От Москвы до Белухи . «Дикарями» на Алтай #6/6 Гора Белуха - ворота Шамбалы

Oct 06, 2016 12:23

Ещё путешествия по Алтаю
Оригиналы - здесь и здесь - взяты у samnamosАлтайские горы: к подножью Белухи!
Алтайтрип / Внутренний туризм

Белуха, согласно преданиям алтайских шаманов - это ворота в особую мистическую страну Шамбалу, или Беловодье. Также ее называют «жилищем богов» и «великим стариком», а Николай Рерих писал о Белухе, что «это гора, о которой шепчутся даже пустыни». Гора высится снежной вершиной над многочисленными хребтами Алтайских гор на границе России и Казахстана.Ещё в Алтайстопе

Выехав из Новосибирска, мы сначала добрались двумя группами до Горно-Алтайска, а затем уже по - отдельности - Игнат с Сашей, я с Игорем и Юлей поехали в сторону Тюнгура - маленькой этнической деревушки, последней за 45 км. до границы с Казахстаном. Оттуда начнется 10 - дневной поход к самой высокой горе на Алтае - к г. Белухе. Из Тюнгура нам предстоит двухдневный переход по Аккемскому ущелью, почти к самому леднику Белухи - аккемскому озеру. Там нас ждут 3 радиальных выхода: на его высочество - ледник, в долину 7 озер, в цветочную долину Ярлу к хребту "Мать Мира" и к камню Рериха. Из Аккема через первевал Кара-Тюрек мы перейдем к в ущелье р. Кучерла, а после дневки на чудесном высокогорном озере, отправимся обратно в сторону Тюнгура по Кучерлинскому ущелью.С каждым походом все больше люблю горы! Это чудесные места, где кайфово просто быть, дышать чистейшим воздухом, наслаждаться тишиной и некой таинственной атмосферой лесных вечерних предзакатных ущелий. Если вы ходите в горы, подскажите какие- нибудь интересные горные маршруты по Гималаям. Серьезно :)

Стопим по трассе Р-256 «Чуйский тракт».

Большая часть пути проходит по берегу самой большой и грязной реки Алтая - Катуни.

Один из малочисленных мостов на другой берег Катуни - в туристическую зону "Бирюзовая Катунь".

Развилка. Пересечение "Чуйского тракта" к Монголии и трассы Р-256 к южным районам Горного Алтая.

Движение такое редкое, что пункт ДПС превратился в столовую.

К счастью нас подобрал местный житель на черной волге и довез до крупного села - Усть- Кана.

Перед походом много слышал историй про неадекватных местных. Местные Алтайцы в большинстве своем народ миролюбивый и гостеприимный для туристов, но в пьяном состоянии башню им иногда срывает сильно. Игорь, приехавший В Усть - Кан, чуть раньше, чем мы с Юлей, успел познакомиться с какими - то местными, которые пытались у него, прямо напротив местного отделения полиции, выклянчить денежку. К счастью все обошлось, и вечером, мы, встретившись отправились искать место для ночевки. Поскольку движение на трассе было "почти" мертвым - от силы 5 машин в час, из которых 1 - 2 забитые туристами, но с физически отсутствующим местом в салоне, ехать дальше решили на автобусе.

Как - то само собой, спрашивая про автобусы познакомились с местной жительницей. Попросились у нее переночевать. Бабулька, на вид молодая, рассказала, что у нее открылся дар предвиденья, после похода на Белуху. Раньше, говорит, была просто бродягой, а потом во время блужданий "прозрела" и решила осесть неподалеку, завести семью. Вышла за местного Алтайца.

Утром ждем единственный в этих краях автобус, проезжающий всего раз в день.

Почти полдня езды по убитым дорогам, и мы оказались в Катанде. Раньше автобус ходил и дальше, вплоть до самого Тюнгура, но после весеннего потопа на Алтае, из-за частичного или полного разрушения мостов, движение прекратилось. Остальные 12 км до Тюнгура пришлось преодолевать пешком. Хотя и те не полностью - на пол пути туристы на легковушках сначала захватили с собой Юлю, а потом, сжалившись, вернулись и за мной (за что им респект!).

Тюнгур - маленькая этническая деревушка, последний насленный пункт в ущелье, вплоть до Чуйского тракта. Дальше 42 км пустоты. На Яндекс- картах по ущелью проложена трасса, на самом деле по этой "трассе" и на пешком стремновато пройти. В сети есть эпичные видосы, как водители-экстремалы с огромной толпой помощников проезжают эту дорогу на джипах. Расположен пос.Тюнгур на левом берегу реки Катуни, напротив устья реки Кучерлы. Образован в 1876 году. Находится на расстоянии 65 км. от районного центра села Усть-Кокса.

Из Тюнгура начинается большинство популярных туристических маршрутов к горе Белухе. Вблизи села, на правом берегу реки Катуни расположены турбазы «Тюнгур», «Высотник», «Зелёный дом». Связь между левым и правым берегом реки осуществляется через подвесной автомобильный мост.

Лагерь решили построить прямо на берегу Катуни, и завтрашним утром начать маршрут.

Коровки.

Местный детский садик.

Разноцветный домик.

С Тюркского языка "Тюнгур" переводится, как шаманский бубен. В поисках молока, мы нашли местный краеведческий музей, устроенный прямо на участке местными жителями.

Надзирательница музея - местная Алтайка охотно рассказала про историю края, показала местные наряды и орудия пользования, а под конец продала и молоко, которое мы изначально искали.

Игорь и Игнат знакомятся с картой окрестных гор. У нас самих в печатном виде ее не было (да-да, скажут походники, никакой организованности!!! Но к счастью карта так ни разу и не потребовалась).

Каабай - в переводе с алтайского - колыбель.

Творчество местных жителей.

Возвращаемся с молоком в наш лагерь, на другой берег Катуни. Когда проезжает машина по местному мосту - ощущения, как на аттракционе.

По скобам залезли на самый верх пилона.

Мост через Катунь построен в начале прошлого века, до сих пор жив. Даже весенний потоп пережил.

Следующим утром выходим на маршрут. Последний населенный пункт, в 2 км от Тюнгура - пос. Кучерла.

Закупаемся в местном магазине ништяками и продолжаем путь.

Мост через р. Кучерла (впадает в Катунь на востоке Тюнгура).

С самого утра погода не заладилась. Обилие быстро летящих на небе туч не предвещало ничего хорошего. К обеду небо стало совсем хмурым, и вскоре начался затяжной дождь.

К этому моменту мы успели подняться на перевал Кузуяк.

Перевал соединяет долины рек Аккем и Кучерла. Высота седловины перевала 1513 метров, на картах Генерального штаба СССР он значится, как проходимый с мая по октябрь. Через перевал проходит грунтовая дорога. По ней раз в день ездит ГАЗ - 66, транспортируя туристов и заброски до туристического лагеря "Три березы". Седловина перевала не выражена и представляет собой горизонтальный отрезок дороги протяженностью 300 м.

На спуске дождь сильно усилился, превращая глину на дороге в очень скользящую субстанцию. Ценой многочисленных падений на попу, мы насквозь промокшие, спустились в долину Узуаян.

Река Аккем.

Трудно описать радость, когда почувствовался запах костра. В конце долины оказался небольшой туристический лагерь с горячими лепешками и готовыми дровами.

Без сил, но безумно счастливые, греемся у костра.

Готовим завтрак.

Ко второму дню похода погода не наладилась. И от нас "отсоединилась" Юля, заявив, что к такому походу она не готова. Юля поехала к родственникам в Красноярск, а мы продолжили путь по Аккемскому ущелью.

Каменистый склон.

Очень красивый моховый склон.

Большая часть пути, тропинка виляла по "зеленому" склону, иногда проходя через небольшие водопады.

Большие подъемы меняются большими спусками, местами к самой реке.

Хотя река Аккем и мелкая, бродить ее крайне плохая идея. В этом месте несколько лет назад погибла группа туристов.

Маршут довольно популярный, не проходило и 20 минут без встречи с очередной группой туристов.

Очередной подъем, очередной водопад.

И вновь тропа идет воль реки.

Обилие поваленных деревьев - результат стихийного весеннего потопа.

Живописная стоянка.

Продолжаем путь...

Ягодные кустики.

О приближении к горному лагерю возвещает реклама горячих лепешек, ставших мемом этого похода. Никогда не думал, что кушать обычные лепешки будет так кайфово.

Лагерь Аккем.

Аил (слева) - традиционное национальное жилище, в котором до сих пор живут алтайцы. Внешне аил - это такое же строение, в котором жили наши предки с давних времен: конусообразное, легко перевозимое с места на место, зимой покрытое войлоком, а летом корой лиственницы.

Необычная форма аила позволяет разводить в нем открытый огонь; дым вытягивается в отверстие наверху, а тепло остается внутри. В настоящее время аил чаще используется, как кухня. Пол в аиле земляной или уложен камнем. При постоянном разведении огня земля хорошо прогревается даже в самые сильные морозы, а камень уж подавно, поэтому даже зимой в аиле никогда не бывает холодно. Удивительный факт, но при рождении ребенка его кладут в самое теплое место - на пол! Рядом с очагом делается углубление в земляном полу, выстилается сухой травой, шкурами зверей - и дети комфортно спали в таких теплых уютных “кроватках”.

В аиле по утрам и вечерам собираются все стоящие в Аккемском лагере туристы. Если закончилась еда - не беда! Аил придет на помощь. Внутри туристические группы складывают излишки запасов консерв, круп и хлеба, которой можно смело прокормиться. Да и вообще на маршруте мы периодически встречали схроны с едой в некоторых лагерях. Туристов много ходит.

В лагере мы встретили Красноярцев, которые сходили уже во все три радиалки и собирались следующим утром выдвинуться в сторону Кучерлинского озера, через перевал Каратюрек. Нам это все только предстояло. Получив от ребят эстафету и много ценной информации, отправляемся утром уже "на легке" к подножью Белухи - его высочеству леднику. Первый день без тяжелых рюкзаков за спиной.

Все эти камни принесла река Аккем.

Аккемское озеро. На фоне "Аккемская стена" - северный склон горы Белухи, обрывающийся красивой стеной долину реки Аккем.

"Бочки" - база МЧС. Здесь часто тусуются пограничники выборочно проверяя паспорта туристов.

Рядом с бочками расположена метеостанция.

Аккемское озеро во всей красе.

На противоположный берег можно перебраться только на лошади или лодке. На всем протяжении реки, переправа есть только возле лагеря Аккем и здесь. Мост возле лагеря Ак-кем мы будем проходить по - дороге в цветочную долину Ярлу, туда отправимся на следующий день.

Продолжаем подъем к леднику. По дороге встречается рукотворное сооружение из плоских камней. Окно на Белуху.

Один из мостов, через многочисленные притоки Аккема.

Водопадик.

Для строительства мостов шло в прямом смысле "что попало".

Мостик к часовне.

Часовня Архангела Михаила. Построена часовня по инициативе сотрудников поисково-спасательной службы МЧС по Республике Алтай и членов Туристско-спортивного союза Республики Алтай. Посвящена памяти туристов и путешественников, погибших в горах.

Внутри очень уютно и тепло.

Часовню начали возводить в 2005 году. Она построена из алтайского кедра. Средства на работы собираются из добровольных пожертвований родственников погибших, спонсоров и спасателей.

За последние 50 лет при восхождении на высшую точку Алтая - гору Белуха (4506) погибло более полутора сотен альпинистов. У многих нет могил. Часовня напоминает всем путешественникам об опасности легкомысленного отношения к горам.

Памятная табличка "ушедшей" группе.

Посетителей много. Сразу после нас в часовню вошла новая партия туристов.

Продолжаем подъем.

За спиной открылись живописные пейзажи.

Чем ближе к леднику, тем больше камней.

А вот и сам ледник. Талая вода вымыла в леднике огромный портал. На переднем плане группа туристов с детьми.

Протаина в леднике.

Оглядываемся назад. Зеленые пейзажи трансформировались в каменистые склоны.

Знакомое явление? Когда гора кажется близко, приближаясь к цели, расстояние, будто не уменьшается.

Ледна ледника - около 5 км.

Дальше идти не стали, и сделав небольшой перекус, отправились обратно.

Долина озера Аккем.

Стоянка в "Высотнике" платная, 100 - рублей за место для своей палатки или 1000 за огромную палатку, больше похожую на домик. Как бонус можно принимать теплый душ и пользоваться аилом (в том числе, как бонус - халявной жрачкой, оставшейся от предыдущих групп туристов). Решили снять домик.

Вторая радиалка была запланирована в долину цветов - Ярлу.

Единственный мост через реку Аккем.

Весной все это пространство было под водой.

Название долины говорит само за себя. Цветов здесь огромное количество. Как и местных с туристами, собирающих их на разноцветных склонах.

Главный в этих краях объект культа - масштабная площадь, огороженная приличной каменной стеной, выложенной энтузиастами. Внутри - "камень Рериха".

Ходят легенды, что сам Николай Рерих пометил этот камень как особое "Место Силы". Вокруг камня последователи Агни йоги и других учений построили целый сад камней, или Каменный Город. Считается, что камень заряжает энергией. Проверяем.

Стоящая рядом с камнем тетушка, продавщица эзотерических книг на тему камня и Алтая в целом, строго наказала проявить уважение к камню и снять обувь перед "зарядкой".

Ничто не предвещало перемен. Буквально за каких - то 10 минут тучи над долиной сгустились и пошел дождь.

Перемена погоды в Горном Алтае явление вполне привычное. Погода может несколько раз за день очень круто измениться.

Кайф в контрастах, друзья!

Кончился дождь так же внезапно и долину вновь заволокли теплые солнечные лучи.

Разнообразие цветов в этом месте впечатляет и радует глаз радужным спектром. С обеих сторон от долины расположились две горы, фиолетовая, которую называют «алтарем мира» и оранжевая - «сердце мира».

Обилие цветов здесь поражает.

Игнат залип на шышки.

А потом и я залип :)

Последние лучи, уходящего за горами солнца.

Водопад.

Возвращаемся в лагерь.

Обратно решили срезать и пошли не тем же путем, а по протоптанной лошадьми дороге левее по ущелью, решив, что раз уж она такая протоптанная, то точно выведет нас к мосту. А вот и нет!

В конце мы уперлись в Аккемсякое озеро. В то самое месо где лодочная переправа. Лошади здесь тоже ходят, от них и следы. Не учли, что лошадям под силу бродить реку. Пришлось навернуть знатный крюк до моста.

На другом берегу дымиться аил, манящий теплым ужином.

Утром отправились в третий радиальный выход в долину Семи озер.

"Очень красивое место, как и весь Алтай, если с погодой везёт" - гласит пояснение к контуру на викимпапии. Полностью согласен с этим. Однако с погодой как раз не повезло. Но это поход, выбора здесь нет :)

Продолжаем подъем.

Церквушка погибшим альпинистам.

Саша выражает свое отношение к погоде.

В далеке остались бочки.

В итоге дошли до первого озера. Хотя значительная часть подъема была позади, дальше идти не стали - не было больше сил и настроения, и к тому же пошел дождь.

Отмечаем подъем прогулкой по озеру, и отправляемся обратно в лагерь. На следующий день предстоит переброска в соседнее, Кучерлинское ущелье, через перевал Каратюрек.

Лагерь решили поставить поближе к тропинке на перевал, чтобы выйти пораньше. Больше часа ушло на сооружение печки и возведения над ней навеса из клеенки - сказывается отсутсвие благ цивилизации, в виде Аила, где всегда горит очаг, а если и не горит, то развести его дело пары минут. Ночное небо на Алтае потрясающее! Млченик словно "торчит" из Белухи

Следующим утром мы начнем подъем на пер. Каратюрек, к высокогорному Кучерлинскому озеру, откуда после дневки, отправимся в сторону Тюнгура.

Об этом в следующем обзоре :)

Окончание следует...
Алтайские горы - Кучерлинское озеро

В прошлом обзоре мы проделали путь от Тюнгура до Аккемского озера, остановились в туристическом лагере "Высотник" и сходили на легке в 3 радиалки (к леднику, в цветочную долину Ярлу и долину Семи Озер). Половина пути позади.

Теперь нам предстоит переход через перевал Каратюрек, спуск к прекраснейшему высокогорному Кучерлинскому озеру и возвращение по Кучерлинскому ущелью обратно в Тюнгур.

К большому счастью день выдался солнечный и теплый. Сложив лагерь по рюкзакам, мы выдвинулись по направлению к перевалу Каратюрек. Подъем занял несколько часов. По - дороге встретили несколько групп туристов, в которых были даже пенсионеры. Одна из таких групп, на очередном привале, угостила нас свежезаваренным чаем.

Игорь пытается словить на перевале связь. Тщетно. Хотя у всех нас телефоны и показывали почти все палочки, связь не работала. Единственный раз, во время всего похода сигнал появился лишь раз, чуть позже, когда мы спускались с перевала Хотютау.

К счастью погода в этот день выдалась солнечной и малооблачной.

Перевал не имеет категории, однако набор высоты получается значительным на всем маршруте.

Кара-Тюрек (алтайский «кара» - чёрный, «тюрек» - сердце) находится на водоразделе рек Ак-Кем и Кучерла, справа от горы Белуха. Последние метры подъема самые "крутые".

Группа на лошадях.

По туристической классификации - перевал "1А" категории сложности, характер препятствий - осыпной, высота 3060 метров. Хотя перевал считается технически простым, его прохождение требует определенной выносливости и психологической готовности идти много часов по осыпи.

Вершина перевала представляет собой площадку 50х50 метров, увенчанную снежным склоном, из талых вод которого все проходящие путешественники делают чай. На площадке сложен тур, олицетворяющий точку перехода, высотой примерно с метр, украшенный разноцветными ленточками. С вершины перевала открывается великолепный панорамный вид на гору Белуха, бесконечные вершины Катунского хребта и ущелье Ярлу, с отчетливо видимым контуром Матери Мира, прекраснейший вид на хребты, окружающие Аккемкое и Кучерлинское озера.

С перевала открылся вид на все три вершины Белухи. Наивысшая точка - 4506 метров.

По хребту можно дойти к самой высокогорной метеостанции в России - Каратюрек (2600м), однако нам не по - дороге. Идти примерно 12 км.

Кучерлинское ущелье. По нему нам предстоит идти обратно в сторону пос. Кучерлы, а потом до Тюнгура.

А отсюда мы пришли.

Игорь пытается словить связь. Безуспешно.

Продолжаем спуск в Кучерлинское ущелье.

Закат нас застал на Кедровых стоянках. Решили расслабиться и встать на стоянку на одном из засыпанным иголками и поросшим мхом, холмике, а до озера дойти утром. Очень красивое место и к тому же рядом протекает ручей с пригодной для питья водой!

Идти до Кучерлинского озера оказалось совсем ничего. Большую часть пути тропинка шла на спуск.

Через пару часов мы были на месте.

С холмика открывается один из самых известных ракурсов на озера. Часто он фигурирует на местной сувенирной продукции.

Вода в озере чистейшая. По левому берегу разбиты многочисленные туристические стоянки (половина из которых - лошадиные туры), а на правом турбаза Кучерла.

На стыке озера и вытекающего из него ручья стоит крепкий мостик.

Турбаза Кучерла. Здесь мы досыта объелись долгожданными горячими лепешками. Уж не знаю почему, но в лепешки купленные в городе - небо и земля. Хотя готовятся вроде одинаково.

При турбазе есть своя моторная лодка. Интересно, как ее сюда перенесли? На вертолете?

Игнат с Игорем наслаждаюбтся видами.

В меру насытившись, мы вернулись на другой берег и отправились искать место для стоянки. Берег озера густонаселены - многие туристы приезжают сюда просто отдохнуть. Пройдя больше десятка лагерей, место было найдено.

Красота, не правда ли? По поверьям местных жителей в Аккемском озере вода "мертвая", а в Кучерлинском "живая".

Решив, что мы безусловно молодцы (позади была бОльшая часть маршрута), позволили себе остатсья в этом райском месте, окруженным горами, остаться на дневку. Эта ночь была самой молшебной в походе.

Небо густо усыпанное здездами завораживает, задрав голову, можно простоять очень долго, так и не насытившись этой красотой. А горы, окружающие со всех сторон озеро, придают еще больше романтики и уюта. Оставаться здесь хочется вечно.

Весь следующий день мы отсыпались и отдыхали. Игорь где- то раздобыл целый пакет полуфабрикатов Гала- Гала, которыми мы объедались весь день. Надо сказать самые вкусные полуфабрикаты, которые я пробовал (не сочтите за рекламу). Следующим утром, рано встаем и выдвигаемся к финальной точке маршрута. Прощаемся с этим райским местечком и продолжаем путь - в сторону Тюнгура.

Вся тропинка проходит вдоль реки Кучерла. Обратно идти оказалось гораздо проще и быстрее. Во - первых не было резких перепадов тропы, во - вторых погода нам улыбалась. В результате обратный путь до Кучерлы занял вместо трех, всего полтора дня. Зато видовых мест было не очень много - дорога шла в основном по лесистой местности.

Примерно на пол пути к Кучерле мы наткнулись на огороженный кусок скалы. Уже дома, прокладывая маршрут по викимапии, я узнал, что это грот Куйлю с древними петроглифами.

Лет 50 назад в гроте были обнаружены наскальные изображения. На алтайском языке слово куй означает "пещера", а куйлу - "имеющий пещеру". Грот Куйлю имеет размеры 15x15 м. Сверху его "украшают" натеки накипного лишайника черного и красного цвета. Накипной лишайник растет очень медленно. В зависимости от условий обитания он прирастает в год от 0,25 до 1 мм. По скорости роста лишайника археологи Горного Алтая могут определить возраст наскальных изображений.

В 20-е годы на Алтае практиковались захоронения в пещерах. Умершие алтайцы буквально "уходили в гору". Такие захоронения можно обнаружить в труднодоступных гротах и пещерах долины р. Каир (левый приток Аргута), в долине р. Ак-Кол (правый приток Чаган-Узун), в долине р. Уландрык (левый приток Чуи).

Среди петроглифов грота Куйлю интересно найти существо, сочетающее в себе звериные и птичьи черты. Ученые считают, что это изображение древнейшего божества Азии - громовника.

За гротом раскинулась огромная поляна с туристическими стоянками. Кто-то разжег костер и забыл потушить. Так как погода была сырая, это сыграло нам на руку - для приготовления вкусного обеда.

Дорога вдоль р. Кучерлы более популярна, чем вдоль р. Аккем - перепадов значительно меньше, и поток туристических групп больше - часть из них идут просто до озера и обратно.

На контрастах похода, последние 10 км пути показались настоящим удовольствием - дорога почти полностью проходит по равнинным полям.

А это крайняя точка заброски туристических групп. До Кучерлы около 5 км.

С возвращением в цивилизацию!

Закупившись местным, Алтайским пивом, мы пошли в баньку при турбазе "Зеленый дом" отметить завершение похода. По ценам - около 300 р с человека за 1 час.

Переночевали вновь на берегу Катуни, а следующим утром выехали в сторону Горно-Алтайска.

На этом завершаю рассказ про путешествие на Алтай. Надеюсь вам было интересно! Спасибо за внимание :) До новых встреч :)

интересно, смерти и жертвы, мистика и оккультизм, язычество, архе_геология, путешествия и туризм, фольклор, деревня и село, провинция, природные зоны, регионы, известные люди, культура, дороги и транспорт, природа и экология, памятники и достопримечательности, нравы и мораль, религии, реки и водоёмы, казахстан, города и сёла, современность, климат, алтай, музеи и выставки, фото и картинки, сибирь, народы, биографии и личности, россия