Как американский «Дуглас» оказался в тундре Таймыра и почему станет памятником русским полярникам

Sep 16, 2016 19:17

Ещё о полярной авиации

Памятник мужеству
В Красноярск доставят ленд-лизовский «Дуглас», совершивший аварийную посадку в тундре почти 70 лет назад / История самолета «Дуглас», доставленому по ленд-лизу

Из Красноярска на полуостров Таймыр отправилась экспедиция «Дуглас ждет!», организованная при поддержке Русского географического общества и компании «Норильский никель». ©Ещё о регионах в ВОВ



Douglas DC-3/C-47, сер.№ 42-32892, зав.№ 9118, на просторах Таймыра. Передан ВВС США 24 февраля 1943 г. в состав ВВС СССР под номером "СССР-Н-328"
Ее участники собираются привезти и восстановить раритетный самолет «Дуглас» С-47, совершивший аварийную посадку в глухой тундре почти 70 лет назад. На месте крушения самолета будет установлен памятный знак.РП узнала, почему и как отреставрированный борт С-47 со временем станет памятником полярным летчикам и всем покорителям Русского Севера.




2.
Слепой полет и вынужденная посадка

Самолет С-47 DL попал из США в СССР по действовавшей во время Великой Отечественной войны программе поставок по ленд-лизу.



3.
- Этот самолет передали советским летчикам 12 марта 1943 года в городе Фербэнкс на Аляске. В Красноярский край «Дуглас» был доставлен по той самой прославленной авиатрассе Аляска - Сибирь, по которой попадали на фронт все ленд-лизовские самолеты из США, - рассказывает РП историк и краевед Иван Савельев. - Однако именно этот «Дуглас» остался в тылу: с марта по ноябрь 1943 года он входил в состав 7-го перегоночного авиационного полка, летавшего по трассе Аляска - Сибирь. Затем решено было передать его Управлению полярной авиации Красноярского края и использовать для проведения ледовой разведки в районе Карского моря. А когда война закончилась, благополучно доживший до Победы «Дуглас» был передан Красноярскому управлению гражданского воздушного флота. До 1947 года он перевозил людей и грузы за Полярным кругом, а 23 апреля 1947-го был вынужден совершить аварийную посадку на полуострове Таймыр в глухой тундре, где до ближайшего поселка Волочанка нужно было добираться 180 км.



4.
В роковой для него день «Дуглас» вылетел из аэропорта Косистый в бухте Кожевникова на побережье Карского моря, чтобы перевезти грузы и пассажиров «Нордвикстроя» в Дудинку. На его борту было 26 взрослых пассажиров и трое детей, 852 кг груза и багажа. Через полчаса полета у самолета отказал левый мотор. Командиру экипажа Максиму Тюрикову, опытному полярному летчику с 15-летним стажем полетов и целым списком наград, пришлось принимать сложное решение. Вернуться в Косистый было уже нельзя: когда самолет вылетал, шел непрерывный снег, видимость не превышала одного километра, причем погода продолжала ухудшаться. Поэтому Тюриков решил лететь на одном моторе в сторону Хатанги в надежде, что там погода окажется летной. И тут выяснилась подробность, едва не стоившая жизни всему экипажу и пассажирам. Оказалось, что на правом моторе не работает генератор. Поэтому у рации быстро кончился заряд аккумулятора, и «Дуглас» остался без связи. Пришлось лететь вслепую и пытаться как-то самостоятельно ориентироваться и держать верное направление в условиях почти полного отсутствия видимости.



5.
Когда Хатанга уже должна была показаться на горизонте, стало понятно, что самолет все-таки заблудился и не сумел удержать верный курс. Тогда Тюриков решил лететь к следующему аэропорту на маршруте - Волочанке. Но на пятом часу полета «Дуглас» попал в область обледенения и был вынужден резко изменить направление. Вскоре ему удалось выбраться из полосы непогоды, но понять, где они находятся, пилоты не смогли.



6.
И тут у «Дугласа» отказал и правый мотор, перегревшийся из-за двойной нагрузки. У Максима Тюрикова больше не оставалось выбора - пришлось пытаться посадить самолет прямо в тундре. Попытка приземлиться на глубокий снег закончилась тем, что «Дуглас» встал на нос, потом ему сорвало левый мотор от удара о наст, и лишь после этого он снова встал на выпущенные шасси. Мастерство пилотов и удача помогли избежать катастрофы - ни один из пассажиров не пострадал, все отделались ссадинами и синяками.



7.
Спасенные и пропавшие без вести

Как опытный полярный летчик Максим Тюриков понимал: лучше всего не покидать самолет и ждать помощи всем вместе - поиски обязательно будут организованы, как только выяснится, что «Дуглас» не прибыл в порт назначения. Однако пассажиры не разделяли его уверенности. Когда через три дня помощь так и не пришла, они настояли на том, чтобы экипаж сам попытался выйти к людям. Тогда Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Пискарев, бортрадист Алексей Смирнов и несколько пассажиров-добровольцев решили добраться до какого-нибудь населенного пункта. Больше их никто не видел.



8.
Организовывать быт оставшихся у самолета пассажиров до прихода помощи пришлось второму пилоту Сергею Аношко. Он собрал все запасы еды и разделил ее на порции, которых должно было хватить до прихода помощи. Однако дни шли, ее все не было, и вскоре еды осталось всего по одной ложке на человека в день. Люди страдали не только от голода, но и от мороза. Лишь благодаря тому, что они сожгли обшивку и часть груза, никто не погиб - обошлось небольшими обморожениями рук и ног.



9.
- Поиски пропавшего самолета начались в тот же день, 23 апреля. Однако они долго не давали результата, поскольку «Дуглас» искали совсем не там, где он приземлился, а там, где должен был быть по плану полета, - рассказывает Иван Савельев. - Лишь 11 мая 1947 года самолет и группу людей возле него сумел заметить Федор Шатров - летчик, которого знали на всем Русском Севере, герой Советского Союза, специально присланный для проведения поисковых работ. После этого всех вывезли с места аварии на собачьих упряжках живыми и практически невредимыми.



10.
Поиски Тюрикова и восьми его спутников продолжались до 1 сентября 1947 года. Однако никакого результата они не дали, хотя в них принимала участие не только авиация, но и местные оленеводческие бригады. Казалось, что девять человек исчезли бесследно, поэтому 22 октября 1947 года все они были официально признаны пропавшими без вести.



11.
- Лишь 23 октября 1953 года местный охотник Филипп Саханин обнаружил в районе реки Шейтан скелет человека. По сохранившимся документам - удостоверению пилота, летной книжке, партбилету - стало понятно, что это останки командира «Дугласа» Максима Тюрикова, - продолжает Иван Савельев. - Как он добрался до реки, расположенной примерно в 150 км к юго-западу от места аварийной посадки, почему и когда погиб, установить не удалось. До сих пор неизвестно, что стало с остальными восемью его спутниками, они продолжают считаться пропавшими без вести. Судьба самого самолета оказалась не менее печальной: «Дуглас» обследовали, признали пригодным для капитального ремонта, но списали, поскольку пришли к выводу, что доставить его в мастерскую невозможно.



12.
В воздух через 70 лет

В состав экспедиции Русского географического общества, которая пытается сделать это спустя почти 70 лет, входит дочь Максима Тюрикова Авелина. Для нее возможность побывать на месте, где ее отца видели живым в последний раз, привезти домой горсть земли с места аварии - настоящий подарок судьбы.



13.
- Когда мы узнали, что самолет отца попал в аварию, мне было всего шесть лет, а моему брату - два годика, - говорит РП Авелина Анциферова. - За полгода до этого умерла наша мама, папа очень тяжело переживал ее кончину. Отца поддерживало только то, что он был действительно влюблен в свою работу, в полярную авиацию. Ведь он даже меня назвал в честь авиационной линии - АвИлина, правда, потом букву «И» в имени мне заменили на «Е». Когда папа пропал, мы очень долго верили, что он жив, что его удастся найти. То, что этого не случится, осознали лишь шесть лет спустя, когда было обнаружено его тело. К нам многие приходили, чтобы выразить соболезнования. Мы получали и благодарственные письма от пассажиров, которых удалось найти и спасти. Отец всегда был и останется для нас настоящим героем. Я счастлива, что его подвиг не забыт.



14.
Участники экспедиции уже начали разбирать самолет на составные части, чтобы доставить его в Красноярск. Это непростая задача: за годы, проведенные под открытым небом, все болты и гайки заржавели, поддаются с трудом. После того как завершится эта часть работы, разобранный «Дуглас» перевезут вертолетом на Енисей и на барже отправят в Красноярск, где самолет соберут и отремонтируют. Возможно, борт С-47 удастся отреставрировать настолько, что он снова сможет летать. В состав экспедиции входит американский пилот Гленн Мосс, располагающий большим опытом полетов на «Дугласах» и знакомый с тонкостями их технического устройства. Он поможет российским коллегам достичь поставленной цели.



15.
- Мы надеемся, что восстановленный «Дуглас» станет одним из центральных экспонатов Музея освоения Русского Севера, которому он будет передан, - сообщил РП Игорь Спириденко, руководитель экспедиционного центра Русского географического общества. - Однако пока рано заявлять, что нам непременно удастся отреставрировать «Дуглас» до летного состояния. Это сложная, но важная задача, ведь ни в одном из музеев нашей страны больше нет ленд-лизовского самолета этого типа. А этот «Дуглас» сохранился лучше остальных, и к тому же это больше, чем просто самолет - это памятник мужеству наших полярных летчиков.



16.
СПРАВКА. Это Douglas C-47-DL, серийный номер - 42-32892, заводской - 9118. Самолет был передан ВВС США 24 февраля 1943 г., в состав ВВС СССР передан 12 марта 1943 г., где и был зачислен под номером "СССР-Н-328". Первоначально был причислен к 7-му Полярному авиационному полку 1-й Полярной авиационной дивизии. Согласно приказа №ОК/071 от 16 апреля 1943г., откомандирован в распоряжение Управления полярной авиации, для проведения ледовой разведки. В период с 22 октября по 10 ноября 1943г. производил позднеосеннюю разведку льдов Карского моря, под управлением летчика М.А. Титлова. В период с 30 июня по 24 июля 1944г. совершал вылеты с базы в Андерме, так же для производства разведки льдов Карского моря. С 1945 года входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. Далее получил номер Л-3072.

Вот что пишет Вадим Денисов в книге "Неведомый Норильск": - "Аварийно сел 13 апреля 1947 года в районе р. Дудыпты, севернее пос. Волочанка - отказ левого двигателя. Сели удачно и "сидели" так двадцать дней, пока их не обнаружил экипаж Ф. Шатрова. Выжило 28 человек: у некоторых небольшие обморожения рук и лица (в основном дети). Командир Тюриков, бортрадист Смирнов и с ними семь пассажиров пропали без вести - ушли в поисках помощи в заснеженную тундру и не вернулись."

Фото и справка увидены и заимствованны у nordroden
Полина Виноградова, Красноярск
«Русская планета», 14 августа 2016

красноярск, техника и технологии, наследие, факты и свидетели, вов и вмв, регионы, катастрофы и катаклизмы, сша, героизм и подвиги, 40-е, арктика и антарктика, современность, история, армия, родина и патриотизм, жизнь и люди, поисковики, россия, ямал и таймыр, возрождение, авиация, смерти и жертвы, память, поколения, архивы_источники_документы, помощь, север, дороги и транспорт, военные, общество и население, нравы и мораль, союзники, семья, сибирь, идеология и власть, биографии и личности

Previous post Next post
Up