Палладио и русское палладианство / Выставки

Jun 23, 2016 16:39

Ещё из истории архитектуры и ещё музеи и выставки Москвы

Палладио: из Италии в Россию
Выставка, посвященная самому знаменитому архитектору в истории мирового искусства, заняла залы сразу двух московских музеев / Статья 2015 года

Музей-заповедник «Царицыно» и Музей архитектуры открыли в 2015 году, с апреля по июль, на своих площадках двухчастный проект «Палладио в России», в первом случае показывая историю увлечения знаменитым итальянским архитектором от правления Петра I до революции 1917 года, во втором - за последние почти сто лет. ©По теме: В поисках «русского стиля»



Выставка «Палладио в России» / Фото: Сергея Хачатурова
Проект этот показывали осенью в Венеции в рамках перекрестного Года туризма Италии - России, а теперь еще расширили и привезли в Москву.«В России, склонной всегда впадать в крайности, Палладио превратился в нечто большее, чем Палладио», - острит в замечательных текстах каталога сокуратор Аркадий Ипполитов (выставку они делали с Василием Успенским). Объясняя суть затеи, на пресс-конференции Ипполитов сообщил, что сюжет можно было бы назвать невероятными приключениями итальянцев в России. Ну, известный фильм, разумеется, сам по себе, но виражи русского палладианства порой были крутыми, и кураторы тут помимо известных и ожидаемых персонажей, вдохновлявшихся итальянским архитектором, вытаскивают на свет необычные, на грани курьеза детали.




2.Хрестоматийное произведение Андреа Палладио - вилла «Ротонда», построенная около 1570 года под Виченцей. Деревянная модель 1935 года, выполненная А. Любимовым

Когда, например, увлечение палладианством откликнулось эхом не только в усадьбах-церквях: ведь если прославивший петербургскую архитектуру Джакомо Кваренги тщательно зарисовывал Палладиев хит, виллу «Ротонда», так у него же найдется и рисунок кухни-руины в Царском Селе. И там - все необходимые элементы налицо: и колонны, и арка, и скульптура, разве что хорошенько подернутые ветхостью. А Николая Львова вкус к итальянской классике и вовсе довел до рисунка с проектом дровяного сарая для собственной родовой усадьбы Никольское-Черенчицы.



3.Портрет Андреа Палладио работы неизвестного итальянского художника конца XVI - XVII века

Андреа Палладио (1508-1580) недаром обратился в миф имени себя, в то самое палладианство. И для Возрождения, и для истории искусства он стал квинтэссенцией классического античного вкуса, строго и изящно переведенного в новые реалии. Ностальгия по античности оформилась в его постройках мотивом ордерной аркады, который потом получит название палладианского. Ведь если само слово «ордер» переводится и как «порядок», ренессанс древней моды задает свой порядок, подчиненный ритму арок, колонн и каждой детали, работающей на ансамбль здания. Вилла «Ротонда» под Виченцей стала символом гармоничного союза древнего храма с портиком и купола, превратившихся теперь в храм для частной жизни. Церкви Палладио возводил тоже с куполом и классическим портиком. Его вичентийская базилика - «одетая» в двухъярусную ордерную аркаду постройка еще XIII века. Его театр «Олимпико» (завершенный уже другим архитектором - Скамоцци) тоже решен внутри как классический фасад, сквозь который видны декоративные перспективы улиц. То есть тот самый классический ордер Палладио возвращает в архитектуру как ее пульс, как ритм объемных колонн или уплощенных пилястр, не только тактично вписанный в «физиономию» здания, но и соразмерный движению человека.



4.Один из первых палладианцев в России - Джакомо Кваренги. «Собор Вознесения Господня в Софии близ Царского Села», конец 1780-х - начало 1790-х

Российский палладианский миф стартовал в 1699 году, когда появилась рукопись одного из князей Долгоруковых. Заявленный как перевод трактата «Четыре книги об архитектуре» Палладио на самом деле это был своеобразный конспект разных архитектурных трудов, но именно эта точка стала отправной для местного палладианского мифа. На выставке его трактуют широко, представляя итальянского архитектора проводником классицистических идей вообще. Так что в фокусе оказались не только главные палладианцы, приглашенные в Империю Екатериной II, - Кваренги (он построил, в частности, здание Академии наук) и Чарльз Камерон (придумавший среди прочего хрестоматийную царскосельскую Камеронову галерею), которые во многом определили облик столицы и загородных резиденций. Не только Павловск как образец палладианской императорской резиденции или не только развивавший палладианство в усадебном мире и осуществивший первый изданный перевод «Четырех книг об архитектуре» Николай Львов. И даже не только поклонник итальянца Иван Жолтовский, уже во времена сталинского неоклассицизма процитировавший Палладиеву виллу Пояна на фасаде московского кинотеатра «Победа», а идею могучего, монументального ордера - в доме на Моховой улице.



5.Иван Жолтовский «Жилой дом на Моховой улице. Фасад», 1933-34

Миф - это ведь еще и про образ жизни. Поэтому кроме архитекторов первого ряда кругами на воде тут расходятся и зодчие всех прочих рядов, а помимо архитектурных рисунков-планов-разрезов показывают живопись - и идиллические виды конца XVIII-XIX веков с имениями и усадьбами, чутко, как делал сам Палладио, вписанными в пейзаж, и грезы символистов вроде Виктора Борисова-Мусатова с холстами-видениями об уходящем в прошлое усадебном быте. Да даже авангардист и будущий абстракционист Василий Кандинский на выставке «прописан» пейзажем с усадьбой Ахтырка - с непременным домом при куполе и классическом портике, который глядит с холма и обрамлен осенними деревьями.



6.Василий Кандинский «Усадьба Ахтырка», 1911-16 / Фото предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Правда, идея нынешней выставки (собранной по десяткам музеев и частных собраний), кажется, получилась легче, изящнее воплощения. И каталог выглядит интереснее, чем то, что вы увидите, если решитесь на марш-бросок, на обеих площадках. На выставке, естественно, показаны преимущественно бумажные проекты, и порой думаешь, что это не столько комментарии на полях палладианства, сколько размышления о классицизме в целом, который в разные периоды отражал совсем разные стремления эпох вплоть до ордера как «порядка» уже в сталинское время. Информативно - да. И очень хороши иронично подобранные детали, например, со сделанным Андреем Буровым проектом загородного дома Любови Орловой, который фасадом тоже вспоминает виллу Пояна Палладио. Но только в обилии бумажных прожектов то и дело боишься утонуть.



7.Один из примеров наиболее явного влияния Палладио - проект русского павильона на международной выставке в Риме 1911 года. Архитектор - Мариан Перетяткович



8.Работа раннего советского времени с архитектурными цитатами театра Олимпико Палладио в Виченце - Иван Фомин «Конкурсный проект Дворца рабочих в Петрограде. Интерьер театра», 1919



9.Проекты раннего советского времени



10.Одна из самых оригинальных идей использования ордера - Николай Львов «Проект деревянного сарая в усадьбе Никольское-Черенчицы. Фасад и план», 1780 - 1790-е. На обороте рукой завзятого палладианца Львова сделана надпись: «Мой деревенский дровяной сарай»



11.Фрагмент инсталляции Александра Бродского «Предпоследний день Помпеи», 1997



12.Александр Зосимов «Коллаж №4», 1985



13.Андрей Буров «Проект загородного дома артистки Любови Орловой», 1937



14.Василий Поленов «Бабушкин сад», 1878 / Фото пПредоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева



15.Неизвестный мастер. Резная деревянная капитель коринфского ордера второй половины XVIII века



16.Первое издание трудов Палладио на русском языке - Алексей Долгоруков «Архитектура цывилная, выбрана из Паладиуша славного архитектора и из иных разных многих архитекторов славных», сентябрь 1699



17.Трактат Андреа Палладио из библиотеки Петра I



18.Чарльз Камерон. Разрез Софийского собора в Царском Селе, ок. 1782 г. / Фото предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева



19.Евграф Крендовский. «Площадь провинциального города», 1850-е гг.



20.Иван Фомин. Академия наук в Москве. Перспектива, 1933-49 гг. / Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева



21.Иван Фомин. Проект застройки острова Голодай («Новый Петербург»), 1912 г. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева



22.Александр Гегелло, Давид Кричевский. Чертеж фасада Дворца культуры Московско-Нарвского района Ленинграда, 1925-27 гг. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева



23.Джакомо Кваренги. Большой театр в Петербурге. Главный и боковой фасады, ок. 1802 г.



24.Выставка «Палладио в России»



25.Василий Причетников. "Храм Верности. Вид в парке имения «Надеждино»", 1806 г.



26.Николай Подключников. «Усадьба Останкино графов Шереметевых. Вид из-за пруда на дворец и церковь», 1836 г. Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Дописточник иллюстраций: Сергей Хачатуров / Архи.ру
Текст: Дарья Курдюкова, фото: Олег Грицаенко
«Культура и досуг в Москве», 27 апреля 2015

интересно, живопись, наследие, европа, средневековье, народ и элиты, символы, известные люди, искусство, ссср, культура, архитектура и дизайн, слова и термины, италия, современность, история, эпохи, музеи и выставки, российская империя, фото и картинки, страны и столицы, биографии и личности, турция и византия, россия, москва

Previous post Next post
Up