



10.
Оказалось, что за ней постоянно ухаживают и, кстати, это, пожалуй, самая ухоженная могила, если не считать могилы Софонтия.



11.
А вот фото столетней давности



12.



13.
Как утверждается, Арсений упоминается во многих исторических сочинениях, однако я что то так ни одного и не нашел. Если кто-то подскажет, где можно прочитать про него - буду очень благодарен. Известно про него, что после "соловецкого стояния" семеро монахов отправились в керженские леса. Одним из них и был Арсений. Согласно легенде, икона Казанской Божией Матери (дар царя Алексея Михайловича Соловецкому монастырю), явилась во сне иноку и велела идти за ней. Он так и поступил, пока не дошел до притока Керженца - реки Санохты, и не основал здесь Шарпанский Скит. Кроме этого, он же основал ещё один скит, названный в честь него Арсениевым. Тут же он и был похоронен, рядом со своим сподвижником Онуфрием, хотя по свидетельству Мельникова-Печерского, "гробница Арсения находится в лесу, недалеко от уничтоженного в 1853 году Шарпанского скита, близ деревни Ларионова". Видимо, Мельников-Печерский имеет в виду Новый Шарпан, и около него я не встречал могилы Арсения... Видимо, писатель ошибался.



14.
Кстати, последователи Арсения и Онуфрия основали свой толк, который так и назывался - арсениевщиной, (или кузьминщиной). Они отрицали новое священство и в последствии стали основой такого согласния, как Спасово - в свое время, самого распространённого в Нижегородской губернии.

русские и славяне, книги и библиотеки, кладбища, 18-19-ее века, наследие, деревня и село, христианство, священники, провинция, регионы, культура, памятники и достопримечательности, современность, православие, история, российская империя, традиции, турция и византия, поисковики, россия, память, поволжье, архивы_источники_документы, путешествия и туризм, староверы и расколы, храмы и монастыри, нижний новгород, религии, нравы и мораль, города и сёла, музеи и выставки, фото и картинки, биографии и личности

Previous post Next post
Up